Шпаргалка по педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика динара.doc

— 911.50 Кб (Скачать файл)

Аналитико-оценочная деятельность имеет характер обратной связи в работе учителя. В процессе своей профессиональной деятельности учитель должен постоянно сравнивать достигнутое с ожидаемым, и на основе этого корректировать свою дальнейшую деятельность. Кроме того, необходимо обращаться за помощью к опыту своих коллег, заимствовать лучшее и наиболее результативное из их педагогической практики. Учитель должен не бояться искать у себя ошибки и промахи и стремиться вовремя исправить их. Одним из отличительных черт хорошего учителя является здоровая самокритика, умение брать на себя ответственность за недостатки воспитания и уровень знаний и умений учеников, проводить постоянную работу по самовоспитанию и повышению уровня квалификации и профессионализма.

Исследовательско-творческая деятельность заключается в адаптации практического применения теоретических положений педагогической науки. Изучив педагогическую теорию, педагог приступает к практической апробации полученных знаний и неизбежно сталкивается с невозможностью применения их в чистом виде. Оказавшись в такой ситуации, учитель должен проявить гибкость, смекалку, творческое мышление для выбора наиболее подходящих в данном случае модификаций основных принципов и методов педагогики. Умение находить правильное решение в таких ситуациях развивается с накоплением педагогического опыта, но уровень творческих способностей в данной области во многом определяется активностью и личной заинтересованностью учителя в достижении эффективности процесса учебно-воспитательной деятельности.

 

43. Семья как социальный институт

 

Семья – древнейший социальный институт. В древние времена, когда условия жизни были очень суровыми и опасными, выжить вне семьи было просто невозможно. С изменением условий жизни, развитием человечества, изменялась и семья, ее численность и структура. Было время, когда семьей считалось огромное количество людей (по сегодняшним меркам), связанных родственными узами. В такую семью входило несколько поколений, множество братьев сестер, их детей и родителей и т. д. В настоящее время семья состоит главным образом из родителей и детей. Однако во все времена сохранялось наличие главенствующего человека в семье, слово которого является решающим, к нему обращаются за помощью и советом остальные члены семьи, он решает глобальные семейные вопросы, ему не принято перечить. Традиционно главой семьи выступает муж и отец, хотя в реальности это не всегда совпадает с истинным положением дел. В силу современной социально-экономической ситуации, главой семьи может выступать и женщина, и один из детей, это зависит от того, насколько сильной и авторитетной личностью является человек, насколько успешна его деятельность в экономическом отношении. Кроме того, современные семьи могут быть неполными, тогда женщине или детям по неволе приходится брать на себя роль главы семьи. Не смотря на все это, вековые традиции все же наложили отпечаток на сознание современных людей, поэтому, даже плохой отец, уделяющий недостаточно внимания детям, пользуется у них уважением и признанием. Мужчина, не способный прокормить семью, все равно пользуется женским доверием и часто выступает ее советчиком. Слабохарактерного мужчину в семье постоянно пытаются перевоспитать и доверяют ему важные семейные поручения.

В настоящее время необходимость  в создании семьи с целью выживания отпала вовсе. Человек может прожить один без ущерба для здоровья, и не подвергаясь различным видам опасности. Цель, объединяющая людей в семью стала принципиально другой. Если раньше семью связывали родственные узы, то теперь основа семьи – супружеские отношения, направленные на материальное благополучие, комфортное психологическое состояние, совместное воспитание детей и т. д.

Супружеские отношения в разных семьях могут носить разный характер, это зависит от психологических  особенностей личностей супругов, целей создания семьи, мотивов совместной жизни и т. д. Особенности супружеских отношений выражаются в исполнении супругами определенных ролей. Американский исследователь К. Киркпатрик выделил и охарактеризовал основные из них.

1. Традиционные роли определяют мужчину как главу семейства, его абсолютный авторитет. Муж и отец занимается материальным обеспечением семьи, решает глобальные вопросы, контролирует и регулирует все семейные процессы, обеспечивает ее безопасность и стабильность. Женщина отвечает за хозяйство и воспитание детей, является послушной женой, ограниченной в правах, ее обязанности четко определены.

2. Товарищеские роли основаны на высокоуровневом духовном контакте супругов. Муж и жена всеми способами стараются доставить радость и удовлетворение друг другу, вместе проводят досуг. В таких семьях царит атмосфера дружбы, доверия, праздника.

