Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:17, реферат
Экспериментальная педагогика - цель всестороннего исследования ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 века.
Первым монографическим трудом по экспериментальной педагогике стала книга А. П. Нечаева «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» (1901). В этой работе были охарактеризованы имеющиеся исследования памяти, внимания, работоспособности, степени внушаемости учащихся. Для автора главным было выделение ведущих факторов, влияющих на успешность обучения школьников — возрастные характеристики, продолжительность школьного дня, мастерство объяснения, школьные упражнения, заучивание.
«Экспериментальная педагогика».
Экспериментальная педагогика - цель всестороннего исследования ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 века.
Первым монографическим
трудом по экспериментальной педагогике
стала книга А. П. Нечаева «Современная
экспериментальная психология в ее отношении
к вопросам школьного обучения» (1901). В этой работе были
охарактеризованы имеющиеся исследования
памяти, внимания, работоспособности,
степени внушаемости учащихся. Для автора
главным было выделение ведущих факторов,
влияющих на успешность обучения школьников
— возрастные характеристики, продолжительность
школьного дня, мастерство объяснения,
школьные упражнения, заучивание. Основной
целью исследования ученый считал выяснение
важности «приемов экспериментально-
А. П. Нечаев (1870 – 1948) подчеркивая необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался построить педагогику на основе психологии, рассматривая ее как прикладную науку. А. П. Нечаев, как сторонник полной психологизации педагогики, отнесен к естественнонаучному течению педагогической мысли. А. П. Нечаев принадлежит культурно-антропологическому направлению в педагогике, акцентировавшему внимание на развитии личности. Обе классификации дают широкий простор для интерпретации идей А.П. Нечаева, тем не мене, в нашем понимании он является одним из основоположников экспериментальной педагогики, выступавшей в начале XX века в качестве самостоятельного научного направления. Книга А. П. Нечаева нашла множество положительных отзывов, как возбуждающая серьезный интерес к затронутым в ней вопросам, заставляющая «пересмотреть и переоценить те положения, которые до сих пор считались бесспорными». Книга А. П. Нечаева характеризовалась в педагогических источниках как чрезвычайно интересное и полезное чтение для тех работников школы, которые сознательно и любовно относятся к своему делу, искренно стремятся к его усовершенствованию. Такую литературу следует рекомендовать практикам учебно-воспитательного дела, так как она выясняет значение психологии, особенно экспериментальной, для основательного решения педагогических вопросов и для правильной постановки школьного дела.
Сумел опубликовать объемный труд, в котором даны результаты сделанных исследований (и притом в очень выразительных таблицах и диаграммах).
Одним из самых эффективных
методов исследования, А. П. Нечаев и
его единомышленники считали
эксперимент. Ученый отмечал, что существенная
«особенность всякого экспериментирования
заключается в том, что наблюдатель-
А. П. Нечаев был
не только теоретиком, но и, главным
образом, деятельным разработчиком
практических путей осуществления
задач экспериментальной
Естественнонаучные
основания экспериментальной
Творческое наследие А.П. Нечаева богато и разнообразно. Но во всем этом многообразии доминирующее положение занимают проблемы, в той или иной мере связанные с изучением ребенка, его воспитанием и обучением. Поэтому представляется целесообразным включить в состав его избранных произведений те труды, которые можно объединить названием «Психология и школа». А.П. Нечаев является пионером экспериментальных исследований в области педагогической психологии в русской науке. Этим определяется необходимость прежде всего отразить эту сторону его деятельности. Поэтому книга открывается его работой «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения». Нечаев издавал известные «Книжки педагогической психологии» ( 1906-1910); «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909-1914); Известны его работы: «Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения», «Очерк психологии для воспитателей и учителей», «Ассоциация сходства», «Память человека и ее воспитание».
http://library.by/portalus/
http://dic.academic.ru/dic.
Лидер русской нейрофизиологии В. М. Бехтерев (1857 – 1927 г.г.) считал главным методом построения науки о человеческой жизни экспериментальный метод нейрофизиологии. Взгляды В. М. Бехтерева на воспитание основывались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребенка. В рамках экспериментальной педагогики у В. М. Бехтерева формировалась своя научная школа. В. М. Бехтерев, на основе традиций отечественных ученых, строил свою собственную воспитательную концепцию. Трактуя воспитание как процесс выработки навыков и привычек, конечной целью он видел изменение реального поведения, действий и поступков учащихся. При этом воспитание не может быть только частным делом родителей. Такая позиция объясняла и участие выдающегося ученого в организации и проведении всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, где он всегда был в числе лидеров, задающих ведущую идею обсуждения. Одним из недостатков официальной педагогики В. М. Бехтерев считал ее эмпирический характер. По его мнению, необходимо было усилить научно-теоретические основания педагогики, использовать закономерности физиологии, гигиены и психологии.
В 1907 году по инициативе В. М. Бехтерева был открыт Психоневрологический институт, где огромное внимание уделялось вопросам становления личности в раннем детстве. Институт должен был являться «научным центром учения о личности как основы всякого воспитания и исправления ненормальных уклонений личности». Начал работать специальный институт по комплексному изучению развития детей с момента их рождения до школьного возраста. Особое значение отводилось изучению детей предшкольного возраста. Подробная характеристика ребенка, составленная на основе изучения ребенка в течение года перед поступлением в школу, должна была лечь в основу научной организации процесса воспитания в школе. Научная школа В. М. Бехтерева складывалась в процессе исследования законов нервно-психической деятельности в их применении к педагогике. Таким образом, по мнению выдающегося психиатра, можно было подойти к «объективной психологии», которая в последующем заявила о себе в рамках рефлексологии. Хотя рефлексология, пытавшаяся объяснить все психологические процессы в виде комбинаций рефлексов, оказалась тупиковым направлением в науке, тем не менее, нужно говорить о выдающемся вкладе В. М. Бехтерева в развитие педагогической науки.
Диссертация «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний».
http://www.bekhterev.net/
Одним из активных деятелей экспериментальной педагогики был А. Ф. Лазурский ( 1874 - 1917 г.г.) предложивший методику естественного эксперимента и заложивший характерологическую проблематику в психологии. Он был активным участником научных работ педагогической академии и психоневрологического института, где начала складываться его собственная научная школа. А. Ф. Лазурский и его ученики на основе естественного эксперимента сделали попытку разработать универсальный метод для разностороннего исследования личности ребенка (интеллекта, воли, чувств, деятельности). В новом методе ученый видел не только возможность исследовать личностные особенности детей в реальной жизни, но и средство выяснения условий для более полноценного их воспитания в процессе школьного обучения. Хотя А. Ф. Лазурский не успел завершить в полной мере свои исследования, но его труды оказали значительное влияние на развитие детской и педагогической психологии. Выдвинутая Лазурским идея отношений, в которых проявляется характер, противопоставлялась пониманию личности как совокупности психических функций. Вместе с тем взгляды Лазурского страдали механицизмом.
Бехтерев В. М., А. Ф. Лазурский, "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии" (1919 г.). В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 году.
Вывод: Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследования нравственной сферы и процессов, происходящих в коллективах. Педагоги-эксперименталисты немало сделали для педагогической науки. Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ.
http://lazursky.psyhistory.ru/
Синтез достижений русской педагогики 19 – начала 20 веков.
Н.Х. Вессель (1834 - 1906). Русский педагог и публицист, сторонник педагогических идей К. Д. Ушинского. Широко известен как редактор журн. "Учитель" (1861 - 64), "Педагогический сборник" (1864 - 82) и "Задушевное слово" (1885 - 1900).
Пропагандировал передовые
педагогические идеи 60-х гг. 19 в., доказывал
необходимость реорганизации
Что касается развернутой системы общего образования, то более или менее четкая форма была придана Весселем, как об этом упомянуто выше, содержанию и методам начальной школы и намечены основные звенья в структуре всей системы общего образования, благодаря чему уточнялся и самый проект цельной и законченной системы образования, первоначально разработанный только в общих, схематических чертах. Как известно, в общеобразовательном курсе школы Вессель различал в соответствии с принятыми им психологическими предпосылками два звена: звено собственно начального или элементарного обучения и звено среднего, систематического обучения. Начальное обучение обнимает 8 лет, начиная с 7-летнего возраста, средняя школа продолжается 4 года с 15 до 18 лет. В начальной школе Вессель в свою очередь различал общенаглядное обучение в течение первых четырех лет, которое проводится на местном материале и заканчивается обучением детей первоначальному чтению, письму и счислению в пределах четырех действий над целыми числами, и собственно элементарное, составляющее переход к систематическому обучению. Вессель писал, что если до 9—10 лет преподавание велось в непосредственном соприкосновении детей с природой и жизнью и состояло преимущественно е усвоении ясных представлений об отдельных окружающих предметах, то в 9—10 лет заметно проявляется отвлеченная духовная деятельность и это дает возможность и необходимость группировать в отдельные учебные предметы те однородные сведения, которые получены в период обще наглядного обучения. Во втором звене начальной школы является возможность выделить несколько учебных предметов, доступных пониманию и усвоению детей этого периода. Эти предметы: а) родной язык (грамматика); б) арифметика; в) отчизноведение; г) искусство — рисование и чистописание, пение и музыка; д) гимнастика. Само собой понятно, что на первом месте этого курса стоял закон божий, без которого никакая программа не мыслилась.
Мысль Весселя заключается не в том, что не нужны уставы: он сам занимался составлением уставов и его система народного образования является своего рода уставом, предрешающим формы устройства различных школ.
Основные педагогические труды: "Учебный курс гимназий" (1866), "Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов" (1873), "Наша средняя общеобразовательная школа" (1903).
http://pedagogic.ru/pedenc/
http://library.rsu.edu.ru/