Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Педагогика".
В.48.Методика навучання дашкол. творческому рассказванню. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве. Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени.
Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют; творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы; анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и, журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются ( систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться; имеющимся запасом слов. Творческий рассказ - продуктивный_вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.
49.Обучение детей
Принципы отбора художественных произведений: 1) каждое произведение детей учить полезному, развить черты Лт-и. 2) дожны быть доступны по содержанию возрасту детей, близки их опыту, чтобы в персказе реб мог отразить личное отношение к нему. 3)присутствовали знакомые детям персонажи 4) произведения сюжетные с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью собой 5) язык произведений должен быть доступным словарю реб, короткие четкие фразы, отсутствие сложных грамматических форм.; должен быть выразительным язык, наличие богатых и точных определений, сравнений, наличие несложный форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. 6) должны быть подобраны с учетом особенностей детского внимание и памяти
Структура занятия по пересказу: 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и послед пересказ. 4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Цели: уточнение содержания (гл об идеи и характеристика образов), привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнивая, фразеологизмы), подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать реб с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка). Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. Для закрепления усвоенного очень полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений (проводят начиная со сред гр), литературные викторины (проводят как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения). Примерами дидактических игр могут служить игры «Один начинает — другой продолжает», «Отгадай мою сказку» . Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкол возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, реб может уже в 4—5 лет. Особенность художественного восприятия реб: активность, глубокое сопереживание героям произведений. У стар дошкол появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Напр, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворяя при победе справедливости.
50. Содержание и методика развития художественно-речевой деятельности у детей в ДОУ. В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи. Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа и др. Формы работы с книгой вне занятий: 1)чтение и рассказывание детям (о природе, лирические произведения, стихи, потешки, прибаутки) большее воздействие на ум и чувства детей. определяется в календарном плане, во время прогулки чтение стихотворения. В недельном расписании опред день и время для повторения заученных на занятии стихов. Пословицы должны быть доступны детям. Загадка – краткий образ описание предметов или явления в несколько отвлеченном иносказательном виде. задание – чтобы реб научился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Считалка – при выборе ведущего в игре. 2)зрелища, развлечения – в праздниках бытового характера дети могут выступать с пересказом прозаических произведений, пересказом по частям. В ст гр – произведения различных жанров, стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, пословицы, поговорки и т д. В подгот гр – литературные утренники и самостоятельные литературные концерты, может быть посвящен юбилею писателя,. Может проводится для детей млад возраста. Зрелища: спектакли, театрализ-е представляя, концерты, кот осущест. силами взрослых, школьников. Показ детям кино и театральных представленийй, можно осуществлять в зале, в группах комнатах, летом на участке. Прослушивание грам записей. 3) самостоятельная деятельность детей. отражаются разнообразные впечатления от прочитанных книг, просмотре-х кинофильмов, спектаклей. Одно из условий – оснащение группы нужным оборудованием, пособиями, наличие мест для хранения, пользования ими. Организуется в каждой возраст гр зона для литератно-худ-ной деятельности, для театрал-х игр. Есть уголок книги: должен быть доступны детям, иметься их достаточное кол-во, должны быть тематические папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками, для свобод рассматривания детьми. В подг гр – дет журналы и газеты.
Формы работы с книгой воспитатель намечает в еженедельном плане (рассматривание, обсуждение, участие в разборе, систематизации книг и картинок). Инсценировка как игровая Деятельность детей – в театральном представлении возможны предварительное заучивание ролей, репетиция, широкое использование костюмов, декораций, муз-ного сопровождения. Игры-драматизации или театрализованные игры, т.е игры на темы прослушанных произвед-й, проводятся по готовому сюжету, детям известны герои будущей игры, ход её действия, они активные действующие лица. Дети могут инсценировать лишь хор известных им произведений, в кот большое место занимает диалог. Необходимое условие – правильно организованное предметно-пространственой среды в группе и на участке. Игры на сюжеты художественных произвед-й имеют свою ценность – они воспит-ют положит черты лт-и, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь выразительной речи детей. таким обр, важно связывать худ-ные образы с повседневной жн-ью детей, не ограничиваться эпизодическим прочтением книг, больше доверять эмоц-ной и этической действенности худно-го произведения.
53.Методика научения детей звуковому анализу слова – синтетический метод Эльконина: в основе позиционный принцип чтения: дети умеют четко различать все гласные и согл фонемы, находить глав фонемы в словах, ориентироваться на главную букву и опред-ть твердость/мягкость предшествующей согласной фонемы усваивать согл фонемы в сочетании со всеми гласными.
Журова к вопросу о формир-и у детей фонематического восприятия: Младшый возраст: к 2г дети хорошо знают слова, отличают одно от другого, работа по ознакмл-ю с звуковой структурой слова. Речевой слух подвергается перестройке при подготовке формир-я фонематического воспри-я. При обучении звукового анализа необходимо интонационно выделять звуки. Развернутая форма интонирования. Средн. возраст: при помощи фонематических схем проводят анализ слова. Интонационное выделение звуков без наглядного пособия. Детям предлагают назвать звуки в разбивку. Для анализа предложения более сложные слова с согласными (аист, слон, лист). Стар возраст: сокращенная форма интонирования.
Анализировать речь надо со стороны фонем (звуков), а не со стороны слогов. Интонирование есть во всех возраста
54.Планирование работы по
планирование – процесса отбора задания, содержания, формирования методов работы с детьми (деятельность педагога) План – документ в котором определены задания, содержание, формирование и методы работы. Планирование работы по разв речи – проектирование, становление и разв речи кажд реб, прогнозирование педагога воздействий на речь и ее результативность. Принципы планирования: 1)реализация всех заданий равз речи в из взаимосвязи. работа по разв речи детей планироваться таким образом, чтобы результат усвоения языка как системы использовался в итоге в форме построения связанных высказываний. 2)деятельностный принцип – работа по разв речи должне планироваться с учетом становления коммуникативной деятельности, и д планироваться во всех др видах деятельности, характерный для данной возрастной гр. 3)последовательное нарастание требований к речи детей и усложнение содержания, форм и методов работы с детьми. учет не только возрастных особенностей, а что может ребенок. Данные диагностики разв речи и особенности усвоения языка отдел групп детей. 4)учет конкретных условий в кот находится данный д/с. Особенности языка среды (семья, где работают родители, сколько детей в семье, возможность речевых контактов вне семьи). особенности того региона, где находится данный д/с. (традиции, особенности языка) Нужно использовать и дидактические принципы
Виды планирования:
1. Перспективное планирование – позволяет определить основные направления в работе педагога на достаточно длительное время, период (мес, 3 мес, год) плюс позволяет установить взаимосвязь между всеми разделами по разв речи, обеспечить реализацию принципов планир-я педго-в дан гр. минус требует глубокого осознания педагогами закономерностей разв речи, специфики, знания и умения формирования и методов работы с детьми. может планироваться занятие, индивидуально работу с реб, виды худ-но-речевой деятельности
2. календарно-перстпективное
планирование – с учетом
3. календарное планирование
– заблаговременное
59. Методика ознакомления дошкольника с предложением и складовой структурой слова (Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Г.П. Белякова).
Ознакомление дошкольников со словом. Задачи: научить детей выделять слова из общего потока речи, раскрыть передавать детей слово как смысловую единицу, показав, что она имеет смысл, обозначить какой-то предмет, явление, действие, качество. Приемы: договаривание слов в стихотворении, загадки, дидактич. игры («эхо»), чтение худ произвед-й, задания (скажи какое-нибудь слово).
Ознакомление с предложением. все слова идут др за др-гом. Предложе обладает 2 словами: линейность и дискретность (предложения состоят из частей - слов). Задание научить выделять предложения из потока речи, познакомить детей с тем, что речь состоит из предложений и о каждом предмете или явлении сказать предложением. Работа над предложением (структура занятия): 1. выдел необходимый язык единицы из более крупной (рассказа, текста) текст должен быть небольшим (3-4 простых предложений, предложение без союзов и предлогов). 2. вопросы на понимание детей смысла, вопросы по содержанию рассказа. 3. ещё раз читает текст. после каждого предложения воспитателя делает паузу. 4. вопрос на количество и порядок единицу. Воспитатель предлагает детям графическое изображение, детям нужно подсчитать сколько предложений в тексте. 5. текст читается целиком, без пауз 6. вопросы со содержанием рассказа ознакомление со словесным составом предложения. Задание учить делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, учить составлять предложения из разного количества слов. Игра «Живые слова», Сохин, Белякова. Звук состав слова, задачи: формировать у детей осознание слогового принципа строение слова, формировать умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из слогов, познакомить детей с ударением, научить выделять и называть ударный слог в слове.