3. Партнерские роли подразумевают деловые, сотруднические отношения супругов. В таких семьях и муж, и жена обычно социально и экономически самостоятельны. Они оба вносят вклад в материальное обеспечение семьи, совместно решают важные вопросы, имеют равную ответственность за воспитание детей, благосостояние и стабильность семьи.

Родительские отношения, как таковые, не являются доминирующими и во многом определяются атмосферой в семье, личными успехами и неудачами родителей, другими внешними обстоятельствами. Современная семья – тыл для каждого ее члена, среда для самореализации, проведения досуга, удовлетворения потребностей.

Сегодняшние семьи зачастую малочисленны. Создав супружескую пару, люди стремятся к созданию собственного жилищного пространства, собственного устройства домашнего быта. В связи с развитием и распространением потребительских взглядов в современном обществе, многие семьи малодетны. Стремление к обогащению материальными ценностями отдаляет родителей от детей, создает конфликтные ситуации в семьях, рушит здоровую атмосферу взаимопонимания, взаимопомощи. Возвышая материальное над духовным, люди сами становятся жертвами своих приоритетов и подвергают опасности семейное благополучие, развитие собственных детей, отношения с родными и близкими. Одним из факторов дестабилизации семьи является экономическая и социальная независимость женщины, противоречащая традиционному пониманию ее функций, прав и обязанностей в семье.

Социальные исследования современных  семей позволяют выделить среди  них несколько основных типов: патриархально-модернизированный, детоцентрический, супружеский, материнский, неполный тип.

Патриархально-модернизированный тип семьи в общем представлении сохраняет традиционную семейную форму: муж – глава семьи, имеющий власть и несущий ответственность за жизненно-важные вопросы. Основные функции жены связаны с обслуживанием всех членов семьи и воспитанием детей.

Детоцентрический тип семьи. Само название этого типа отводит центральное место в семье детям, которых, как правило, в таких семьях мало. Дети подвергаются чрезмерной материальной и моральной опеке со стороны старшего поколения, благодаря чему нарушается естественный ход их развития и взросления. Человек, выросший в такой семье не может позаботиться о себе, теряется в отсутствие родителей, не может сам принимать решения.

Супружеский тип семьи наиболее оптимальный, так как отношения  строятся по принципам взаимного уважения, создания максимального комфорта для всех членов семьи. Это положительно сказывается и на воспитании детей, на их взаимоотношениях с родителями. Личные отношения родителей в таких семьях являются положительным примером для детей, которые в будущем стремятся спроецировать их на отношения в собственной семье.

Материнский тип семьи отмечается либо в неполной семье, тогда основная направленность ее – благополучие детей, либо в семье, где главенствующая роль принадлежит женщине. Второй вариант  негативно сказывается на формировании мировоззрении ребенка. Дети, выросшие в таких семьях склонны к восприятию мужчины, как слабого, несостоятельного звена семьи, играющего второстепенную роль. Мальчики склонны принижать свои возможности, а девочки будут стремиться к подчинению мужчин своим интересам и воле.

Неполный тип семьи ориентирован, как правило, на центральную роль детей или самореализацию взрослого, зачастую в ущерб полноценному развитию ребенка.

 

44. Отношения детей и родителей в семье

 

Детско-родительские отношения изначально определяются взрослым и на всей протяженности зависят в основном от отношения матери и отца к своему ребенку. Уже в раннем детстве у ребенка формируется отношение к родителям, которое они сами заложили и определили, как наиболее подходящее для них. Став родителем, человек оказывается в новом статусе, кардинально меняется круг его прав и обязанностей, жизненные устои, поведение, появляются новые цели и задачи, определяются новые функции. В связи с этим в корне меняется все устройство жизни человека, его приоритеты, взгляды на некоторые вопросы, отношение к себе и окружающим, интересы и круг общения. Человека, ставшего родителем, теперь все больше занимают вопросы детского здоровья, развития, способов и правил воспитания и т. д. Появление в семье новорожденного отражается на всех членах семьи, независимо от их отношения к этому событию.

Роли отца и матери отличаются друг от друга, но в идеале они должны гармонично сочетаться и взаимодополнять  одна другую. Мать призвана заботиться о духовном, нравственном и эстетическом развитии ребенка, иметь с ним тесный эмоциональный контакт на протяжении всей жизни, быть опорой и поддержкой в минуты отчаяния, сопереживать его неудачи и настраивать на положительный лад, радоваться успехам, формировать оптимистические взгляды и психическую устойчивость.

Отец, как правило, если он принимает  активное участие в жизни ребенка, помогает формировать его мировоззрение, упорядочивать понимание мира и  вещей в нем, оказывает влияние  на воспитание дисциплины и воли, самостоятельности и независимости. Роль отца очень важна при воспитании детей, и его отсутствие или недостаточное участие может привести к негативным последствиям в формировании личности ребенка. К таким последствиям относятся: недостаток интеллектуального развития, нарушение правильной половой идентификации, трудности в общении с противоположным полом, чрезмерная мягкость, податливость, склонность к подчинению чужой воли.

Огромное значение в развитии ребенка  имеют отношения между родителями. Наблюдая эти отношения, ребенок неосознанно формирует собственную программу своих будущих супружеских отношений. Общение матери и отца, их отношение друг к другу, доминирующие способы отстаивания прав, мнений, формы решения проблем и выходов из ситуаций, наиболее ценные личностные качества в понимании матери и отца становятся неоспоримой нормой для ребенка. Эти нормы формируются, начиная с раннего детства на протяжении нескольких лет, поэтому твердо удерживаются в сознании человека и оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Привить человеку иное понимание семейных отношений почти невозможно, и связано с долгой обстоятельной работой и получением значительного личного опыта.

В семьях, где наблюдаются стабильные отношения, поддерживается атмосфера  доброжелательности, уступчивости и понимания отмечается естественное формирование правильного мировоззрения ребенка, положительных личностных качеств, способности к самореализации.

Важным вопросом в отношениях ребенка  и родителей является количество детей в семье. Практика показывает, что особенности развития ребенка и отношения к нему родителей во многом определяется тем, является ли он единственным, первым, вторым и т. д., а так же старшим, средним или младшим.

Единственный ребенок занимает все внимание родителей, поэтому  он часто склонен к эгоизму, направлен на постоянное привлечение внимания к себе со стороны взрослых, склонен к цинизму и высокомерию, меньшей самостоятельности, повышенной зависимости от взрослых, что можно исключить или уменьшить правильным подходом к воспитанию.

Первый ребенок во многом схож с  единственным, так как на протяжении определенного времени являлся  таковым. Кроме того, первый ребенок  всегда вызывает проявление повышенной заботы и тревожности, потому что  родители впервые сталкиваются с  новыми для них задачами, проблемами, поэтому относятся с особой осторожностью к своим действиям, тщательно продумывают их. Каждый этап взросления ребенка является для них новым, неизвестным, это привлекает максимум их внимания, активности и заинтересованности.

Второй ребенок никогда не был единственным, он уже родился в семье, где есть еще один ребенок и с рождения вынужден считаться с его присутствием, делиться родительским вниманием, а позже и материальными ценностями. Со вторым ребенком родители обычно проводят меньше времени, забота о нем производится по уже отработанному сценарию, часто по упрощенной схеме. С другой стороны, у второго ребенка есть старший брат или сестра, который может научить его многому, восполнить дефицит общения, проявлять посильную заботу и опеку.

Отношения детей и родителей  в многодетной семье определяются родителями и при правильном подходе  к их организации, подразумевающей  учет возрастных особенностей в распределении  прав и обязанностей, уважительное отношение ко всем членам семьи, независимо от их возраста, равномерное распределение родительского внимания и т. д. можно достичь положительных отношений между всеми членами семьи. В больших семьях отношения строятся на взаимопомощи детей и родителей, четком распределении обязанностей, заботе старших о младших.

 

45. Стили семейного воспитания

 

Развитие ребенка начинается в  семье. И здесь можно выделить два типа влияющих факторов: окружающая среда и воздействие родителей. Воспринимая окружающий мир, ребенок  учится тому что хорошо, а что  плохо, какую линию поведения выбрать в той или иной ситуации, как реагировать на те или иные события. Родители должны помочь ребенку научиться всему этому, способствовать развитию воли, умению делать правильный выбор, даже если он трудный, придерживаться нравственных позиций в любых обстоятельствах.

Основным способом воздействия  родителей является их пример, дети младшего возраста всегда воспринимают родителей как эталон, копируют их действия, принимают взгляды родителей, безгранично доверяя им. Не менее  важную роль в формировании личности ребенка играет отношение родителей к нему.

В современной педагогической науке  существует две наиболее распространенные классификации таких отношений. Первый из них основан на дистанционном  признаке. Согласно этому виду классификации существует три стиля общения в семье: «оптимальная дистанция», «сокращенная дистанция», «увеличенная дистанция».

Информация о работе Шпаргалка по педагогике