Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников………………………………………………………………………6
1.2 Методы и формы экологического воспитания………………………………………………………………………..15
1.3 Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников…...……………………………………………………….23
1.4 Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников………………………………………………....................33
2.2 Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников………………………….35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию младших школьников……………………………………………..38
Рекомендации………………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………47
Список использованных источников……………………………………..49
Приложения………………………………………………………………...52
Учитель делит класс на две команды и предлагает детям игру «Снежный брейн-ринг». Каждый участник игры имеет право бросить снежок перед этим назвав:
Побеждает та команда, игрок которой был последним.
V. Итог работы
Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Кто зимой в лесу не спит».
Приложение №5
Классный час на тему «Берегите природу»
Цели:
Обогащать знания о природном и социальном окружении.
Знакомить с общей целостной картиной мира.
Воспитание нравственного и эстетического отношения к нему.
Показать отрицательное воздействие людей на воздух, воду,
растения
и животных; формирование бережного, заботливого отношения к
ним.
Расширять представления
о природоохранной
Оборудование: на доске ватман со схемой, мультимедиа.
Ход занятия.
1. Проблемная ситуация.
Ребята, посмотрите на доску. Какой-то непонятный рисунок, а в центре - грустный человечек. Что с ним произошло? Почему он грустный? А давайте поможем ему, изменим картину...
2. Чистый воздух.
Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем, (воздух)
Да это воздух. Мы живем в воздушном океане, который называется
атмосферой. Мы привыкли называть его небом.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но
не всегда он таким бывает. В воздухе есть микробы. Чем больше
людей в комнате, тем больше микробов. Что же нужно делать?
(проветривать, стирать пыль)
Что же загрязняет воздух? Посмотрите.
Что хорошо очищает и освежает воздух? (растения)
Должно быть как можно больше растений в городе и в комнатах.
Задача. 1
Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трех человек. Какое количество деревьев необходимо для нашего класса? (23 ученика и 1 учитель, надо 8 деревьев)
Растений у нас в классе много, форточка открыта, прогнали мы
микробов. Посмотрите на доску, (учитель убирает верхнюю
полоску)
Засветило солнышко, хорошая погода! Повеселел наш человечек?
3. Не кричи и не шуми.
Ребята, а какие вы знаете песни, где встречаются слова - солнце,
погода, снег, дождь, радуга.
(пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо...
что мне снег, что мне зной...
От улыбки в небе радуга проснется...
Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай...)
С каждым годом чистой воды становится все меньше и меньше.
Как же она загрязняется? Посмотрите.
Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор. Да и заводы сливают
грязь. А вот ГРИНПИС мешает сливу неочищенных вод в реки.
Посмотрите на эти кораблики с буквами, переставьте буквы и
должна получиться очень важная фраза.
Воду надо беречь. А как?
Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми.
Задача. 2
Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает целое ведро. А сколько чистой воды вытекает за перемену, которая длится 10 минут. (10
ведер)
Очистим наш рисунок от грязных пятен, (учитель убирает еще полоску)
Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трех человек. Какое количество деревьев необходимо для нашего класса? (23 ученика и 1 учитель, надо 8 деревьев)
Растений у нас в классе много, форточка открыта, прогнали мы
микробов. Посмотрите на доску, (учитель убирает верхнюю
полоску). Засветило солнышко, хорошая погода! Повеселел наш человечек?
3. Не кричи и не шуми.
Ребята, а какие вы знаете песни, где встречаются слова - солнце, погода, снег, дождь, радуга.
(пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо... что мне снег, что мне зной...
От улыбки в небе радуга проснется...
Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай...)
С каждым годом чистой воды становится все меньше и меньше.
Как же она загрязняется? Посмотрите.
Люди часто выбрасывают в реки, озера мусор. Да и заводы сливают грязь. А вот ГРИНПИС мешает сливу неочищенных вод в реки. Посмотрите на эти кораблики с буквами, переставьте буквы и должна получиться очень важная фраза.
Воду надо беречь. А как?
Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми.
Задача.2
Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает целое ведро. А сколько чистой воды вытекает за перемену, которая длится 10 минут. (10 ведер)
Очистим наш рисунок от грязных пятен, (учитель убирает еще полоску)
5. Охрана животных.
Многие растения и животные, которые раньше встречались нам часто, сейчас стали редкими и могут совсем исчезнуть. Где можно узнать? Они внесены в Красную книгу, Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Красный цвет книги - сигнал опасности. Книга необычная у неё разноцветные страницы. Красные - записаны животные и растения те, кому помочь надо в первую очередь. Желтые - численность которых уменьшается.
Белые - малоизученные животные и растения.
Зеленые - человеку удалось спасти.
Хранится Красная книга в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека. В 1974 году была учреждена Красная книга нашей страны. В ее первый список было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Отгадайте!
Иеган (полосатая гиена), ригт (амурский тигр),
юньтел (курильский тюлень), лньое (пятнистый олень), ожрм
(морж)
Если мы не защитим животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Как помочь? запретить охоту, охранять в заповедниках. Нельзя ловить животных, не кричать в лесу и не трогать птичьих гнезд. Не разорять муравейники, не жечь костры. Не обижайте никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
В лесах Белоруссии практически истребили таких огромных животных, как зубры. Остались только звери, которые жили в зоопарках, - 48 штук. Надо было срочно спасать зубров. Их выпустили в заповедник - Беловежскую пущу. Подкармливали зимой, следили, чтобы звери не болели, тщательно охраняли, особенно молодняк. Зубров спасли, но прошло около 80 лет.
(Учитель убирает 3 черных квадрата, а под ними бабочка, птица и лягушка).
6. Охрана растений
Какие растения занесены в Красную книгу? Давайте узнаем. (Видео ролик) Вот, ребята, вы посмотрели, что происходит в лесу. Как ведут себя люди там. Что же делать?
Как можно помочь растениям?
Нельзя собирать редкие растения, делать букеты, не надо сбивать грибы, которые вы не знаете, ломать деревья. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Надо делать замечания и не бояться, чтобы не трогали растения и самим не делать этого.
(Учитель убирает черные круги, а под ними яркие растения) Как стало красиво, и человечек наш повеселел.
С наступлением тепла люди отправятся в лес отдыхать. Ребята, придумайте и нарисуйте «экологические знаки» охраны растений и животных, которые можно было бы повесить перед входом в лес. А мы их прикрепим на доску.
Тест. Проверим как вы все поняли на занятии ?
Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сегодня поговорить, но если человеку хорошо в чистом мире, значит он здоров. А здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.
Приложение №6
Экологическая викторина: «Эти
забавные насекомые»,«Бабочки-красавицы.
Программное содержание.
Продолжать расширять
кругозор детей в мире природы. Развивать
у детей интерес к жизни
насекомых, умение находить красивое,
привлекательное в любом
Прививать детям любовь к природе. Подвести к понятию, что все в природе взаимосвязано, нет ничего лишнего, вредного, ненужного.
Вызвать желание и сформировать навык беречь и охранять природу.
Оборудование.
Иллюстрации бабочек, тутовый шелкопряд, шелковая ткань и нить, цветок герани, лимон, мята, 2-3 длинных ленты, мелкие призы для поощрения' детей.
Словарная работа.
Гусеница, куколка, цветные-разноцветные, приятный-неприятный, оранжевый, махаон, голубянка, птицекрыл, совка, капустница, тутовый шелкопряд.
Бабочка-крапивница. Желтая. Почему она так называется? (гусеница этой
бабочки ест крапиву).
Одни из самых красивых бабочек - Аполлон, Нимфа. Они названы в честь
древнегреческих богов красоты.
Махаон - семейство парусников. Что общего меэ/сду парусом и этой
бабочкой? (большие крылья).
Голубянка - голубая.
Птицекрыл - форма крыльев напоминает птичьи.
Совка - ночная бабочка. А почему она называется совка? (сова).
- А если мы понюхаем
цветы, они пахнут? А бабочки?
Бабочки тоже имеют каждая свой запах.
Капустница пахнет геранью, (дать понюхать
герань)
Другие бабочки пахнут лимоном и мятой. И множество других
запахов.
Человек не улавливает таких тонких запахов, а бабочки чувствуют друг друга за много-много (сотни) метров.
Бабочки умеют сами издавать запахи: приятным запахом они привлекают своих подружек и друзей, а неприятным запахом отпугивают врагов.
Ребята, а как вы едите, чем? (ответы детей)
■ Подвижная игра «Тутовый шелкопряд». Несколько детей стоят друг против друга, держат за концы длинную ленту. По команде один начинает вращаться, наматывая на себя ленту, другой фиксирует противоположный конец. Выигрывает тот, кто быстрее совье «куколку».
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников