Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:07, шпаргалка
1. Общая характеристика и особенности педагогической профессии
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество в процессе развития постепенно осознавало необходимость в передаче накопленного предками опыта.
В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей – в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению.
Сущность трудового воспитания
состоит в организации трудовой
деятельности воспитанников с целью
выработки у них трудолюбия, стремления
к постоянному улучшению
1) мотивация к трудовой деятельности;
2) сознательное осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества;
3) наличие трудовых умений и навыков;
4) сильную волю, необходимую для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.
Основная доля трудового воспитания приходится на школьный период. В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности. Одним из них является постоянная забота о себе: чистота одежды, учебных принадлежностей, приведение в должное состояние книг и учебников, доставшихся от предыдущих поколений учеников, подготовка материалов к урокам, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря, уход за растениями и животными (при условии наличия живого уголка) и т. д. Специально организованный труд в рамках школьной программы осуществляется главным образом посредством уроков труда. В младшем школьном возрасте дети делают гербарии, аппликации, поделки, простейшие модели. Более старшие школьники занимаются изготовлением плакатов, учебных пособий, кормушек для птиц, полезных в школе и быту вещей. На уроках биологии, если есть такая возможность, ребята ухаживают за растениями, животными, заботятся о подкормке городских и лесных птиц, проводят наблюдения и исследования за животными и растениями. В старших классах роль рудового воспитания становится более целенаправленной и заключается в проведении учебно-производственной практики. Ученики старших классов часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству родного города: озеленение улиц, уборка уличных участков, помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.
Развитие способностей и потребностей в трудовой деятельности начинается с самого раннего возраста и решающую роль здесь играет семья. Уже с малых лет ребенок должен иметь какие-то посильные обязанности, учиться выполнять их посредством трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, следить за чистотой рук, лица и одежды, поливать цветы, протирать пыль в доступных и безопасных местах. Уже в этом возрасте человек учится бережно относиться к результатам собственного и чужого труда, ощущая на себе, что они являются результатами определенных усилий. С вступлением в школьную жизнь, сфера трудовой деятельности ребенка значительно расширяется, что вызывает возникновение внутренних противоречий. Одним из таких противоречий является различие характера домашнего и школьного труда. Повышение разнообразия возможных направлений трудовой деятельности вызывает интерес и, как следствие, творческое и активное участие в ней. Другое противоречие заключается в объеме, качестве и характере имеющихся и необходимых знаний, умений и навыков. Это побуждает детей к активному обучению, вызывает потребность в нем и рождает сознание полезности обучения. В современной школьной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудовой деятельности, стимулирующих развитие трудолюбия и бережливости:
1) организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы;
2) создание и поддержание трудовых традиций в школе;
3) создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;
4) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности.
36. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются частью морального воспитания личности. Они имеют огромное значение для успешного нравственного и социального воспитания. На основе такого воспитания возникает любовь и уважение к родине, ее духовным и материальным ценностям, ответственность за могущество и независимость своего государства, бережное отношение к традициям своего народа уважение к особенностям культуры других народов и наций.
Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений не может быть разделено на два разных направления, так как имеют теснейшую связь. Истинный патриот не тот, кто заботится только о благополучии своей страны, своего народа, не замечая влияния своих действий на другие государства и их жителей. Истинный патриотизм имеет гуманистическую природу и неразрывно связан с благожелательным и уважительным отношением ко всему человечеству, пониманием и сознанием огромного значения общечеловеческих ценностей и идеалов, их роль в прогрессивном развитии общества. Такая гуманистическая направленность воспитания обеспечит в дальнейшем мирное и сотрудническое сосуществование разных народов в пределах одного государства и дружеские отношения разных стран мира.
Сущность понятия патриотизма состоит главным образом в отношениях к своей родине, отечеству, народу. Определяя патриотизм как нравственное личностное качество, следует формировать потребностно-мотивационную сферу личности в этом направлении, т. е. человек должен лично переживать успехи и неудачи своего государства, болеть за его независимость и развитие, стремиться внести свой вклад в общее дело на благо родины.
При воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений следует разобраться не только в сущности и содержании этих понятий, но и в психологических особенностях, присущих этому элементу воспитания и, учитывая все эти стороны, выбирать соответствующие методические подходы к такому воспитанию. Начиная работу по патриотическому воспитанию, прежде всего, нужно привить любовь и преданность к тем местам, где они родились и выросли.
Развитие
потребностно-мотивационной
Организуя воспитательную деятельность, педагог должен создавать условия, побуждающие учеников овладевать новыми знаниями и умениями, присущих своему народу и другим народам мира. Например, организовав выставку поделок учеников, на тему особенностей стилей и направлений предметов быта разных народов, воспитатель побуждает ребят изучить эти особенности у разных народов и выбрать наиболее понравившееся из них. Таким образом, человек проникает в атмосферу национальных особенностей разных народов, любуется произведениями древних ремесленников, учится уважать и ценить достижения других наций и т. д.
Немаловажную роль в воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование интеллектуально-эмоциональной сферы личности. В этом отношении следует проводить работы по ознакомлению воспитанников с особенностями культуры, языка, традиций и обычаев своего народа, приводить примеры из истории становления государства о различных подвигах народа и его отдельных представителей в борьбе за независимость и политическое устройство родины. Эффективным методическим приемом в данном случае является обращение к художественной литературе отечественных классиков и современных поэтов и писателей, которые зачастую, ярко выражая чувства и эмоции своих героев, вызывают глубокие переживания в сознании читателей, благодаря чему оставляют глубокий след в памяти человека.
Воспитание только тогда считается
успешным, когда сформированы определенные
целью убеждения и взгляды, это
определяет уверенный выбор линии
поведения в различных
Практическая деятельность, формирующая культуру межнациональных отношений, сводится к ознакомлению с особенностями родственных народов, изучению вопросов о возникновении разных направлений в развитии одного народа, формировании государств, их распадах и слияниях и т. д. Хорошие результаты дают поездки в соседние государства, при наличии таких возможностей, рассказы учеников о личных поездках в другие страны.
37. Самовоспитание учащихся и факторы, влияющие на него
Успешное решение любых педагогических задач связано со стремлением самого человека достичь в этой области намеченных целей. Ученик не только объект, но и субъект воспитания, проявляющий активное участие в учебно-познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В задачи педагогов входит стимулирование этой активности всевозможными способами. С этой точки зрения, воспитание – это умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в саморазвитии, самосовершенствовании и постоянной работе над собой. В организации работы по самовоспитанию участвуют педагоги и сами ученики. Педагоги, основываясь на научном подходе к этому вопросу, стараются формировать у учащихся соответствующие потребности, включают их в разнообразные виды деятельности, способствующие развитию стремлений учеников. Благодаря уже достигнутому уровню воспитания и влиянию различных внешних факторов, многие люди сами ставят перед собой задачи по самосовершенствованию и развитию и упорно трудятся над собой, совершая волевые усилия, превозмогая лень и достигая в итоге значительных результатов, вырабатывая положительные личностные качества и искореняя дурные наклонности. С точки зрения воспитанника, самовоспитание можно определить как сознательная, планомерная, управляемая самим человеком постоянная и целенаправленная работа над собой по формированию определенных личностных качеств. В самовоспитании важным элементом является то, какие цели ставит перед собой человек, какие качества считает необходимыми и соответствующими высокому уровню морали. Это зависит от многих факторов: окружающей среды, общественной идеологии, уровня воспитанности, влияния семьи и школы и т. д. Ставя перед собой цели самовоспитания, человек осознает конечный результат своих усилий, мысленно видит себя таким, каким он стремится стать. Путь достижения цели состоит из этапов, которые необходимо наметить, а затем постепенно, переходя от выполнения одной локальной задачи к другой, приближаться к намеченной цели. Полезным бывает определить сроки выполнения отдельных задач и всего процесса в целом. Таким образом, человек составляет программу самовоспитания и старается следовать ей.
Способность самовоспитания и потребность к нему возникает лишь при достижении человеком определенного уровня психологической зрелости. Как правило, в подростковом возрасте человек начинает четко осознавать мотивы своих действий, проявляет способность к самооценке, понимает свое несовершенство и стремиться восполнить недостающие характеристики своей личности. Однако большинство подростков не имеют достаточной способности к регулировке своих действий по самовоспитанию, поэтому зачастую совершают рискованные, отчаянные поступки, приводящие к отрицательным результатам не только для воспитания, но и для психического и физического состояния. Поэтому, педагоги и родители должны принимать участие в организации процесса самовоспитания. Существует несколько факторов, побуждающих детей к самовоспитанию, умелое использование которых педагогами способно привести к хорошим результатам.
Один из таких факторов – формирование у учащихся собственных идеалов. Идеалы формируются под воздействием нравственного воспитания, правильного понимания действительных ценностей. Важно знакомить ребят с жизнедеятельностью выдающихся исторических личностей, большое внимание уделять анализу художественных произведений и поведению их героев. Все это поможет ученику правильно выбрать пример для подражания, идеал, к которому он будет стремиться, что само по себе является мощным стимулом самовоспитания.
Желание личности занять достойное место в коллективе – важный и эффективный фактор, побуждающий к самовоспитанию. Любой ученик стремиться завоевать уважение и авторитет среди своих одноклассников. И в этом вопросе ему нужна помощь педагога, который должен указать на негативные качества, мешающие достижению цели, или недостающие, выработкой которых нужно заняться.
Фактор соревновательности, основан
на естественной потребности человека
быть лучше других. Создавая условия
для сравнения своих
Пример учителя тоже считается фактором самовоспитания. Если учитель сам не стремиться соответствовать тем идеалам, о которых говорит, если его слово расходится с делом, он не будет вызывать доверия у учеников, и его слова не будут иметь никакого эффекта. Учитель сам должен постоянно заниматься самовоспитанием, так как достичь идеала невозможно, пример самовоспитания учителя укрепит в сознании учеников его необходимость. Большое значение имеет пример товарищей, являющихся лучшими учениками, образцами хорошего поведения, активного участия в школьной и общественной жизни.
Периодическое обсуждение успеваемости и поведения учеников класса действует не только на личности, подвергаемые критике, но и на остальных учеников класса. При всеобщем обсуждении каких-либо качеств или их недостатков, каждый ученик невольно анализирует свою личность в этом направлении, обнаруживая у себя различные недочеты, и настраивается на их исправление. Психологическая основа этого заключается в возникновении внутренних противоречий между тем, каким человек является и каким он хочет быть. Педагоги должны заботиться о постоянном возникновении таких противоречий, обеспечивающих подпитку непрерывному процессу самовоспитания.
38. Методы самовоспитания и педагогическое руководство самовоспитанием
Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание.