Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

17 вопрос ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ

Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих  замет¬ное влияние на особенности  домашнего воспитания, относят семей¬ные  традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает истори¬чески сложившиеся  и передаваемые из поколения в  поколение обычаи, порядки, правила  поведения. Семья, как и другие социальные инсти-туты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, роди¬тельские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение до¬суга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец мате¬риальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного ма¬лыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитан¬ной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолето¬писи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв¬шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально цен¬ных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимо¬понимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синони¬мы. Ответ  на вопрос о том, насколько правомерно такое отождест¬вление, дается в  исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство»  традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, со¬гласно  которым они служат средством  стабилизации утвердивших¬ся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство  этих отношений в жизни новых  поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными  путями. Обычаи непосредствен¬но, путем  детальных предписаний определенных действий в кон¬кретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят  их в жизнедеятельности новых  поко¬лений. Таковы, например, обычаи ухода  за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги  расходов-доходов семьи и многие другие. Каждый обычай, естественно, име¬ет свой смысл, но он не выражается в форме  идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что следует или не следует  делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, ко¬торая определяет смысл традиционного  поведения. Поэтому в тра¬диции  не дается детальная регламентация  поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, тра¬диция гостеприимства, которой придерживаются многие совре¬менные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для  других главное - общение с гостем, необходимость найти в его  лице эмоциональную поддержку или  оказать ему тако¬вую, а стол накрывается  по принципу «чем богаты - тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между тра¬дициями  и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным  обра¬зом, простые привычки - стереотипно  повторяющиеся действия, которым  присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппе¬тита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми  простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, по¬вторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся си¬туациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффектив¬ны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим дина¬мизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования совре¬менной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведе-ния ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совер¬шения конкретного поступка. Сложные привычки дают возмож¬ность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, ко¬торые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («По¬чему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и  обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Се¬мейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоцио¬нально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребен¬ка идет более успешно.

В традициях и обычаях  отражаются этнические, культурные, ре¬лигиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, цен¬ность, норма, опыт семьи. Сколь  многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны тради¬ции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценно-стей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктив¬ных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истин-ных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка  реализуется в детском празднике  с поздравлениями, пожела¬ниями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное  воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника  торжества, но и для всех присутствующих. А в другой се¬мье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого  засто¬лья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере тра¬диция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к до¬бру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму ко¬торой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует пол¬ноценной организации  жизнедеятельности семьи как  социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс  домашнего воспитания.

Несмотря на суету и  спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые вос¬полняют недостаточность  постоянных живых контактов между  членами семьи, подтверждают ее цельность  и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие  всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В настоящее время изучаются  традиции, которые веками скла¬дывались  в отечественных семьях, а в  послереволюционный пери¬од, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, ме-щанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождать¬ся. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фото¬альбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение му¬зеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развле¬чения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержа¬ния, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространен¬ные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внима¬ние в них уделяется порядку действования (приобретение елки, по¬дарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, иницииро¬вание активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее ус-тановка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшен¬ной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми ел¬ку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызы¬вают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чув¬ства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные иг¬рушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно дол¬го, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно уз¬нать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Алексан¬дре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэконом¬ленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, получен¬ный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая лю¬бимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был малень¬кий, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть акку¬ратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, ока¬зывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Итак, семейные традиции выступают  основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, уста¬новления  ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жиз-недеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).

18 вопрос ДЕТИ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ

Представление о воспитательных возможностях семьи будут не¬полными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, ли¬шенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие  «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой счита¬ли ребенка  умерших родителей, лишившегося  семьи в результате трагического, но естественного для человеческого  бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных си¬рот - детей, осиротевших при живых  родителях.

¯ Для любознательных

Известно, что с незапамятных времен сложились народные культурные тра¬диции милосердного отношения  к детям-сиротам. Обидеть сироту всегда было большим грехом на Руси, поскольку дети, лишенные родительской любви и внимания, страдали как  обделенные судьбой. В народе считали, что смерть отца или матери страшна не сама по себе, а последствиями для живых, для де¬тей в первую очередь, ибо «в сиротстве жить - слезы лить». Участь «горькой сироты» отягощалась тем, что наряду с утратой полнокровной семейной атмо¬сферы, несущей ребенку ощущение радости от самого себя, чувство нужности своей жизни родителям, другим близким, дети лишались возможности естест¬венного формирования проверенного веками представления о счастливой жиз¬ни и надежных способах ее построения. Такой пессимистичный взгляд на си¬ротство отражен в народной мудрости: «Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Приведем горькую статистику: по данным на начало 1998 г., в России более 600000 детей-сирот, детей, лишенных родительского  Попечения, 95% из них - социальные сироты. Не менее печальны причины распространения  социального сиротства: рост числа  детей, рожденных вне брака; социальная дезорганизация семей; матери¬альные  и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, свя¬занные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содер-жанию и воспитанию ребенка).

Среди «отказных» (брошенных  матерями в родильном доме) де¬тей многие имеют врожденные психические  и физические анома¬лии, как следствие  зачатия партнерами в состоянии  опьянения или использования  будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещенные в дет¬ские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети-сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство се¬мей, где дети лишены попечения родителей, характеризует  вопию¬щее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство окружающих близких  людей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки, а также проживание с  тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей  и помещенного в условия интер¬ната ребенка снижается общий психический  тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У  большинства детей развиваются  чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение  к миру. Ухудша¬ются эмоциональная  регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной  жизни в сиротском учреждении вызы¬вает у ребенка в старшем  возрасте различные психические  расстрой¬ства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция  к понижению активности, ведущая  к апатии и большему интересу к  вещам, чем к людям; у других - гиперактивность  с уходом в асоци¬альную и криминальную деятельность; у многих наблюдается  тен-денция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональ¬ные привязанности.

Особая проблема — социально-психологическая  неадаптированностъ выпускников сиротских  учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодежь оказывается не готовой  к самостоятельной жиз¬ни. При  самом благоприятном раскладе, когда  выпускник детско¬го дома обеспечивается жильем, трудоустраивается, обыденные  житейские дела (рассчитать деньги, чтобы их хватило до следую¬щей зарплаты, определить первоочередность покупок, пригото¬вить еду и т.д.) оказываются  для него подчас чрезвычайно слож¬ными. Многие выпускники детских домов  становятся наркомана¬ми, попадают на скамью подсудимых, кончают жизнь  самоубий¬ством. Таким образом, последствия  отсутствия материнской за¬боты  человек может ощущать всю  жизнь, ведь все - и хорошее, и плохое - из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяже¬лым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной  педагогики, в связи с чем уда¬ется преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее долж¬ны быть воспитатели домов ребенка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотлож¬ные  меры по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы  воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление  Правительства РФ от 20 июля 1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с ним существенно увеличены  расходы на содержание воспитанников  всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей  льготы и нормы материального  обеспечения, установленные для  интернатных учреждений. Государственные  ведомства, обществен¬ность, религиозные  организации предлагают объединить усилия по созданию единой системы  социальной защиты детей-сирот. Так, соз¬дано Российское общественное правозащитное  гуманистическое движение «Сироты  России». Утверждена федеральная программа  «Дети России» с подпрограммой  «Дети-сироты», которая ставит сво¬ей первоочередной целью профилактику социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни, к инте¬грации  в общество. В последнее десятилетие  создаются негосударст¬венные учреждения, предназначение которых дать ребенку  убежище (приютить) немедленно. Это  значит, что, как только ребенок попал  в беду, его подхватывают заботливые руки, чтобы отмыть, накормить, избавить от вшей и чесотки, а главное - чуточку  отогреть сердце. А уж потом заниматься определением его «юридического  статуса». В Москве, например, реализуется  программа «Дети улицы», согласно которой частично финансируется  содержание приютов. Их уже (а вернее только!) 13 , где около 300 детишек приходят в себя от ужасов прошлой жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"