Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития памяти у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития памяти у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение ………………………………………..………………………......3
Глава I. Теоретические основы развития памяти у детей дошкольного возраста …………………………………………....…………………………….5
1.1. Проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..………....…...13
1.3. Формы и методы развития памяти у детей дошкольного возраста….………………………………………………………………………18
Выводы по первой главе……………………..……………...…….…….23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста………………………..…………………………….…24
2.1. Задачи и методы исследования памяти у дошкольников……………….…………………..………………………...........24
2.2. Реализация условий развития памяти у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………30
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………….. 31
Выводы по второй главе………………………………………………....32
Заключение………………………………………….….…………….…...34
Литература………………………………………………………...……...37

Вложенные файлы: 1 файл

Золотарева.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

Результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (1 ребёнка). Высокий уровень выявлен также у 10% (1 ребёнка). Средний уровень выявлен у 30% (3 детей). Низкий уровень выявлен у 40% (4 человек). Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка).

Результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (2 детей). Средний уровень выявлен у 40% (4 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов. Низкий уровень выявлен у 30% (3 человек). Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка).

Результаты методики «Запомни цифры» показали, что в исследуемой группе очень высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен у 10% (1 ребёнка). Высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен также у 10% (1 ребёнка). Средний уровень выявлен у 50% (5 детей). Низкий уровень выявлен у 30% (3 детей). Очень низкий уровень объема кратковременной слуховой памяти у детей исследуемой группы не выявлен.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровень развития различных видов и типов памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей развита недостаточно. Следовательно, полученные результаты по методикам позволяют нам разработать рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.

Согласно первой задаче, память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Мы проанализировали основные теории памяти и выяснили, что единой и законченной теории памяти нет. Мы рассмотрели основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, и выяснили, что главным процессом памяти является запоминание. Рассмотренные нами виды памяти не существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти.

Рассмотрев особенности развития памяти у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В дошкольном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память дошкольника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Память является важным компонентом эффективного обучения в дошкольном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Согласно второй задаче - основные формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте, заключаются в стимулировании словесно-логического запоминания, развитии произвольной памяти. Наиболее эффективными формами работы педагога по развитию памяти у детей младшего школьного возраста могут быть игра и игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, активное психологическое обучение (тренинг). Педагог может развивать память у детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду, во внеучебной деятельности и в семье.

В качестве третьей задачи, мы провели исследование с целью изучения уровня развития памяти у дошкольников.

Наше исследование проводилось в МКДОУ № 3 «Солнышко» п. Роза Челябинской области. В исследовании участвовало 10 детей старшей группы, из них 5 девочек и 5 мальчиков. Возраст испытуемых 5-6 лет.

Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», «Запомни цифры».

Результаты методики «Запомни рисунки» показали, что в исследуемой группе очень высокий уровень кратковременной зрительной памяти, выявлен у 10% (1 ребёнка). Высокий уровень выявлен также у 10% (1 ребёнка). Средний уровень выявлен у 30% (3 детей). Низкий уровень выявлен у 40% (4 человек). Очень низкий уровень кратковременной зрительной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка).

Результаты методики «Диагностика опосредствованной памяти» показали, что исследуемой группе высокий уровень опосредствованной памяти, выявлен у 20% (2 детей). Средний уровень выявлен у 40% (4 детей). Дети получили от получили от 4 до 7 баллов. Низкий уровень выявлен у 30% (3 человек). Очень низкий уровень опосредованной памяти выявлен у 10% (1 ребёнка).

Результаты методики «Запомни цифры» показали, что в исследуемой группе очень высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен у 10% (1 ребёнка). Высокий уровень объема кратковременной слуховой памяти выявлен также у 10% (1 ребёнка). Средний уровень выявлен у 50% (5 детей). Низкий уровень выявлен у 30% (3 детей). Очень низкий уровень объема кратковременной слуховой памяти у детей исследуемой группы не выявлен.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровень развития различных видов и типов памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей развита недостаточно.

В качестве четвёртой задачи в результате полученных данных по всем методикам мы разработали рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста, достигнута, поставленные задачи решены.

Гипотеза о том, что адекватно подобранные методы диагностики, и своевременное выявление уровня развития памяти у дошкольников, позволят разработать рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста, способствующие развитию различных видов и типов памяти, подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём

изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке воспитателей, учителей начальных классов, социальных педагогов, детских психологов.

Перспективным направлением может стать более углублённое исследование особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста, создание комплексных программ, направленных на развитие памяти в дошкольном возрасте и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. – 367с.

2. Аткинсон Р. Человеческая память  и процесс обучения. - М.: Прогресс, 2008. – 286с.

3. Баташев А.В. Тестирование. Основной  инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2007. – 223с.

4. Битянова М.Р. и др. Работа психолога  в начальной школе. – М.: Совершенство, 2009. – 352 с.

5. Блонский П. П. Память и мышление. 2-е издание. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 208с.

6. Божович Л.И. Личность и ее  развитие в детском возрасте. – М.: Владос, 1999. – 400 с.

7. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное /Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811с.

8. Большой толковый психологический  словарь / А. Ребер. – М.: Вече, 2006. – 463с.

9. Вачков И.В. Групповые методы  в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2008. – 223 с.

10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология:: Учеб. пособие для уч-ся пед.уч-щ. - М.: Просвещение, 1998.

11. Веккеp Л.М. Единая теория психических  процессов. - М.: Смысл, 2007. – 244с.

12. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного  возраста до юношества: учеб. пособие  для студентов вузов, обучающихся  по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 343 с.

13. Выготский Л.С. Память и ее  развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.

14. Выготский Л.С. Развитие высших  психических функций. – М.: Психология, 1999. – 219 с.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской  психологии. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 347с.

16. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова  Л.М. Старший дошкольник и младший  школьник: психодиагностика и коррекция  развития. - М.-Воронеж, 2007. - 105с.

17. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность  младшего школьника. – Киев: Наукова  Думка, 2006. – 280 с.

18. Головей Л.А, Рыбалко Е.Ф. Практикум  по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.

19. Дружинин В.Н. Психология общих  способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 267с.

20. Забрамная С. Д. Психолого –  педагогическая диагностика умственного  развития детей. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 111 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. –  М.: Издательская корпорация Логос, 2007. – 371с.

22. Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука, 1999. – 161с.

23. Игнатенко А. М. Возрастные особенности  памяти детей дошкольного возраста: Автореф. канд. псих. наук. - СПб.: Питер, 2002. – 18с.

24. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 372с.

25. Карабанова О. А. Игра в коррекции  развития ребенка. – М: МГУ, 2007. – 279с.

26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения  до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. – М. : УРАО, 2008. – 177 с.

27. Лапп Д. Искусство помнить  и забывать. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.

28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития  психики. - М.: Наука, 2002. – 384с.

29. Лурия А. Р. Внимание и память.—  М.: Наука, 1995. – 90 с.

30. Луpия А.Р. Маленькая книжка  о большой памяти. - М.: Наука, 1994. – 164с.

31. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов  педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1998. – 289с.

32. Ляудис В.Я. Память в процессе  развития. - М.: Психология, 1996. – 255с.

33. Марцинковская Т.Д. Диагностика  психического развития детей. –  М.: ИНФРА-М, 2008. – 231 с.

34. Менчинская Н.А. Проблемы учения  и умственного развития школьника: Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 2006. – 261с.

35. Старший дошкольник: развитие  познавательных способностей: Пособие  для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.

36. Старший дошкольный возраст / Г.И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько  В.Г. – М.: Педагогика, 1999. – 86 с.

37. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 111 с.

38. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2009. – Кн. 1: Общие  основы психологии. - 688с.

39. Никитина Т.Б. Как развить хорошую  память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.

40. Никитина Т.Б. Самоучитель по  развитию памяти. (Техника скоростного  запоминания). - М.: Международное агентство  “A. D. & T”, 1999. - 296 с.

41. Обухова Л.В. Психология детей  дошкольного возраста. Развитие  познавательных процессов. - М.: Генезис, 2007. – 258 с.

42. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое  агентство, 2006. – 374с.

43. Овчарова Р. В. Практическая психология  в начальной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 292 с.

44. Психокоррекционная и развивающая  работа с детьми: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -160 с.

45. Психология человека от рождения  до смерти / Под общей редакцией  Реана А. А. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.

46. Роговин М.С. Проблемы теории  памяти. Изд.2. - М.: Знание, 2007. - 192 с.

47. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии: В 2 т. / АПН СССР. – СПб., Питер, 2004. – Т. 1. – 485 с.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста