Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52
Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий. Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)
Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.
Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.
(Исполняют девочки в
пестрых сарафанчиках с
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий. Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)
Записать 5 зимующих птиц.
VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”
Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных
Команда “Елочка”
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.
Команде “Березка”
1) А знаете ли вы, что
первыми весной появляются
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?
VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”
1) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2) Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.
5) Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
7) И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
8) Так скорее над звездную синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Приложение № 4
«В гости к зиме» (урок-экскурсия)
Цели урока: Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Лопатки, линейки, карточки-названия привалов, рисунки «Следы на снегу», лупа для рассматривания снежинок.
Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.
Все кругом бело-синее, Все в тонком кружеве теней. Алее укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней. (Зима.)
- Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей.)
- Правильно. В лесу
нельзя шуметь — птицы
- А сейчас — в путь!
II. Первый привал «Неживая природа зимой»
- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы? (Ответы детей.)
По календарю зима начинается
1 декабря. Но ученые считают началом
зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко
поднимается на небе, тени длинные,
а день самый короткий в году.
А в природе зима наступает
каждый год в разные сроки. Первые
морозы — это еще не зима. Заморозки
сменяются теплом, снег падает и
тает несколько раз. Зима начинается,
когда температура воздуха
- Посмотрите вокруг. Что
лежит на земле, ветках
- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей.)
Правильно, снег — это множество красивых снежинок. А что это такое, нам расскажет наша одноклассница.
Рассказ ученицы:
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где
царит сильный холод, образуются
из водяных паров льдинки-
- Вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.
По возможности предложите ребятам рассмотреть снежинки под лупой.
- Что вы можете сказать о снежном покрове в настоящее время? (Дети рассматривают снег, разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы.)
- Правильно, снег в
настоящее время плотный,
- А где снега больше?
На открытой местности или
под деревьями?
Проводится практическая работа по измерению
глубины снега.
– Какую роль выполняет снег для растений? (Ответы детей.)
– Правильно, снег для травянистых
растений — теплое пуховое одеяло.
Снег укрывает и корни деревьев, защищая
их от морозов.
III. Привал «Секреты животного мира»
- Оказывается снег не только
защищает растения, но и согревает животных.
Лось в глубоком снегу не зарывается полностью,
на поверхности
всегда остается голова и спина с густой
шерстью.
- Как встречают зиму другие животные? (Ответы детей.)
- Лесные мыши и мыши-полевки
живут под снегом, они роют
себе ходы и свободно
- А еще хотелось бы услышать рассказ о птицах, которые в снегу делают себе убежища.
Рассказ ученика:
Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20-30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище.
Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.
- Как вы думаете, можно ли увидеть зимой насекомых? (Ответы детей.)
- Оказывается можно!
Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура воздуха не ниже —10°.
Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются тысячи «снежных блошек».
- Следы каких животных вам знакомы? (Дети называют следы птиц, белки.)
Можно показать следы зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, нарисованные на специальных карточках.
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрется — длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький - две точки отпечатаны. А от задних след как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.
Волчий след тоже похож на след собаки, но большой. Разница - та же, лапа у волка сжата в комок.
У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
Птичий почерк. Вот след сороки — от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого — прямая черточка.
Зная следы животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне.
- Особый разговор у нас будет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей.)
- Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. И птиц греют их перья — их бывает несколько слоев.
- Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)
- Правильно, это снегири. Кто может рассказать о них? (Рассказы детей.)
- Еще любитель полакомиться
ягодами рябины — свиристель.
Послушайте рассказ об этой
птице, а может нам
Рассказ ученика
Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.
- Каких птиц еще можно встретить зимой? (Ответы детей.)
- Птицы нуждаются в
нашей помощи. Как мы можем
помочь птицам?
(Ответы детей.)
- Давайте повесим кормушки
для птиц, которые сегодня принесли
и на
сыпем корм. (Дети развешивают кормушки.)
- Сейчас мы сделали
доброе дело, но не забывайте
взять с собой корм
для птиц, когда отправляетесь на лыжную
прогулку с родителями.
IV. Привал «Игровой»
Выбрать небольшую поляну для зимних забав.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников