Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52
Приложения
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Диаграмма 10
Приложение № 2
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Путешествие по карте России"
Тип урока. Предметный. Получение новых знаний.
Цели:
Образовательная: познакомиться с картой России, знать условные обозначения, уметь «читать» карту.
Воспитательная: воспитывать умение работать дружно и согласованно в группе
Развивающая: пополнять словарный запас.
Оборудование: фишки от 1 до 7 (6 комплектов), карта условных обозначений, физическая карта России, карточки с условными обозначениями, карточки с изображением туриста (25 штук).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания
Начнём урок окружающего мира с проверки д./з.
Откройте, пожалуйста, тетради по программе «Интеллект» на с.71. Развиваем мышление.
Попытайтесь решить
анаграмму, поставьте
Выполнив, положите тетради на край парты, я проверю после уроков.
- Кто из вас взбирался на вершину горы? (дети отвечают)
Так вот, сегодня самые внимательные смогут там побывать.
3. Новая тема
- Ребята, вы любите путешествовать? (да)
- Сегодня, по дороге в школу я случайно услышала разговор троих мальчиков:
1 мальчик говорит: «
Я не боюсь отправиться в
путешествие, потому что я
2 мальчик: « А я подавно не боюсь. Я кроме русского знаю ещё иностранный язык.
3 мальчик: « А я знаю
ещё третий язык –
Тема нашего урока «Путешествие по родной стране». Что такое карта и как её читать.
Цель - познакомиться с картой России, знать условные обозначения, научиться «читать» карту.
4. Групповая работа
Я предлагаю разделиться на группы по 4 человека.
Откройте учебник на с. 92- 93. рассмотрите фото, которые сделаны в разных местах нашей страны.
- найдите их на карте в учебнике с.90- 91 и обозначьте фишками с номерами.
Далее проверка. Учитель показывает на доске.
- Ребята, попробуйте объяснить, что такое карта? (ответы детей)
- Давайте сравним эти
ответы с определением в
5. Как читают карту
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться «читать» её.
«Читать» карту – не значит читать только надписи на ней.
Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.
К ним относятся различные цвета и другие обозначения.
Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта.
- Какие стороны горизонта вы знаете? (север, юг, восток, запад.)
Учитель показывает на доске карточками на магнитах:
Север на картах всегда вверху,
Юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
- А сейчас, назовите моря,
омывающие нашу страну с
( Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское)
- С запада (Балтийское)
Учитель показывает на карте, дети в учебнике.
- Теперь давайте разберём,
что обозначают на карте
Голубой – вода
Зелёный – равнины (суша)
Коричневый – горы
Низменности – зелёный
Возвышенности – жёлтый.
- Запомнили? Теперь поиграем.
Я показываю картинки, а вы
цвет, которым этот предмет
- Настала пора выяснить,
что обозначают другие
Учитель вывешивает плакат со знаками на доску.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
- Существуют определённые
правила показа объектов на
настенной карте. Давайте
(Дети читают правила на с.95)
6. Физминутка
(изобразить жестами :гора, озеро, река, равнина)
7. Закрепление изученного
- Теперь давайте разберём,
что обозначают на карте
Голубой – вода
Зелёный – равнины (суша)
Коричневый – горы
Низменности – зелёный
Возвышенности – жёлтый.
- Запомнили? Теперь поиграем.
Я показываю картинки, а вы
цвет, которым этот предмет
- Настала пора выяснить, что Америка ещё не была открыта Колумбом, русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.
- Помогите мне составить
рассказ о его путешествии,
заменяя условные знаки,
- Итак, начинаем…
Вначале Афанасий Никитин плыл на корабле по…….. Она называлась Волга. Путь его пролегал по… . Она называлась Восточно- Европейская. Затем Аф. Никитин плыл на корабле по… . В наше время оно называется Каспийским.
После этого он пересёк… . Они назывались Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл по … , которое называлось Аравийским. Наконец он пришёл в Индию.
Молодцы! Справились с заданием.
8. Работа в тетрадях
- А сейчас я слышу как нас зовут наши любимые ТПО (тетрадь с печатной основой).
Откройте с. 42
Пока ребята работают в тетрадях, у нас открывается проектная лаборатория. ( Учитель даёт карточку с заданием 4- ём учащимся: слепить из пластилина макет участка земли, где есть гора, равнина и водоём).
И в это же время в путешествие отправляется научно – исследовательская экспедиция.
(4 ученика на карте ищут и показывают объекты, в соответствии с правилами показа на карте)
Далее ТПО закрываем, а лаборатория и экспедиция защищают свои работы.
9. Закрепление изученного
- А теперь проверим, что мы усвоили на уроке.
Предлагается тест. Отвечать – да и нет.
1. Карта это уменьшенное
изображение земной
2. Объекты на карте показывай только пальцем (нет)
3. Голубым цветом на карте обозначена вода (да)
4. Север на карте внизу (нет)
5. Коричневым цветом на карте обозначены горы (да)
Далее на доске появляется КЛЮЧ к тесту:
да
нет
да
нет
да
10. Итог урока
- Я обещала, что у вас будет шанс взобраться на вершину горы?
- Кто выполнил правильно
2 задания, 3 задания,4 задания, 5 заданий?
На доске плакат:
Рисунок 4
На парте у детей карточки с изображением туриста.
Они наклеивают её рядом с нужной отметкой около горы.
Молодцы!
- О чём мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, мы добились поставленной цели в начале урока?
11. Домашнее задание
Составить и начертить карту к вылепленному макету участка земли.
Приложение № 3
Тема: Игра – путешествие «Природа России».
Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды
«Березка», команды «Елочка», рисунки
съедобных и несъедобных
Литература:
Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников