Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Цель исследования :
Выявление эффективности художественной литературы как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………………………..6
1.1. Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками……………………………………………………10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………….14
Глава 2. Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы………...18
2.1. Организация и методы исследования……………………………………18
2.2. Использование художественных произведений в процессе воспитания культуры поведения детей 5-6 лет…………………………………………….24
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………...25
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

перел 2.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

До проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе, особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а также некоторые методические подходы к воспитанию культуры поведения средствами художественной литературы.

Констатирующий этап эксперимента проводился с детьми старшего дошкольного возраста и заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у детей 5-6 лет.

Экспериментальная работа проводилась в

В результате проведения беседы с воспитателями мы выяснили, что они понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.

Анализ анкет с родителями выявил, что работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.

Анализ наблюдения за детьми показал, что многие дети имеют низкий уровень сформированности навыков культуры поведения, остальные - средний, высокий уровень не наблюдался ни у одного ребенка.

Применив диагностику культуры поведения по методикам Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик «Закончи историю» и «Сюжетные картинки» на констатирующем этапе экспериментально-опытной работы было выявлено, что в среднем 53% детей имеют средний уровень сформированности культуры поведения, остальные 47 % детей имеют низкий уровень сформированности культуры поведения. В связи с этим на формирующем этапе была разработана программа по формированию культуры поведения у детей 5-6 лет средствами художественной литературы.

После реализации программы на контрольном этапе нашей опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика, которая показала общее повышение уровня культуры поведения у детей, так высокий уровень культуры поведения показало 30% детей, средний 57% и низкий только 13%.

Следовательно, в результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы.

Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения.

Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.

В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бархатова, А.С. Воспитание культуры поведения [Текст] / А.С. Бархатова / Дошкольное воспитание, 2009. - № 11. – С. 22.
  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Педагогика, 2001. – 211 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.- Воронеж, МОДЭК, 1999. – 368 с.
  4. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Н.И. Болдырев. - М.: Академия, 1999. – 56 с.
  5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Издательский центр Академия, 2007.- 235 с.
  6. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С.Буре, Л.Ф.Островская.- М.: АСТ, 2002.- 208 с.
  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др. / под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.- 243 с.
  8. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В.В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 268 с.
  9. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая,  В.И. Логинова / под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение,1992.- 116 с.
  10. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 2010.-№ 3.- С. 12.
  11. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запарожец // Избр. психологические труды.– М.: Знание, 1996.– Т. 1.– С. 66.
  12.   Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольника [Текст] / С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1986. – 423 с.
  13. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С. Козлова // Дошкольное воспитание, 2001.- № 9.- С.98-104.
  14. Купина, Н.А Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. - М.: Гардарики, 2002. - 176 с.
  15. Курочкина, И.В. О культуре поведения и этикете [Текст] / И.В. Курочкина // Дошкольное воспитание, 2003.- №11.- С.61-65.
  16. Курочкина, И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.В. Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224с.
  17. Матвеева, Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке [Текст] / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д. Мякушкин // Дошкольное воспитание, 2012.- № 10.- С. 23-24.
  18. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М.:Педагогика,1992. – 160 с.
  19. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова // Дошкольное воспитание, 2011.- № 5.- С. 10-12.
  20. Одинцова, Л.Г. Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника [Текст] / Л.Г. Одинцова // Дошкольное воспитание, 2005. - №7.- С. 23-24.
  21. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1987. –  143 с.
  22. Островская, Л.Ф. Поведение – результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание, 2012.- № 7.- С. 9-10.
  23. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
  24. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.- М.: Мозаика-синтез, 2005.- 315 с.
  25. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.- 240 с.
  26. Рожина, Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками [Текст] /Л.Н. Рожина – М.: Просвещение.- 1977. – 158 с.
  27. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1996.- 517 с.
  28. Хрестоматия по литературе для дошкольников [Текст] / под ред. Н.В. Чудаковой.- М.: Пресверк, 2001.- 720 с.
  29. Юдина, А.Р. Уроки вежливости [Текст] / А.Р. Юдина // Дошкольное воспитание, 2003.- № 4.- С. 26-27.
  30. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика «Сюжетные картинки»

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… 
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… 
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов.

1 балл – ребенок не  может оценить поступки детей.

2 балла – ребенок оценивает  поведение детей как положительное  или

отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но

оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла – ребенок называет  нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла – ребенок называет  нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей и мотивирует свою оценку.

- 14-16 баллов высокий уровень;

- 8-13 баллов средний уровень;

- 4 - 7 баллов низкий уровень.

 

Приложение 2.

Методика «Закончи историю»

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл – ребенок неправильно  раскладывает картинки (в одной  стопке оказываются картинки  с изображением, как положительных  поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны  или отсутствуют.

2 балла – ребенок правильно  раскладывает картинки, но не  может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла – правильно  раскладывая картинки, ребенок обосновывает  свои действия; эмоциональные реакции  адекватны, но выражены слабо.

4 балла – ребенок обосновывает  свой выбор (возможно, называет моральную  норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной  жестикуляции и т.д.

- 14-16 баллов высокий уровень;

- 8-13 баллов средний уровень;

- 4 - 7 баллов низкий уровень.

 

 

Таблица 1

Первичная диагностика уровня культуры поведения дошкольников 5-6 лет по методике «Закончи историю»

И.Ф. ребенка

доброта-злость

щедрость-жадность

трудолюбие-лень

правдивость-лживость

итого

уровень

  1. Саша Ф.

3

2

2

1

8

средний

  1. Тима Ш.

2

1

1

2

6

низкий

  1. Дима П.

2

1

1

1

5

низкий

  1. Вика К.

2

1

3

2

8

средний

  1. Ксюша В.

2

2

2

2

8

средний

  1. Альбина З.

2

3

1

2

8

средний

  1. Снежана А.

3

1

2

1

7

низкий

  1. Варя Д.

3

2

1

1

7

низкий

  1. Соня У.

2

1

3

2

8

средний

  1. Арсений К.

3

2

1

1

7

низкий

  1. Кирилл Х.

3

2

1

1

7

низкий

  1. Дима А.

2

1

2

2

7

низкий

  1. Данил С.

2

3

1

2

8

средний

  1. Соня М.

1

1

1

2

5

низкий

  1. Макар Т.

2

3

1

2

8

средний


 

Таблица 2

Первичная диагностика уровня культуры поведения дошкольников 5-6 лет по методике «Сюжетные картинки»

И.Ф. ребенка

доброта-злость

щедрость-жадность

трудолюбие-лень

правдивость-лживость

итого

уровень

  1. Саша Ф.

3

2

2

1

8

средний

  1. Тима Ш.

2

1

1

2

6

низкий

  1. Дима П.

2

2

1

2

7

низкий

  1. Вика К.

2

1

3

2

8

средний

  1. Ксюша В.

2

2

2

2

8

средний

  1. Альбина З.

2

3

1

2

8

средний

  1. Снежана А.

3

1

2

2

8

средний

  1. Варя Д.

3

2

2

1

8

средний

  1. Соня У.

2

1

3

2

8

средний

  1. Арсений К.

3

2

1

1

7

низкий

  1. Кирилл Х.

3

2

1

1

7

низкий

  1. Дима А.

2

1

2

2

7

низкий

  1. Данил С.

2

3

1

2

8

средний

  1. Соня М.

1

1

2

2

6

низкий

  1. Макар Т.

2

3

1

2

8

средний

Информация о работе Экспериментальное исследование воспитания культуры поведения дошкольников 5-6 лет посредством художественной литературы