Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа
Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.
Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.
Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.
Итак, первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает, Рисуя, ребенок не просто изображает конкретные предметы, а живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».
Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации, предполагающее множество приемов и способов:
— дорисовка «защитного объекта»;
— закрашивание «страшного»;
— уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
— дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);
— видоизменение рисунка, превращение страшного в смешное;
— развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями;
— украшение мрачного, преобразование в красивое;
— «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).
И еще два аргумента в пользу терапии через рисунок:
— детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
— рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в работе с детьми. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов.
Список литературы
Список старших дошкольников принимавших участие в исследовании
Приложение 2
Цель: выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей
старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям
в преодолении страхов, необходимо выяснить,
весь спектр страхов и каким конкретно
страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях,
когда ребенок еще плохо рисует или не
любит рисовать (хотя такое задание даже
не интересующиеся рисованием дети принимаю
обычно с удовольствием). Взрослый рисует
контурно два дома (на одном или на двух
листах) : черный и красный. И потом предлагает
расселить в домики страхи из списка (взрослые
называет по очереди страхи). Записывать
нужно те страхи, которые ребенок поселил
в черный домик, т.е. признал, что он боится
этого. У детей постарше можно спросить:
"Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно,
перечисляя страхи и ожидая ответа "да"
- "нет" или "боюсь" - "не боюсь".
Повторять вопрос о том, боится или не
боится ребенок, следует только время
от времени. Тем самым избегается наводка
страхов, их непроизвольное внушение.
При стереотипном отрицании всех страхов
просят давать развернутые ответы типа
"не боюсь темноты", а не "нет"
или "да". Взрослый, задающий вопросы,
сидит рядом, а не напротив ребенка, не
забывая его периодически подбадривать
и хвалить за то, что он говорит все как
есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял
страхи по памяти, только иногда заглядывая
в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается
закрыть черный дом на замок (нарисовать
его), а ключ - выбросить или потерять. Данный
акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается
в том, что экспериментатор подсчитывает
страхи в черном доме и сравнивает их с
возрастными нормами. Совокупные ответы
ребенка объединяются в несколько групп
по видам страхов. Если ребенок в трех
случаях из четырех-пяти дает утвердительный
ответ, то этот вид страха диагностируется
как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов,
выделенных автором, у детей наблюдаются
от 6 до 15. У городских детей возможное
количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные
страхи, а в красном - не страшные. Помоги
мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
1. когда остаешься
один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея,
Змея Горыныча, чудовища. (У школьников
к этому списку добавляются страхи невидимок,
скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся
группа этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи
животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении,
туалете, переполненном автобусе, метро
(страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то
внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно
(плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
Наличие большого
количества разнообразных страхов
у ребенка - это показатель преневротического
состояния .
Так, присущие детям средней группы (4-5
лет), наиболее выраженные страхи:
выраженные страхи |
у девочек |
у мальчиков |
страх одиночества |
в 100% случаев |
90% |
страх смерти родителей |
100% |
70% |
страх умереть |
100% |
30% |
страх родителей |
60% |
90% |
страх снов |
100% |
80% |
страх войны |
70% |
90% |
страх темноты |
90% |
60% |
страх перед животными |
90% |
70% |
страх чудовищ |
40% |
60% |
страх высоты |
70% |
40% |
страх глубины |
30% |
30% |
страх замкнутого пространства |
30% |
40% |
страх огня и пожара |
100% |
70% |
страх перед врачами |
20% |
20% |
страх крови |
50% |
30% |
страх перед уколами |
50% |
30% |
страх боли |
40% |
50% |
страх резких звуков |
30% |
30% |
Для детей подготовительной группы
(5-7 лет ) характерны такие страхи:
выраженные страхи |
у девочек |
у мальчиков |
страх перед нападением |
70% |
90% |
страх умереть |
100% |
50% |
страх смерти родителей |
100% |
60% |
страх перед папой и мамой |
90% |
90% |
страх наказания |
70% |
100% |
страх чудовищ |
50% |
80% |
страх глубины |
90% |
40% |
страх перед стихией |
80% |
60% |
страх высоты |
90% |
40% |
страх пожара |
100% |
60% |
боязнь врачей и боли |
80% |
50% |
боязнь крови |
100% |
20% |
боязнь уколов |
90% |
40% |
страх перед неожиданными звуками |
100% |
60% |
страх темноты |
60% |
40% |
страх увидеть страшные сны |
70% |
40% |
страх замкнутого пространства |
70% |
20% |
страх войны |
70% |
60% |
страх огня |
60% |
60% |
страх больших улиц |
20% |
20% |
Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.