Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Таким образом, воспитательные возможности  семей с близнецами чрезвычайно разнообразны. Наиболее предпочтительна тактика воспитания, основанная на «курсе индивидуализации», на максимальном внимании родителей к развитию каждого ребенка близнецового коллектива с учетом потребностей, особенностей, интересов малыша.

 

Вопрос 26. Особенности воспитания единственного ребенка в семье

 

На  этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

 

Бесспорно, родители, имеющие единственного  ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся  о нем только потому, что он у  них один, тогда как на самом  деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем  так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не касаться некоторых ограничений  физического порядка, одних родителей  пугает ответственность, которую накладывает  на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка  скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и  им вполне достаточно одного сына или  одной дочери.

 

Некоторые помехи психическому развитию детей  имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

 

Как предотвратить все это? С помощью  второго ребенка - скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые  особые проблемы и можно разрешить  подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка  в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо  более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые  материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок  очень скоро становится центром  семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста.

 

Для развития психики каждый ребенок  требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку  не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

 

Единственному ребенку часто отказано в таком  пространстве. Осознано или нет, ему  навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и  выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни  ведется внимательное, с затаенной  озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок  не испытывает на протяжении всего  детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в  себе, переоценивающего себя, разбросанного  ребенка.

 

Но  этого может и не быть, так как  в поведении с единственными  детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое  должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

 

Вопрос 27.

 

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность  родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 333). Согласно сравнительно недавним прогнозам академика С.Г. Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...» (Струмилин С. Г. Рабочий быт и коммунизм // Новый мир. - 1960. - № 7. - С. 208) Счастье, что эти прогнозы не подтвердились.

 

  В течение долгих лет складывалось  уничижительное отношение к семье  и домашнему воспитанию, под влиянием  которого у профессиональных  педагогов укоренилось убеждение  в педагогической некомпетентности  родителей, их нежелании ее  преодолевать («Они ничего не  хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились  познакомить «некомпетентных» родителей  с содержанием, методикой воспитания  детей, носителями которых были  они - профессионалы. В детский  сад родители допускались, когда  требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении  участка, ремонте, их приглашали  на праздники, собрания. А в  остальные дни двери детского  сада для них закрыты. Педагоги  искренне считали, что их миссия  поучать, контролировать семью,  указывать ей на ошибки и  недостатки. В результате сложились  весьма живучие способы и формы  работы с семьей с доминированием  монолога педагога (инструктивные  сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие  ошибки в общении педагога  с родителями (безличные обращения,  торопливость в оценке ребенка  с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику,  игнорирование его настроения, состояния,  жизненного опыта и др.). Указанные  ошибки, небрежность - свидетельство  коммуникативной некомпетентности  педагога, которая практически сводит  на нет его педагогическую  компетентность- недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.

 

^ Признание приоритета семейного  воспитания требует иных линий  отношений семьи и дошкольного  учреждения. Новизна этих отношений  определяется понятиями «сотрудничество»  и «взаимодействие». Напомним суть  этих понятий.

 

Сотрудничество - это общение «на равных», где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 

Взаимодействие  представляет собой способ организации  совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции  и с помощью общения. Результатом  взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь  внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения  взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).

 

  Главный момент в контексте  «семья - дошкольное учреждение»  -личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

 

  Перейти к новым формам отношений  родителей и педагогов невозможно  в рамках закрытого детского  сада: он должен стать открытой  системой. Результаты зарубежных  и отечественных исследований  позволяют охарактеризовать, из  чего складывается открытость  дошкольного учреждения, включающая  «открытость внутрь» и «открытость  наружу».

 

  Придать дошкольному учреждению  «открытость внутрь» значит сделать  педагогический процесс более  свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между  детьми, педагогами, родителями. Создать  такие условия, чтобы у всех  участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала  личная готовность открыть самого  себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих  радостях, тревогах, успехах и неудачах  и т.д. Пример открытости демонстрирует  педагог. Вот, например, после  выходных дней, праздников педагог  планирует беседы с детьми  о том, где они были, что видели. И часто получается скучный  «допрос» детей. Педагог может  продемонстрировать свою открытость  детям, рассказав им о чем-то  своем - интересном, увиденном и  пережитом в праздничные дни,  инициируя тем самым у детей  желание участвовать в беседе. После отпуска педагог приносит  фотографии, угощает детей яблоками  из своего сада, вовлекает их  в беседу о том, как они  провели летний отдых, где были  с родителями, что делали. Окончив  университет, он показывает детям  свой диплом, приглашая тем самым  разделить с ним радость. Он  вводит детей в мир своих  переживаний: волнуется перед  посещением зубного врача, озабочен  болезнью мамы и др. Общаясь  с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается,  он просит совета, помощи, всячески  подчеркивая уважение к опыту,  знаниям, личности собеседника.  Вместе с тем педагогический  такт, важнейшее профессиональное  качество, не позволит педагогу  опуститься до панибратства, фамильярности.

 

  Личной готовностью открыть самого  себя педагог «заражает» детей,  родителей. Своим примером он  вызывает родителей на доверительное  общение, и они делятся своими  тревогами, трудностями, просят  помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии  и т.д.

 

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада. Родители, члены  семьи могут значительно разнообразить  жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную  работу. Это может быть эпизодическое  мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием  организуют экскурсию, «поход» в  ближайший лес, на речку, другие помогут  в оснащении педагогического  процесса, третьи - чему-то научат детей. Мария Васильевна, бабушка Кати, пришла в группу и вместе с желающими  детьми «экипировала» кукол: у них  появились вязаные шапочки, шарфики, тапочки, обновилась зимняя одежда. Николай  Алексеевич, папа Коли, фотокорреспондент, оформил в группе выставку своих  снимков, отражающих жизнь, развлечения, игры детей разных стран. Дети помогали размещать фотографии, задавали много  во­просов, высказывали свое отношение. Дмитрий Петрович, папа Лизы, - врач, он беседовал с детьми об охране здоровья, о том, как надо беречь слух, зрение, органы дыхания.

 

  Некоторые родители и другие  члены семьи включаются в проводимую  систематически образовательную,  оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают  малышей некоторым ремеслам, рукоделию,  занимаются театрализованной деятельностью  и т.д.

 

  Таким образом, от участия родителей  в работе дошкольного учреждения  выигрывают все субъекты педагогического  процесса. Прежде всего - дети. И  не только потому, что они узнают  что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

 

«Открытость детского сада наружу» означает, что  детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная  школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспитанников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглашают на свой концерт ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"