Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:59, курсовая работа
Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Цель исследования :
Выявление эффективности художественной литературы как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………………………..6
1.1. Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….14
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы………...18
2.1. Организация и методы исследования……………………………………18
2.2. Использование художественных произведений в процессе воспитания культуры поведения детей 5-6 лет…………………………………………….24
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………...25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам [9, с. 103].
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня культуры поведения дошкольников 5-6 лет
Экспериментальная работа проводилась в детский сад с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение 6 месяцев.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи:
- Провести беседу с воспитателями.
- Провести беседу с детьми.
- Провести анкетирование родителей.
-Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
- Разработать критерии
уровня сформированности
- Провести первичную
- Представить порграмму
формирования культуры
- Провести повторную
- Сделать необходимые выводы.
Для решения поставленных задач нами была проведена беседа с воспитателями и детьми, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.
При проведении беседы с воспитателями мы стремились выяснить, используют ли они художественную литературу в работе по воспитанию у детей культуры поведения.
В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. В числе средств воспитания культуры поведения называют и художественную литературу. Без труда привели примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.). Рекомендаций по улучшению работы по воспитанию культуры поведения не называют, указывая, что в детском саду созданы все необходимые условия.
Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.
Мы проводили анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.
Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Ни один ребенок не сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть многие дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.
Также было проведено наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.
Под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Наблюдение показало, что большинство детей самостоятельно, без напоминания воспитателя моют руки после прогулки, перед едой. За столом многие дети сидят неправильно, не шумят, двое детей во время приема пищи разговаривают, поворачиваются к другим детям. После прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания воспитателя, а Снежана А. отказывается прибраться в шкафу. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не кладут на место. Только после неоднократной просьбы воспитателя дети наводят порядок в групповом помещении, на участке детского сада.
Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.
Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, некоторые обзываются.
Культуру деятельности мы наблюдали во время занятий, в играх, выполнения трудовых поручений.
Дети готовят к занятию необходимое оборудование – достают ручки, блокноты и другое, убирают рабочее место после занятия. Однако большинство детей делают это неохотно, подчиняясь требованию воспитателя. Саша Ф., Вика К. и Макар Т. с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий, например, моют стаканчики и кисточки после рисования, чистят доски от пластилина и т. п. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.
Наблюдая за культурой взаимоотношений, мы выяснили следующее. Дети не всегда подчиняются требованиям педагога. Дима А., Варя Д. часто перебивают воспитателя, вмешиваются в разговор взрослых. В игре дети умеют договариваться о совместных действиях, решают конфликтные ситуации часто без участия педагога. Дети не дерутся, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, только иногда прибегая к помощи взрослого для решения конфликта.
Однако дети не любят делиться игрушками, не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом обижаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что сами ведут себя также.
Если ребенок и согласится поделиться игрушкой, то требует что-нибудь взамен. Однако Ксюша В. и Арсений К. бескорыстно делятся игрушками.
Дети не приходят на помощь друг другу без напоминания воспитателя: если кто-то упал начинают смеяться. Без напоминания воспитателя никто не оказывает помощь друг другу.
Используя методические рекомендации ряда авторов – И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, Л.Г. Одинцовой и других, нами были определены методики выявления уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики нравственного развития были использованы методики Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик «Закончи историю», «Сюжетные картинки» (приложение 1, 2) [17, с. 23]. Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у дошкольников.
При проведении диагностики следует придерживаться основных правил обследования ребенка.
1. Ради обследования не
стоит отвлекать ребенка, если
он чем-то занят, увлечен. Постарайтесь
выбрать такой момент, когда он
готов пойти с вами на контакт.
2. Самой главной задачей на первом этапе
является установление хорошего контакта
между взрослым и ребенком. Доверительная
атмосфера, доброжелательное отношение,
внимание, подлинная заинтересованность
обеспечат взаимопонимание. Только от
взрослого зависит настроение ребенка
во время диагностики. Помогите ему сосредоточиться,
дайте возможность увлечься.
3. Место проведения
4. Следите за состоянием ребенка в ходе обследования: постарайтесь заметить первые признаки усталости, дискомфорта у ребенка и, если не удастся их преодолеть, поблагодарите ребенка за работу и отложите ваше общение на другой день.
5. Не обещайте поощрений и наград за работу, постарайтесь для ребенка сделать приятным само общение с вами.
6. Принимайте ребенка
таким, какой он есть. Не оценивайте
его, не комментируйте его ответы,
не выражайте недоумения, радости
или порицания: в данном случае
ваша задача – констатировать
уровень развития личности
1. Методика «Закончи историю» (приложение 1).
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:
1) - доброта – злость;
2) - щедрость – жадность;
3) - трудолюбие – лень;
4) - правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте. Результаты диагностики были занесены в таблицу 1.
2. Методика «Сюжетные картинки» (приложение 2).
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.
Картинки должны быть подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный.
Результаты диагностики были занесены в таблицу 2.
Художественные произведения используются в ДОУ во всех видах деятельности: будь то занятия по развитию речи, ознакомлению с художественной, рисованию и другим, а так же в сюжетно-ролевых играх, театрализованных играх, играх-инсценировках и др.
Поэтому необходимо лишь правильно подобрать произведения, которые бы способствовали формированию культуры поведения детей, а так же определенную схему работы с ним (поризведением).
В соответсвии с методическими рекомендациями В.В. Гербовой [8], а так же программой М.А. Васильевой [25], используя Христоматию для дошкольников под редакцией Н.В. Чудаковой [28], нами было отобрано 24 художественных произведения, которые истользовались на занятиях по ознакомлению с художественной литературой (8): рассказ В. Осеевой «Печенье», «Волшебное слово», «Просто старушка», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», русская народная сказка «Заюшкина избушка» , сказка К. Чуковского «Федорино горе», рассказ Л. Толстого «Косточка», рассказ Л. Толстого «Лев и собачка». На занятиях по развитию речи (12): рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение В. Лившиц «Мяч и Петя», рассказ М. Пришвина «Мой меч», стихотворения С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение Я. Акима «Жадина», рассказ Б. Алмазова «Считалка», литературная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Н.Носика «Карасик», рассказ В. Осеевой «Почему», народная сказка «Кукушка», а так же при игре –инсценировке (2): «Идет кисонька из кухни..», народная сказка «Заяц-хвастун», и постановке кукольного театра (1) «Мойдодыр».
Цель разработанной программы (формирующий эксперимент) – повысить уровень культуры поведения дошкольников, используя художественную литературу 5-6 лет.
Задачи:
- формирование вежливости, учтивости, речевого этикета;