Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".
Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее. По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя. Наиболее высокая ступень характеризуется переходом от интонационной выразительности к языковой. Ребенок осваивает средства образной речи: метафоры, эпитеты, сравнения для образной передачи мысли. Эта ступень тоже не имеет определенных возрастных границ. Она появляется к концу дошкольного детства и развивается на протяжении всей жизни. Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности.
Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи. Зачастую в процессе речи дети не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно -справиться с выговариванием 7 звукосочетаний и слов. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи. Большую роль в речи играет интонация. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе высказывания развивается с помощью специальных упражнений.
42.Кирауництва мауленчасти зносинами дятей у штодневной жизни. Разговор.. Разговор имеет большое значение. можно оказать влияние на все стороны речи реб: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, разв-ть навыки диалога и монологической. речи. В индивид разговоре легче сосредоточить внимание реб на отдел ошибках в его речи. Владеть и изучить все стороны дет речи, выявить ее недостатки, определить, в чем поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего учитывать возраст детей. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В коллект разговоре участвуют несколько детей или вся группа. Самое лучшее время для коллект-х разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднам. Преднамер разговоры планир-ся воспитателем заранее. Непреднам разговоры воспитатель не планирует, они возник по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачей воспитателя и зависят от возрастных особенностей детей. В мл гр круг разговоров связан с тем что окружает детей, что они непосредственно наблюдают; с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В сред и стар гр-х тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С реб говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. Малыш не всегда относит к себе речь, обращенную ко всей группе, поэтому следует конкретизировать свое обращение («Дети, подойдите ко мне. И Ваня подойди, и Катя»). В ср и ст группах начинают преобладать коллективные разговоры. Дети уже умеют слушать воспитателя и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться; способны более длительное время слушать других и говорить сами. Разговоры их более длительны, поскольку запас знаний больше, а интересы шире.
43.Беседа
как метод обучения
44. Методикаучения пересказа литературных произведений.
Занимались Тихеева, Берушина, Борович.
Произведения для пересказа должны отвечать следующим ценностям: 1)иметь мораль 2)иметь четкую композицию с выражением последовательности.
Использовать прямую речь, доступность произведения для пересказа
Требования к пересказу: 1) полнота передачи произведения 2) последовательность и связность рассказа 3) использование оборотов авторского текста 4) плавность пересказа 5) выразительность
Систематическое обучение детей пересказу
Структура занятия по пересказу.
1) вводная часть. Цель: создать интерес к занятию: краткая вспомогательная система, первичное чтение произведения. 2) первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3) вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4) подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. 5) повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6) пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7) пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Приемы обучения пересказу.
1) образец чтения произведения 2) обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала 3) подсказ слова или фразы 4)совместный пересказ педагога и ребенка, отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). 5) оценка 6) вопросы, но лучше после пересказа 7) пересказ по ролям (в лицах) 8) игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов
45.Виды детских апавяданняу. Этапы обучения детей рассказыванию: Задача рассказа: доставлять радость развивать умение чувствовать и речь ребенка.1. подготовительный (Ц: научить детей рассматривать предмет, игрушки, картины) 2. учить детей составлять рассказы на наглядной основе
Ушакова: 1. подготовительный 2. обучение составлению описательных рассказов 3. составление повествовательных рассказов 4. обучение рассуждению
Приемы обучения рассказыванию: назначение – получить от реб связное высказывание, монолог. - образец рассказа – это краткое, живое описание предмета, доступ детям для заимствования по содержанию и форме., облегчает процесс обучения, т к показывают результат, кот. он должен достичь, определяет примерное содержание будущих рассказов детей. в начале занятия - частичный образец – употребление в процессе закрепляя умения рассказать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, напр. придумывания в начале повествования. - дублер образца, при сопоставлении кот. с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования, направляет описывает 2. разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний. - разбор образца рассказа – способствует осмысленному отбору речевых форм, подводит к вычленению плана высказывания - план рассказа – это 2-3 основные вопросы (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения - воспроизведение плана детьми (подгот гр) воспитатель не говорит слово «план», предлагает всем про себя повторить о чем и как они сейчас будут рассказывать и вызывает1-2 детей для ответа вслух. план детям будет сообщен четко, отделяя смысловым поучающим один пунтк от другого, подчеркивая ударением опорные слова. - коллективный разбор плана – облегчает составление детьми рассказа, заранее обогащает содержание их высказываний, на первых ступенях обучения рассказыванию. обсуждение с детьми некоторых вопросов плана, показывая возможное разнообразие содержание их будущих рассказов. - коллективное составление рассказа – используют в основном на первых ступенях обучению творческому рассказыванию. разбирая намеченный заранее план, воспитатель и дети выслушивают отдел ответы, обсуждают, наиб удачные, воспитатель повторяет их как начало будет рассказа - выбирает лучшие ответы на послед. вопросы – воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включает в него свои предложения. в заключении воспитатель повторяет рассказ, и кто-то из детей - составление рассказа по частям – содержание рассказов полнее и глубже, удается спросить большее кол-во детей. по частям описывается картины с общим смыслом (праздник 1 мая в д/с)
- окончание детьми рассказа начатого воспитателем
- подсказывание вариантов (сюжета, обстоятельств действия)
- оценка, для того чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил. тут же после рассказа реб, в подготовке оценить рассказ сверстника сам ребенок. Рассказы: вед познавательный процесс: рассказы по восприятию, рассказы по памяти, по воображению (придуманные). Все рассказы м поделить в зависимости от источника высказывания: наглядный материал, детский опыт, творческие рассказы. По назначению: описание, повествование, рассуждение.
описание – это характеристика предметов, игр, явлений природы, людей, кто, что какой. Отношение может передаваться через признак который для него значим. Чем больше признаков выделил реб, тем полнее описание. Предложения простые, простое распространение. Прилагательное Повествование – передача развития действия или состояния предметов, изложение событий во временной последовательности. Начинается с названия (предложения). Прост, сложные предложения, предлоги, глагольная лексика. начало указывается - развитие действия время место-концовка Рассуждение: ребенок либо объясняет какой-то факт или доказывает.
В.46. Методика учения детей дошк. возр. описанию предметов (игрушек). В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста. Для обучения монологической речи используются следующее виды игрушек..— дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);-сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; -наборы, составленные воспитателем или детьми, - мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию. Виды занятий по игрушкам. 1. Описание игрушки - связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. 2. Сюжетные рассказы (повествования):- рассказ понабору игрушек - связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов; рассказ по отдельной игрушке - это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
В.47. Методика учения детей дошк. возр. состовлению рассказа по картине, серии сюжетных картин. В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом используются и репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины А.Савросов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна». Дети не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
Следовательно, цель беседы по картине - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов. Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. Основной методический прием здесь -вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные картины. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о; содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной и последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.