Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Вспомните из курса дошкольной педагогики, что вы знаете о се¬мейном  детском доме, о «детской деревне». Из периодической печати подберите  материал об открытии приютов в нашей  стране.

19 вопрос АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити¬ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей  воле педагога, родителей. В связи  с этим понятие «авторитет», как  однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) - влияние какого-либо ли¬ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет  определяют как отношения, в которых  одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре¬восходство родителей, которые авторитетны  для ребенка, опреде¬ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его  личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой  и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование  родителей означает для ребенка  не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной  уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики  ребенка, поэтому ему необ¬ходимо  найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что  для ребенка первых лет жизни  «...самый смысл авторитета в том  и заключается, что он не требу¬ет никаких доказательств, что он принимается  как несомненное достоинство  старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска¬зать, простым детским  глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских  глазах он - воплоще¬ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых  родите¬лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер¬жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер¬вую очередь  в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель¬ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду¬мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при  этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь  о последствиях, по поводу и без  по¬вода в присутствии детей  высмеивают, оскорбляют и унижают  достоинство друг друга. Особенно часто  это делается по отноше¬нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники  ставят роль отца на третье, четвертое  место при реше¬нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать  пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель¬ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они  усваивают образ мужчины как  «лишнего существа» и переносят  этот образ на самих себя. Как  правило, мальчик испытывает к «вто¬ростепенному  отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как  свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок  будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его  эти поиски. Девочки несколько  мень¬ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да¬же  на такого отца, который утратил  положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

20 вопрос Проблемы семейного  воспитания

проблемы семейного воспитанияПроблемы семейного воспитания отражаются со временем на психике ребенка. Воспитание, образование и становление личности каждого человека во многом зависит  от воспитания, полученного им в  семье. Многие называют семейное воспитание фундаментом, основой, на которой строится вся дальнейшая жизнь человека. И  естественно, от крепости и добротности  фундамента, в будущем будет зависеть течение жизни и судьба каждого  человека.

В Древней Руси была очень  тесная взаимосвязь между образовательной  системой и церковью – в процессе обучения читалось и даже заучивалось  наизусть церковное писание, церковно-богослужебные  книги, такие как Апостол, Часослов, Псалтырь или Евангелие. Проблемы семейного  воспитания заключались в том, что  именно по этим книгам дети учились  читать, а кроме чтения преподавали  еще церковное пение. Книга, по которой  учились считалась священной, церковным предметом, который был перенесен в дом. В роли учителей выступали представители духовенства: монахи, дьяконы, священники, дьячки. Мастера, преподававшие грамоту были кандидатами в дьячки, и практически не было разницы между дьячками и мастерами грамоты, подьячим и школяром, все это были наименования видоизменений одной профессии. Обучались в домах церковнослужителей, были организованы школы при церквях и монастырях, откуда и появилась русская поговорка «Школа – церковный угол». Но это создавало некоторые проблемы семейного воспитания.

В те времена проблемы семейного  воспитания были следующими. Общество было поделено на классы, и каждая семья  принадлежала к определенному классу. Соответственно, их дети оставались в  том же классе. Дети рабочих становились  рабочими, сын крестьянина оставался  крестьянином. Сегодня же эти проблемы семейного воспитания исчезли, перед  детьми открыты широкие возможности, и они зависят не от финансовых возможностей семьи, как в те времена, а в большей степени от уровня подготовки и способностей ребенка. То есть, у детей сегодня есть возможность использования широчайших просторов. И это сегодня осознают как родители, так и дети. И  сегодня практически сводится на нет воспитание, основанное исключительно на отцовском усмотрении. Родителям же рекомендуется выбирать более тонок и осторожное руководство своим ребенком.

Сегодня исчезли такие  проблемы семейного воспитания - перестал быть актуальным культ отцовской  семьи, так как у женщины появились  права наравне с мужчинами. Семья  перестала подчиняться единовластию отца, а больше стала походить на сплоченный коллектив, поэтому проблемы семейного воспитания приобери другой характер.

Родительская забота и  любовь могут иметь характер нормального только в семье, в которой воспитывается несколько детей. Проблемы семейного воспитания отсутствуют ввиду того, что в такой ситуации родительская забота распределена равномерно между всеми детьми. Это дает возможность с малых лет приучить ребенка к коллективу, приобщая его к приобретению опыта взаимосвязи и общения. Если дети в семье разного возраста (старшие и младшие), то они в общении приобретают опыт дружбы и любви в различных ее проявлениях. Такие отношения в семье дают ребенку возможность «потренироваться» в различных видах отношений между людьми, что важно для решения проблемы семейного воспитания. Он может оказаться в ситуациях, которые были бы недоступны одному ребенку в семье: любовь к старшему или младшему брату (сестре), умение поделиться, посочувствовать и другие. И не говоря уже о том, что в такой семье буквально каждый шаг ребенка соприкасается с коллективом, а это играет чрезмерно важную роль в воспитательном процессе, корректирует проблемы семейного воспитания.

Однако неполная семья  может иметь различные проявления и проблемы семейного воспитания. Для ребенка достаточно болезненным  считается ситуация, когда его  родители живут порознь. В подобных ситуациях ребенок становится предметом  споров между родителями, которые  относятся друг к другу неуважительно  и даже не пытаются скрывать свои чувства  от ребенка.

В подобных ситуациях, определяющих такие проблемы семейного воспитания - когда по каким-либо причинам родители расходятся, им можно порекомендовать, чтобы в ссоре и расхождении  они не забывали о детях. Любые  разногласия и ссоры нужно  стараться решить деликатным образом, не показывать детям свою неприязнь  к бывшему супругу.

Мужу, который оставил  семью, намного труднее принимать  участие в воспитании детей и  решать проблемы семейного воспитания. И если его влияние на данную семью  оказывается неблаготворным, то будет  лучше, если бывшая семья вообще забудет  о нем. Это не касается материальных обязательств, которые он несет по отношению к покинутым детям.

Структура семьи достаточно важный и серьезный вопрос, поэтому  к ней необходимо относиться с  полной серьезностью, не игнорируя  проблемы семейного воспитания.

Если супруги любят  друг друга и своих детей, и  хотят воспитать их наилучшим  образом, то они будут стараться  налаживать взаимные несогласия на начальных  стадиях, не провоцируя проблемы семейного  воспитания и не доводя их до разрыва  отношений, тем самым ставя ребенка  в трудное положение.

Еще один не менее важный вопрос – цели и проблемы семейного  воспитания ребенка в семье. Некоторые  семьи проявляют полное бездумье в данном вопросе – дети и родители просто живут совместно под одной  крышей, и думают, что ребенок  сам воспитается. Такие родители не проявляют определенной цели, и  у них нет четкой программы  воспитания. Естественно, что в таком  случае и результаты будут соответствующими, а родители потом искренне удивляются тому, почему у них дети выросли  такими плохими. Ни одно дело, в том  числе и воспитание детей, не гарантирует  хороших результатов, если неизвестна цель, которую необходимо достичь.

 

 

 

Вопрос 21. РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домашний очаг, семейный кров... Сразу возникают в памяти слова популярной песни Ю.Антонова: «Родительский дом - начало начал...» И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома!

Рассмотрим  понятие «родительский дом» с  точки зрения педагогики и психологии.

Что скрывается за словами «мой дом» для  маленького ребенка? Прежде всего это та среда обитания, где он защищен от неизвестности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят, приласкают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие является наиболее естественно выражающим индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной свободы, раскованности.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Про дом часто говорят «очаг», подчеркивая тем самым его назначение согревать сердца людей. Дети рано начинают ощущать тепло родного дома. Здесь ребенок - источник счастья для своей семьи, и здесь его бескорыстно любят, радуются его первым шагам, словам, другим успехам, посредством которых он «завоевывает» мир. В семье ребенок приобретает первый опыт созидания радости для других: помог маме накрыть на стол, нарисовал для бабушки рисунок, придумал хорошее поздравление папе.

Родительский  дом - это и некое материальное понятие. Ощущение защищенности создает и само место, где живет семья, то, что издавна зовется крышей над головой. И не столь уже важно, над чем именно раскинулась крыша - над роскошной виллой, многоэтажным домом, юртой, избой, хижиной, - важно, что она защищает от холода, жары, дождя, словом, от любой непогоды. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Увы, это не всегда отдельная комната, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не заглянет, не вторгнется без спроса. Так, прежде чем сесть в уютное бабушкино кресло, надо спросить разрешение. Папа уехал в командировку, но его место за обеденным столом никто не занимает, потому что оно «папино». У старшего брата на письменном столе лежит целая пачка чистой бумаги, но, не получив его согласие, нельзя взять даже один лист.

И у малыша есть свое собственное «хозяйство»: место за общим столом, кроватка, стол, полка с книгами, «территория», занятая игрушками. Здесь он приобретает  первые трудовые умения, учится распоряжаться своими силами, быть ответственным, аккуратным, бережливым.

Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство»  игрушек в доме: хранить их в  ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

Может быть, кому-то покажется, что мы говорим  о мелочах: кто на чье место  сел, как организовать игрушечное «царство», у кого лист бумаги для рисунка  попросить. Но ведь из таких мелочей  буквально соткана жизнь в родительском доме, и от того, как они решаются, определяется стиль взаимоотношений в семье. А потому «заповедные зоны» - важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности, наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом. И уют в доме создается не только для глаз, но и для души всех обитателей.

В житейском обиходе встречаются  выражения «теплый дом», «холодный  дом». Что влияет на «температурное»  состояние дома? Конечно, люди, которые  в нем живут и находятся  в отношениях, определяющих психологический микроклимат семьи. Дом станет настоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выражена направленность на других - желание и умение понимать их, внимательно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы. Прибавьте к этому постоянную доброжелательность, умение не спешить с выводами относительно поступков и проступков близких, великодушие и снисходительность к мелким нарушениям семейной жизни, установленного порядка, и картина «теплого» микроклимата будет нарисована в общих чертах. Ее дополнят доверительность отношений, действенное сочувствие, готовность к взаимопомощи. Главными творцами микроклимата семьи будут взрослые, они все сделают, чтобы научить детей не только «греться» у домашнего очага, но и самим «подбрасывать» туда дровишки.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"