Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция 2.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Экспериментальный материал : 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. 
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. 

Инструкция.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. 

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). 

Образец протокола: 

Имя: Николай  Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г. 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими  детьми

Ему надоело играть

+

 

2. Ребенок и  мать с младенцем

Гуляет с  мамой, люблю гулять с мамой

+

 

3. Объект агрессии

Хочется ударить  его стулом. 
У него грустное лицо

 

+

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

+

 

5. Игра со  старшими детьми

Потому что  у него дети

+

 

6. Укладывание  спать в одиночестве

Я всегда беру спать  игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что  он умывается

+

 

8. Выговор

Мама хочет  уйти от него

 

+

9. Игнорирование

Потому что  тут малыш

+

 

10. Агрессивность

Потому что  кто-то отбирает игрушку

 

+

11. Собирание  игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

 

+

12. Изоляция

Они не хотят  играть с ним

 

+

13. Ребенок с  родителями

Мама и папа гуляют с ним

+

 

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю нить молоко

+

 

 

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. 

Количественный  анализ

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который  равен процентному отношению  числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): 

ИТ =

Число эмоциональных  негативных выборов

х100%

14


 

 

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 

а) высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень  тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень  тревожности (ИТ от 0 до 20%).  
Качественный анализ 

Каждый ответ  ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта  ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. 

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»). 

 

Приложение 3

Рисунки страхов  старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цит. по книге А. И. Захарова  Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М. – 1997. – С. 84




Информация о работе Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии