Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО образования детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность
понятия «экологическое
1.2 Методы и
формы экологического воспитания……………………………………………………
1.3 Внеклассная работа по формированию
экологической культуры младших школьников…...…………………………………………
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты
изучения исходного уровня экологического
воспитания младших школьников………………………………………………..
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты
опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию младших школьников……………………………………………..
Рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
Формирование экологической
культуры населения, начало становления
падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка.
Младший школьный возраст – ответственный
период жизни человека, так как
именно здесь закладываются основы
правильного отношения к
Объект исследования – процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников.
Цель: показать, что использование эффективных методик, комплексно воздействующих на личность ребенка, поможет улучшить ситуации в экологическом воспитании учащихся.
Задачи:
литературы раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование).
2. Выделить особенности
3. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.
4. Выявить уровень
5. Изучить передовой
опыт работы учителей в
6. Провести эксперимент по
7. Предложить тематику занятий по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.
Проблема: экологические вопросы и краеведческий материал на уроках окружающего мира позволит повысить уровень экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы: экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания на уроке окружающего мира, в том числе и краеведческий.
Гипотеза: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.
Методы исследования:
1.Анализ психолого-
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Метод математической
4.Метод наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.
Практическая значимость заключается в том, что были представлены рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
База исследования: МОУ СОШ №170 г. Самары, 2класс
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО образования детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия
«экологическое воспитание»
Как показывает опыт предыдущего
столетия, при стремительном развитии
научного и технического оснащения
не менее быстро разрушается и
природа планеты. Невольно возникает
подозрение тесной взаимообусловленности
этих процессов. Свою среду обитания
человечество уничтожает, а комфортные
условия, создаваемые для жителей,
не могут спасти их от вымирания
вместе с разрушенными ландшафтами.
Самосовершенствование в
Стратегия и тактика жизни
современного цивилизованного человека,
в отличие от других животных, направлены
отнюдь не на выживание в изменяющейся
среде. Подавляющее большинство
приспособлений современника нацелены
на преодоление социальных коллизий
и на изобретение средств
В природе же адаптации
– это компромиссы между
Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.
Казалось бы, всем известен
простой способ выхода из создавшегося
тупика – непрерывное экологическое
образование. Оно способно постепенно
изменить мировоззрение человечества.
Для этого необходимо целенаправленно
воспитывать новые поколения. Однако
уже почти полвека такое
Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.
Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.
«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). [8; c.192]
Экологическая культура рассматривается
учеными как культура единения человека
с природой, гармоничного слияния
социальных нужд и потребностей людей
с нормальным существованием и развитием
самой природы. Человек, овладевший
экологической культурой, подчиняет
все виды своей деятельности требованиям
рационального
На современном этапе
развития человечества обращение к
наукам природы связано с
В настоящее
время работа над проблемами
экологического воспитания продолжается.
Ряд исследователей, отмечает,
что нередко экологическое
воспитание осуществляется не
комплексно, а односторонне, без
использования всех
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура,
научно-технический прогресс и экологическое образование [15; с.12] утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
Экологическая
культура проявляется в
ответственном отношении
к природе как к всеобщему
условию и предпосылки
Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.[14; c.21]
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной
деятельности учащихся по освоению
опыта человечества в
- культуру труда, формирующуюся
в процессе трудовой
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева [5; с.78], включает следующие основные компоненты:
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников