Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития памяти у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития памяти у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………..………………………......3
Глава I. Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного возраста …………………………………………....…………………………….5
1.1. Проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..………....…...13
1.3. Формы и методы развития памяти у детей дошкольного возраста….………………………………………………………………………18
Выводы по первой главе……………………..……………...…….…….23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста………………………..…………………………….…24
2.1. Задачи и методы исследования памяти у дошкольников……………….…………………..………………………...........24
2.2. Реализация условий развития памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………30
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………….. 31
Выводы по второй главе………………………………………………....32
Заключение………………………………………….….…………….…...34
Литература………………………………………………………...……...37

Вложенные файлы: 1 файл

Золотарева.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2. Особенности развития  памяти у детей дошкольного  возраста

 

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка, этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет) [42, с. 24].

Дошкольное детство является этапом первоначального формирования личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Отделение ребёнка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития [27, 37].

А.А. Смирнов отмечает, что «как и все психические процессы, память в дошкольном возрасте претерпевает существенные изменения. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний» [49, с.167].

С точки зрения А.Н. Леонтьева, «дошкольников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения)» [28, с.242].

Л.С. Выготский указывает нам на то, что «у дошкольников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно» [13, c. 191].

Важнейшим вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователей методов количественного изучения процессов памяти. Дальнейшие исследования памяти были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области в исследовании памяти. Новым шагом в анализе особенностей развития и формирования памяти в дошкольном возрасте явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутых в работах отечественных психологов П.И. Зинченко и А.А. Смирнова [6, c.372].

По П.И. Зинченко «память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно» [38, с.245].

А.Н. Леонтьев отмечает, что «качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно дети действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие и обдумывание в процессе действия. Например, при простом рассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора). Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действий восприятия и мышления» [28, с. 242].

Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Непроизвольная память дошкольника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной [28, с. 243].

С точки зрения А.А. Смирнова, «к произвольному запоминанию и воспроизведению дети приходят в результате опыта припоминания, когда начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут воспроизвести необходимое. А также в тех случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые» [49,с. 167].

Особенности памяти в дошкольном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.

Мнемическая деятельность на протяжении дошкольного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.) [49, с. 168].

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному.

Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, дошкольник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом [39, с. 45].

Т.Б. Никитина указывает на такие факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как: фактор желания, фактор осознания, фактор ярких впечатлений, фактор хорошего внимания.

Фактор желания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ребёнок не ставил сознательную задачу - запомнить.

Фактор осознания. Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.

Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

Фактор ярких впечатлений. Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

Фактор хорошего внимания. Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать [39, с. 46].

По мнению Т.Б. Никитиной, «применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память» [39, c. 47].

Таким образом, дошкольнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, дошкольник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

По мнению И.Ю. Кулагиной «старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения» [26, c.304].

С точки зрения Р.С. Немова «ведущим познавательным процессом и психической функцией в этот период является память» [38, c.89].

Е.О. Смирнова указывает на то, что «память в дошкольном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)». [50, с.107].

Дети дошкольного возраста учатся быстро, точно и много запоминать; уметь хранить информацию, своевременно ее использовать. Дети приобретают возможность осмысленно запоминать предлагаемый материал, выделяя в нем содержательные отношения и смысловые элементы. Под влиянием целостного планирования дошкольники начинают использовать различные схематические рисунки в качестве средств запоминания. Дети овладевают приемами самостоятельного контроля за своими действиями, как при запоминании, так и при воспроизведении материала. Таким образом, теоретическое мышление, формирующееся у дошкольников в процессе осуществления ими развернутой учебной деятельности, способствует развитию у них достаточно высокого уровня мнемических действий [50, c.108].

Наблюдения и специальные исследования показывают, что дошкольники еще не могут дифференцировать мнемические задачи. Если же побуждать их к этому, т.е. давая задание запомнить конкретную задачу (запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы рассказать потом своими словами, запомнить надолго), они могут запоминать в соответствии с этими заданиями. Организованное таким образом запоминание у дошкольников оказывается более продуктивным.

Исследования Р.С. Немова показывают, что «механическое заучивание у детей менее эффективно, чем осмысленное: запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее, чем во взрослом. Это объясняется тем, что заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилий» [38, с. 79].

В дошкольном возрасте считает Б.С. Волков «лучше развита наглядно-образная память, смысловая только начинает активно развиваться; ребенок лучше запоминает конкретные предметы, лица, факты. Дошкольник не умеет еще правильно организовать процесс запоминания – разбить материал на подгруппы, схемы. Велика потребность в дословном запоминании. У дошкольника еще недостаточно развит самоконтроль, он проверяет себя с внешней, количественной стороны (задали прочесть два раза), не задумываясь о том, сможет ли воспроизвести текст» [12, с. 154].

По мнению Ю.З. Гильбух «развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная» [17, с. 86].

Процесс развития памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.

Дошкольный возраст сенситивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной [38, c. 80].

Таким образом, рассмотрев особенности развития памяти у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В дошкольном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память дошкольника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память является важным компонентом эффективного обучения в дошкольном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

 

 

1.3. Формы и методы  развития памяти в дошкольном  возрасте

 

Работу с дошкольниками, действительно требующими педагогической помощи в развитии памяти, можно с помощью индивидуально подобранных методик. Р. В. Овчарова предлагает «выявить возможную причину нарушения работы памяти» [43, с.112].

В начале работы, отмечает Р.В. Овчарова «проводится комплексная диагностика дошкольников. На основе анализа истории развития дошкольника с учетом результатов психологического и психолого-педагогического обследования составляется краткая характеристика на каждого с указанием предполагаемых направлений работы по преодолению выявленных нарушений» [43,с. 113].

Т.Б. Никитина считает главным направлением развития памяти у детей дошкольного возраста «стимулирование словесно-логического запоминания. Один из приемов логического запоминания — смысловая группировка материала в процессе заучивания. Дошкольники самостоятельно к этому приему еще не прибегают, т. к. еще плохо анализируют текст, не умеют выделять главное и существенное. Однако если детей специально обучать смысловой группировке текста, то даже первоклассники смогут успешно справиться с этой задачей» [39, с.83].

Другое направление развития памяти у детей дошкольного возраста, по мнению Т.Б. Никитиной «развитие произвольной памяти. Постепенно произвольная память становится той функцией, на которую опирается вся учебная деятельность ребенка. Ее преимущества — в надежности и уменьшении количества ошибок при воспроизведении. Она опирается на создание установки на заучивание, т.е. на изменение мотивации этой деятельности. Активная мотивация, а также установка, уточняющая деятельность, ставят произвольное запоминание в более благоприятное положение по сравнению с непроизвольным. Социальный педагог организует установку, дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания), учит контролировать процесс запоминания, подкрепляет его. Необходимым условием запоминания служит понимание — социальный педагог фиксирует внимание ребенка на необходимости понимать то, что надо запомнить, дает мотивацию запоминания: запомнить, чтобы сохранить знание, приобрести навыки не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни» [39,с. 84].

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста