Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.
Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление достаточно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей и множество других страхов.
В настоящее время современная психология предлагает различные формы решения этой проблемы. Рисуночная терапия – одна из них. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Однако страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера, и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что при работе со страхами детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению данной проблемы, а также последующая коррекция детских страхов, в частности, привлечения семьи.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
К сожалению работы посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода эмоциональных комплексов в психологической литературе встречаются достаточно редко, что указывает на недостаточную разработанность данной тематики и необходимость дальнейшего изучения.
В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области исследования психологии страха: К.Э.Изарда[10; 11], Л.С.Выготского, А.И.Копытина[17], А.Н.Леонтьева; методов арт-терапии: Д.Дилео[5], Л.Д.Лебедевой[18], Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л.Исуриной[12], М.В.Водинской[3], Г.А.Урунтаевой[21].
Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.
Гипотеза: использование рисунков в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
изучение психолого-
экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В нашем исследовании применялись: методика для выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи», тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов
1.1. Основные направления в изучении природы детского страха
Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.
Теоретически все страхи разделяют на три основные группы [2, с. 34]. Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).
Проблематика детского страха имеет давнюю историю в психологической науке.
Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа.
Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С. Холла, являются многочисленные рационально необъяснимые детские страхи Боязнь животных более, чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Также источником страха у детей является тяжелый личный опыт и влияние социальной среды. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С. Холл отмечает, что существует возможность его приведения в границы здоровой реальности[4, с. 15].
Выделение в детском страхе наследственной, инстинктивной основы поддерживали многие авторы. Так, Д. Селли писал, что инстинктивный страх, преобладающий в фазе раннего детства, в возрасте, соответствующем младшему школьному, все более замещается страхом «по опыту», то есть социальным [4, с. 17].
Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа.
Как было отмечено, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который возникает в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) нельзя справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Эта ситуация является травматическим фактором, и страх может быть как ее прямым следствием, так и предвосхищением возможного ее повторения.
Соответственно
любой страх является страхом
внешней ситуации опасности, которая
содержит травматический фактор. Основываясь
на этом, 3. Фрейд выделял два вида
страха – реальный и невротический.
Реальный страх вызван непосредственно
ситуацией опасности. Невротический
страх – такое его развитие, когда внешний
страх подвергается вытеснению вследствие
слабости «Я» и дает начало невротической
цепочке. По 3. Фрейду, в процессе развития
существуют естественные возрастные ситуации
опасности, вызывающие естественные невротические
страхи. Младенчеству соответствует опасность
психической беспомощности, раннему возрасту
соответствует опасность потери объекта
любви, фаллической фазе – страх кастрации
и страх перед Сверх-Я – латентному периоду.
По мере прохождения возрастного периода
ситуация опасности, соответствующая
ему, обесценивается в связи с укреплением
«Я». Соответственно можно говорить о
том, что периоду, соответствующему возрасту
6- 10 лет, с точки зрения З. Фрейда, свойствен
естественный невротический страх Сверх-Я
[6, с. 21].
Психоаналитический
подход в исследовании детских страхов
развивала А. Фрейд. Одним из базовых
представлений для нее являлась
идея о том, что в возрасте 6-7 лет
происходят серьезные изменения
специфики страхов Существовавш
В рамках неопсихоанализа психоаналитические
представления наполнялись социально-культурным
содержанием. Одна из основных концепций
детского страха в этом направлении связана
с работами Г. С. Салливена. Основной особенностью
его теории является представление о том,
что переживания страха и тревоги различны
по своей природе. Страх рождается из ощущения
угрозы физико-химическим потребностям,
необходимым для поддержания жизни. Тревога
не имеет отношения к физико-химическим
потребностям, а рождается из интерперсоналъных
отношений[18, с. 25].
В самом начале развития, в младенчестве, напряжение тревоги возникает из-за тревоги, переживаемой материнской фигурой, т. е. взрослым человеком, от содействия которого зависит выживание младенца. Здесь необходимо упомянуть одно из базовых положений Г. С. Салливена: напряжение тревоги, переживаемое материнской фигурой, вызывает тревогу у младенца путем эмпатии. Например, у младенца возникает страх, когда «плач от голода» не вызывает реакции – кормления (удовлетворения физико-химической потребности). Тревога же возникает, когда кормление (или любая забота) сопровождается тревогой матери. Из этого следует, что между страхом и тревогой существует ряд существенных различий. Вследствие возрастающей дифференциации потребностей дети приобретают определенную специфику страха: появляются страхи, связанные с неудовлетворением разных потребностей («страх от голода», «страх от холода» и т.п.). Тревога же, по причине локализации ее источника вне младенца, не имеет своей собственной специфики, т. е. связи с внутренним состоянием организма. Источник тревоги с самого начала находится «вовне» организма.
Возраст 6-10 лет,
называемый Г. С. Салливеном ювенальным, обладает, по его
мнению, особой спецификой. В этом возрасте
происходит стремительное развитие способности
системы самости к самоконтролю. Это позволяет
ребенку овладеть многими обеспечивающими
безопасность операциями, освоить способы
освобождения от тревоги на основе оценки
ожидаемых санкций и последствий нарушения
или игнорирования запретов.
Соответственно с помощью синтаксических
переживаний в ювенальном возрасте происходит
сознательная регуляция поведения, направленная
на преодоление тревоги. Именно тревога
является одним из главных «ориентиров»
в ознакомлении младшего школьника с системой
ориентации в социальном мире [18, с. 27].
Итак, можно отметить, что в зарубежной психологии исследования, связанные со спецификой детских страхов, велись в основном в рамках психоаналитических направлений. Одним из характерных признаков данного подхода является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики, а также провести разграничение между нормальным и патологичным развитием в области детского страха.
В отечественной психологии изучение страха у детей велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха.
Так, Н. С. Жуковская
пишет о неврозе страха как
о группе реактивных (психогенных) состояний
с ведущим синдромом страхов.
В. А. Гурьева выделяет невроз страха,
развившийся из острой аффективно-шоковой
реакции и возникший