Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Цель исследования :
Выявление эффективности художественной литературы как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………………………..6
1.1. Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….14
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы………...18
2.1. Организация и методы исследования……………………………………18
2.2. Использование художественных произведений в процессе воспитания культуры поведения детей 5-6 лет…………………………………………….24
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………...25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

перел 2.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

- формирование понятия  нравственных качеств;

- умение рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций;

- развивать умение оценивать поступки героев, аргументируя свои действия;

- воспитывать навыки социально-нравственного  поведения;

- развивать связную речь, умение пересказывать небольшой  текст.

Работа со всеми произведениями производилась по следующей схеме:

  1. Чтение произведения.
  2. Разбор непонятных слов и выражений.
  3. Выявление героев, их действий.
  4. Анализ поступков героев и ситуаций.
  5. Повторное чтение.
  6. Ответы на вопросы по произведению.
  7. Перессказ / инсценировка.

Разработанная программа применялась в течении 5 месяцев (формирующий эксперимент), после чего была проведена повторная диагностика (контрольный эксперимент), результаты которой отражены в таблицах 3-6.

 

                    2.3. Анализ опытно – экспериментальной работы

После проведения представленной программы по формированию уровня культуры поведения детей 5-6 лет, была проведена повторная диагностика детей по тем же методикам (контрольный эксперимент). Результаты по методики «Закончи историю» занесены в таблицу 3.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» (таблица 3) свидетельствует, о том, что у 53% (8 человек) детей  сформированность культуры поведения находится на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку. После проведения специальных занятий у Димы А., Кирилла Х ., Сони М., Макара Т. низкий уровень культуры поведения поднялся до среднего. После специальных занятий представленные нравственные нормы стали понятны для этих детей.

После проведенных занятий на низком уровне развития морального сознания стало находиться 2 человек (13 %). Эти дети по - прежнему правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют.

На высоком уровне развития морального сознания находятся 5 детей (34%). Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку. Примерные ответы детей:

Взрослый: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Саша: Я сломал.

Взрослый? Почему он так сказал?

Саша: Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал.

Взрослый: Как поступил Петя?

Саша: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Саша: Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Саша назвал норму и мотивировал ее.

Сравним результаты методики «Закончи историю» до проведения экспериментальной работы и после нее (таблица 4).

Мы изучали уровень развития морального поведения у детей дошкольного возраста (старшая группа)  г.Белокурихи, посещающих МБДОУ ЦРР детский сад «Алёнушка».

 Диагностику морального  поведения мы проводили на  основе методик «Закончи историю»  и «Сюжетные картинки».

На основе применения данных методик мы оценили уровень культуры поведения, развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» (таблица 1) свидетельствует, о том, что у 46 % детей  сформированность культуры поведения находится на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали образом:

Взрослый: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

Дима: На.

Взрослый: Как поступил Коля?

Дима: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Дима: Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Дима оценил поступок и назвал нравственную норму.

Детей, на высоком уровне развития морального сознания, к сожалению, не было выявлено. 

На низком уровне развития морального сознания находится 8 человек (54%). Эти дети правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют.

Примерные ответы детей:

Взрослый: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Соня: Ладно, помогу.

Взрослый: Как поступила Оля?

Соня: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Соня: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Соня оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

Таким образом, согласно результатам первичной диагностики уровня культуры поведения по методике «Закончи историю» было выявлено, что:

- средний уровень развития  культуры поведения имеют 46% детей;

- низкий уровень развития  культуры поведения имеют 54% детей.

На следующем этапе была проведена методика «Сюжетные картинки», результаты которой были занесены в таблицу 2.

Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным нормам (доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость).

Не выявлено детей, находящихся на  высоком уровне эмоционального отношения.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 9 детей (60%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки, с левой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Рома положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом, ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 6 детей (40%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, т.к. «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников, средствами художественной литературы.

Таким образом, согласно результатам первичной диагностики уровня культуры поведения по методике «Сюжетные картинки» было выявлено, что:

- средний уровень развития  культуры поведения имеют 60% детей;

- низкий уровень развития  культуры поведения имеют 40% детей.

 

Итоги выполнения детьми задания «Сюжетные картинки» показали, что на среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 9 детей (60%). Дети правильно раскладывали картинки – с правой стороны – хорошие поступки,  с левой – плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Дима положил картинку с мальчиками, дерущимися из-за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом, ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 2 детей (13%). Эти дети правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Например, мальчика, отвлекающегося на уроке, положили влево, т.к. «в школе учительницу слушать надо», а мальчика, вырезающего из листа бумаги, - направо («что учительница скажет, то и надо делать»).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 4 детей (27%). Эти дети не только правильно разложили картинки, но и обосновали свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Например,  берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Ксюша: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает (При этом лицо у нее серьезное, строгое. Всем своим видом она показывает, что не довольна поступком мальчика. После этого Ксюша переводит взгляд на другую картинку, заулыбалась).

Ксюша: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Машу, Катю, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Ксюша проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

Сравним результаты методики «Сюжетные картинки» до проведения экспериментальной работы и после нее (таблица 6).

Согласно данным сводной таблицы 4 уровень осознания детьми нравственных норм заметно повысился.

Повторная диагностика была проведена и по второй методике «Сюжетные картинки», данные занесены в таблицу 5.

 

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что

13% детей имеют низкий  уровень знаний и представлений  о социально - нравственных нормах. Дети не обладают достаточным  запасом знаний и не могут  в полной мере осознать их, слабо выражают эмоциональное  отношение к социально - нравственным  нормам, и лишь к отдельным  проявляют эмоциональное отношение.

60% детей имеют средний  уровень знаний и представлений  о социально- нравственных нормах. Дети обладают достаточным запасом  знаний и могут в полной  мере осознать их; они проявляют  эмоциональные реакции на поступки  нравственного содержания и нравственные  понятия, которые носят ярко выраженный  характер.

27% детей имеют высокий  уровень знаний и представлений  о социально - нравственных нормах. Они способны раскрыть суть  нравственных понятий, дети проявляют  эмоциональное отношение, основывающееся  на собственном опыте.

13% детей имеют низкий  уровень развития нравственной  направленности личности. В поведении  дошкольников не обнаруживаются  агрессивные реакции при взаимодействии  друг с другом.

53% детей имеют средний  уровень нравственной направленности  личности. Они демонстрируют положительную  нравственную направленность в  поведении по отношению к близким  взрослым и сверстникам, к которым  испытывают симпатию.

34% детей имеют высокий  уровень нравственной направленности  личности. Дошкольники реализуют  нравственные нормы в ситуациях  игрового и делового взаимодействия  на основе сотрудничества по  отношению к более широкому  кругу взрослых и сверстников.

Исходя из результатов анализа контрольного этапа эксперимента в контрольной группе, можно сделать вывод:

- 30% детей повысили свои знания и представления о нравственных понятиях, к которым дети проявляют эмоциональное отношение, основывающееся на собственном опыте.

- 50% детей реализуют нравственные нормы в ситуациях игрового и делового взаимодействия на основе сотрудничества по отношению к более широкому кругу взрослых и сверстников.

- у 50% детей повысилась заинтересованность в предложенной деятельности.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной программы по формированию культуры поведения дошкольников, средствами художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Информация о работе Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы