Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика динара.doc

— 911.50 Кб (Скачать файл)

Самоубеждение – метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка. С. Я. Долецкий писал о важности произнесения вслух своих провинностей, о том, что гораздо сложнее простить себе и оставить без внимания то, что произнесено вслух. Высказывание это основано на том, что очень важно четко определить идеал стремления и свое настоящее состояние.

Метод самовнушения так же использует проговаривание вслух, но уже не своих  недостатков, а только цели. При этом более эффективно открывать для себя правильные пути, а не закрывать ошибочные. Искореняя плохое, необходимо найти ему замену хорошим, вот об этом хорошем и следует говорить, внушая себе программу действий, указывая сознанию путь к цели, не заостряя внимание на неправильных путях. Действуя таким образом, человек отчетливее видит себя хорошим и повышает внутреннюю веру в свои силы и возможности. Например, искореняя привычку сквернословия нужно говорить себе: «Я говорю красиво, чисто, грамотно. Моя речь приятна окружающим. Каждое мое слово приятно слышать». Говоря так, человек закрепляет в своем сознании эти правила, являющиеся руководством к действию и определяющие его поведение в дальнейшем.

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика – метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия – мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.

Самопринуждение и самоприказ . Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.

Самонаказание – метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Без применения этого метода, человек, отступив один раз от намеченного, не почувствует должного сожаления, и в следующий раз опять может поступить так же. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.

Организация самовоспитания в школе  проводится по трем основным направлениям:

1) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;

2) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;

3) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.

Сущность первого направления  состоит в том, чтобы привить  ученикам понимание того, как важно  самовоспитание. Многие стыдятся заниматься этим и делают это в тайне от своих товарищей, родителей, учителей. В задачи педагогов входит разъяснение положительности этого занятия и настрой на проведение непрерывного процесса самовоспитания.

Второе направление связано  с осуществлением этого процесса. Начиная работу в этом направлении, нужно помочь ребятам найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабые стороны своего характера, недостаточно развитые качества. Затем, проводятся различные беседы на темы самовоспитания, в ходе которых освещаются вопросы о методах и средствах самовоспитания, приводятся примеры их использования. Хороший эффект имеют различные выступления перед учениками учителей, учеников и гостей, являющихся выдающимися людьми, героями труда, передовиками производства, достигшими значительных успехов в различных видах деятельности. На таких выступлениях говориться о важности самовоспитания и приводятся примеры из собственной жизни. Все это укрепляет в сознании учеников понимание необходимости и результативности самовоспитания, дает знания о практическом применении методов самовоспитания и побуждает их к осуществлению самовоспитания.

Третье направление организации  работы по самовоспитанию имеет практический характер. На этом этапе учеников учат правильно ставить перед собой  цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания. Эффективным средством является ведение дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания.

 

39. Совместная воспитательная деятельность школы, семьи и общественности

 

Гармоничное сочетание влияний  воспитательной направленности разных сторон является залогом эффективности воспитания человека. Воспитание человека начинается в семье, именно там закладываются основы личностных качеств, родители и остальные члены семьи служат первыми и самыми важными примерами для ребенка. В связи с этим, родители должны с большой ответственностью относиться к своей конституционной обязанности по воспитанию детей. Они должны подавать детям только положительный пример, окружать их воспитанными, доброжелательными, морально устойчивыми людьми, воспитывать их в духе уважительного отношения к школе и педагогам, приучать к дисциплине, способствовать формированию мотивации к обучению, проявлять постоянную заботу о физическом развитии и состоянии здоровья, тщательно контролировать все источники влияния на развитие и становление личности ребенка. Школа в свою очередь должна опираться на те основы воспитания, которые ребенок получил в семье, и в соответствии с этим приспосабливать методы воспитания к индивидуальным особенностям каждого ребенка или использовать более универсальные средства в случае невозможности реализации индивидуального подхода. Школьные педагоги должны в полной мере использовать привитое детям уважение к школе и стремление к обучению и развивать эти отношения.

Значение воспитания в семье  имеет обратное действие: хорошо воспитанный ребенок будет чаще радовать родителей своими успехами в обучении, поступками, направлением мыслей и приоритетами в выборе повседневных занятий, благодаря этому укрепляется единство семьи, родителей объединяет забота о ребенке и они вместе радуются результатам своего труда, что стимулирует их к активному продолжению воспитательной деятельности.

Общественность не может не оказывать  влияния на воспитание детей, так  как человек всегда живет и  развивается среди людей. Различные  организации стремятся создать более благоприятные условия для роста и развития детей, в этом направлении проводятся различные работы: организация детских праздников, шефство над школами, детскими садами, интернатами и т. д., разовая благотворительная помощь, организация экскурсий и тематических вечеров.

Естественно, что все эти воздействия  должны быть скоординированы, иначе  они могут привести к обратному  эффекту воспитания. Например, противоречия во взглядах родителей и педагогов  станут источником внутренних противоречий в сознании ребенка, что ведет к недоверию, раздражительности, отчужденности и другим негативным последствиям. Роль такого координатора принадлежит главным образом школе, в связи с наличием квалифицированных педагогов, способных взять на себя выполнение такого рода задач.

Влияние школы во многом обуславливается  развитием общества. Развитие науки  и техники в последние годы все больше влияют на необходимость  получения среднего образования  и повышение его уровня и качества. В современной жизни практически невозможно реализовать себя и добиться успеха, не имея должного уровня образования, основа которого закладывается в школе. Школьное влияние распространяется не только на детей, но и на их родителей и заключается в оказании им профессиональной педагогической помощи в виде советов и рекомендаций по воспитанию детей. Семейное воспитание связано с ранним развитием ребенка и в этом его сила, сила же школьного воспитания состоит в научном педагогическом подходе к этому вопросу. Кроме того, воспитание является одной из основных задач школы, в то время, когда родители зачастую заняты личными вопросами (работа, собственное развитие, самореализация и т. д.) и у них остается слишком мало времени для общения с детьми. В связи с этим школа должна проводить воспитательную работу с родителями, стимулируя и активизируя их воспитательную функцию.

Подходя к вопросам совместного  воспитания школы и родителей, следует, прежде всего, определить основные задачи, стоящие на пути осуществлении этой деятельности. Важно понимание родителями основных целей воспитания, обращение их внимания не только на успеваемость в учебной деятельности, но и на другие стороны формирования личности. В обязанности родителей входит физическое, эстетическое, нравственное развитие ребенка. Родители должны приучать своих детей к труду и воспитывать положительное отношение к общественному долгу, способствовать и всячески содействовать реализации склонностей и способностей ребенка. В семье, как нигде в другом месте, можно со всей полнотой реализовать индивидуальный подход к развитию человека. Школьные педагоги, поддерживая тесный контакт с родителями, имеют возможность более глубоко узнать и изучить особенности каждого ученика и учитывать их в процессе учебно-воспитательной работы.

Задачей родителей является побуждение мотивационной сферы ребенка, его способность к самовоспитанию и потребность к постоянному совершенствованию. Одним из стимулов к самовоспитанию может быть положительный пример родителей. Заботясь о воспитании детей, родители должны постоянно контролировать и регулировать собственное поведение, обосновывать поступки, разъяснять свои позиции, взгляды и убеждения, заниматься непрерывным самовоспитанием. Только при условии наличия авторитета родителей, они способны качественно повлиять на воспитание ребенка. Для этого необходимо нести ответственность за свои поступки, держать слово, не давать невыполнимых обещаний, доводить начатое до конца, проявлять искренний интерес к жизни ребенка и принимать в ней активное участие, в любом возрасте поддерживать эмоциональный контакт.

В задачи родителей входит развитие у детей духовных потребностей и  интересов. Многие люди в условиях современной  жизни склонны заботиться только о материальном благополучии семьи, в то время как вопросы искусства  и культуры их вообще не интересуют, а, следовательно, ребенок тоже оказывается изолированным от этих важнейших сфер жизни. Школа призвана компенсировать такие пробелы семейного воспитания и напоминать о необходимости развития человека в этом направлении родителям.

Семейное, как и любое другое воспитание должно сочетать требовательность и гуманность отношений с детьми. Осуществление этого принципа заключается в терпеливом, последовательном приучении ребенка к выполнению его домашних обязанностей, привлечение к посильному труду. Наибольший эффект в этом направлении дает создание трудовой атмосферы в семье, поощрение проявлений трудолюбия, воспитание уважения к результатам собственного и чужого труда. Довольно сложная, но необходимая задача родителей состоит в том, чтобы вызвать интерес ребенка к труду, не заставить, а приобщить его к посильной бытовой деятельности.

Контроль воспитанности ребенка  на разных этапах осуществляется совместно  школой и родителями, но и общество тоже вносит свой вклад, неявно давая  оценки поведению и поступкам человека, осуждая или одобряя их. Поступая так или иначе, ребенок добивается определенных результатов, и, анализируя их, делает выводы о сообразности своего поступка. Таким образом, общество позволяет приобрести человеку собственный опыт выбора линии поведения в разных реальных жизненных ситуациях, что порождает внутренний контроль человеком своих действий.

 

40. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

 

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Классный руководитель выбирается из числа школьных учителей, причем, обычно, на эту должность назначаются наиболее опытные педагоги. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике