Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"
17 вопрос ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих замет¬ное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семей¬ные традиции.
Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает истори¬чески сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные инсти-туты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, роди¬тельские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение до¬суга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец мате¬риальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного ма¬лыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитан¬ной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолето¬писи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв¬шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально цен¬ных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимо¬понимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).
В специальной литературе,
равно как и в практике воспитания,
часто понятия «традиция» и «обычай»
используются как синони¬мы. Ответ
на вопрос о том, насколько правомерно
такое отождест¬вление, дается в
исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство»
традиций и обычаев, а именно: их
общие социальные функции, со¬гласно
которым они служат средством
стабилизации утвердивших¬ся в обществе
отношений и осуществляют воспроизводство
этих отношений в жизни новых
поколений. Но эти функции обычаи
и традиции осуществляют разными
путями. Обычаи непосредствен¬но, путем
детальных предписаний
В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, ко¬торая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в тра¬диции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, тра¬диция гостеприимства, которой придерживаются многие совре¬менные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему тако¬вую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».
В силу указанного выше различия,
существующего между тра¬
Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, по¬вторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся си¬туациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффектив¬ны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим дина¬мизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования совре¬менной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведе-ния ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совер¬шения конкретного поступка. Сложные привычки дают возмож¬ность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, ко¬торые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («По¬чему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).
Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Се¬мейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоцио¬нально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребен¬ка идет более успешно.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, ре¬лигиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, цен¬ность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны тради¬ции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценно-стей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктив¬ных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истин-ных и мнимых традициях.
В одной семье, например, традиция
празднования дня рождения ребенка
реализуется в детском
Обогащение содержания семейных традиций способствует пол¬ноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
Несмотря на суету и
спешку современной жизни, во многих
семьях сохранилась традиция общесемейных
трапез, которые вос¬полняют
В настоящее время изучаются традиции, которые веками скла¬дывались в отечественных семьях, а в послереволюционный пери¬од, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, ме-щанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождать¬ся. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фото¬альбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение му¬зеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развле¬чения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержа¬ния, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространен¬ные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внима¬ние в них уделяется порядку действования (приобретение елки, по¬дарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, иницииро¬вание активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее ус-тановка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшен¬ной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми ел¬ку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызы¬вают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чув¬ства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные иг¬рушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно дол¬го, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно уз¬нать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Алексан¬дре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэконом¬ленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, получен¬ный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая лю¬бимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был малень¬кий, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть акку¬ратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, ока¬зывается, дороги твоим близким, любимы тобой!
Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, уста¬новления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жиз-недеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).
18 вопрос ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ
Представление о воспитательных
возможностях семьи будут не¬полными,
если не рассмотреть все издержки
развития ребенка, ли¬шенного семьи. Речь
идет о детях-сиротах. Сегодня понятие
«сирота» стало, к сожалению, многозначным.
Ранее сиротой счита¬ли ребенка
умерших родителей, лишившегося
семьи в результате трагического,
но естественного для
¯ Для любознательных
Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра¬диции милосердного отношения к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де¬тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить - слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо¬сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест¬венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз¬ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си¬ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».
Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского Попечения, 95% из них - социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери¬альные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя¬занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер-жанию и воспитанию ребенка).
Среди «отказных» (брошенных
матерями в родильном доме) де¬тей
многие имеют врожденные психические
и физические анома¬лии, как следствие
зачатия партнерами в состоянии
опьянения или использования
будущей матерью различных
Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се¬мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопию¬щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.
У оторванного от родителей
и помещенного в условия интер¬
Неполнота эмоциональной
жизни в сиротском учреждении
вызы¬вает у ребенка в старшем
возрасте различные психические
расстрой¬ства и нарушения
Особая проблема — социально-психологическая неадаптированностъ выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой к самостоятельной жиз¬ни. При самом благоприятном раскладе, когда выпускник детско¬го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую¬щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото¬вить еду и т.д.) оказываются для него подчас чрезвычайно слож¬ными. Многие выпускники детских домов становятся наркомана¬ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь самоубий¬ством. Таким образом, последствия отсутствия материнской за¬боты человек может ощущать всю жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.
В последние годы контингент детских домов стал более тяже¬лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем уда¬ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж¬ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.
В настоящее время Российское
государство принимает неотлож¬