Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление возможностей рисуночной терапии при коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: страх у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция страха у детей дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- изучение природу страха в дошкольном возрасте и особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- изучение рисование как метод коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- подбор методик, определение группы – диагностика.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов…………………...6
Основные направления в изучении природы детского страха……….…6
Психологические особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….11
Рисуночная терапия в преодолении страхов детей……………………..15
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии………………………………19
Диагностика страхов старших дошкольников……………………….....19
Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии…………………………………………………….………………21
Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий……………………………….….25
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коррекция 2.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Диагностика страхов старших дошкольников

При проведении первичной диагностики использовались методики:

Ее цель – выявление уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняло участие 20 детей шестилетнего возраста (Приложение 1).

Для достижения поставленной цели нами был использован  тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «страхи детей» (Приложение 2).

Применение  теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность  выражена на среднем уровне, а у 13% - на высоком. Результаты диагностики  по методике А. И. Захарова приведены в таблице 2.  
Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения. Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи  гендерные отличия.

Таблица 1

Распределение детей 6-го года жизни по видам страхов (в %) - констатирующий эксперимент

Виды  страхов

Частоты распределения

Общее количество детей

Девочки

Мальчики

Смерть (своя)

83,3

64,0

36,0

Смерть родителей

86,6

65,3

34,7

Животные

70,0

66,6

33,4

Темнота

50,0

73,3

26,7

Какие-то люди

70

53,3

46,7

Боль

46,6

78,5

21,5

Глубина

67

50,0

50,0

Пожар, стихия

43,3

69,2

30,8

Страшные сны

40,0

75,0

25,0

Высота, болезнь

36,6

72,7

27,3

Уколы

33,3

80,0

20,0

Война

63

90,0

10,0

Одиночество

49

80,0

20,0

Наказание

57

70,0

30,0

Сказочные персонажи

62

70,0

30,0

Нападение

30,0

77,7

22,3

Неожиданные звуки

64

66,6

33,4

Врачи

26,6

75,0

25,0

Кровь

59

100,0

0,0

Огонь

23,3

57,1

42,9

Транспорт

20,0

66,6

33,4

Замкнутое пространство

16,6

60,0

40,0

Родители

13,3

100,0

0,0

Вода

40

75,0

25,0

Перед тем как  заснуть

6,6

100,0

0,0


 

Проводится  индивидуальная беседа, в которой  выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

 

2.2. Коррекция страхов старших дошкольников с помощью рисуночной терапии

 

Успешность  устранения страхов зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Стремление  рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует  о развитии мышления и потребности  выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания [14, c. 22].

Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек.

Продолжительность занятий: 30 минут 2 раза в неделю.

Основная часть  занятия занимает примерно 70% времени  занятия.

Включает в  себя следующие задания и упражнения:

Ритуалы приветствия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, настрою на совместную работу.

рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов.

Упражнение «Мой страх»

Цели: научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умения справляться с ним. 

Не всегда страх можно выразить словами. Иногда гораздо проще изобразить его на бумаге. Это мы сейчас и попытаемся сделать. Страх ведь так не любит, когда его рисуют. Он просто готов растаять.

Предлагаем детям карандаши, акварельные краски, альбомные листы.

Пока дети рисуют, можно комментировать их работу и подбадривать одобрительными репликами: «Страх уже весь на бумаге. Теперь-то он у нас в руках!»

После того как дети нарисовали свой страх, мы предлагаем взять ножницы и резать страх на мелкие кусочки, а мелкие — на еще более мелкие (помогаем детям в этом).

Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, показываем ребенку, что теперь его собрать невозможно.

Затем предлагаем детям завернуть эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойти к мусорному ведру и выкинуть туда. Говорим о том, что весь мусор увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Упражнение «Рисунок пугающего животного»

Цель: развивать умение справляться с чувством страха.

Воспитатель. А есть ли животные, которых вы боитесь? ,-__, Я хочу показать вам одно волшебное средство, которое больше не позволит таким животным угрожать вам и пугать вас. Но для этого сначала нужно нарисовать такое страшное животное. При этом нужно почувствовать, как вы сильно его боитесь.

Предлагаем детям нарисовать пугающее животное. Дети выполняют рисунки не на целом альбомном листе, а на площади в два раза меньшей — примерно в пол-листа или еще меньше. 

После того как дети нарисовали страшное животное, предлагаем «посадить» его в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого берем линейку, ручку и начинаем рисовать вокруг зверя клетку.

Дети, чем более тонкое и гибкое животное, тем за более частую решетку его нужно посадить, «чтобы не могло пролезть».

В процессе того как дети заштриховывают свой страшный рисунок, говорим им о том, что теперь зверь становится все более безопасным, бессильным — ведь даже его изображение теряется, глаза становятся почти не видны, ему место только в зоопарке, где его никто не боится. Озвучиваем это такой последовательностью вопросов (используем метод скрытого внушения):

— Вы посадили зверя в клетку? (Да — внушительный ответ.)

— Его даже плохо видно за решеткой? (Да.)

— Ему место в зоопарке? (Да.)

— В зоопарке никто не боится зверей? Теперь он сам нас должен бояться? (Да.)

— Он теперь не может угрожать нам? (Да.)

Следим за поддержанием соответствующего эмоционального настроения в группе: сначала некоторого страха, затем по нарастающей ~- смелости и чувства волшебной победы. 

Теперь мы смело можем уничтожить страшное животное: разорвать на кусочки и выбросить — это последний шаг нашего волшебства.

Дети рвут и торжественно выбрасывают кусочки в корзину для бумаг.

Упражнение «Превращение страхов»

Цель: разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок и фильмов;

Предлагаем детям поиграть в художников, которые смогут сделать рисунок добрым. Показать, как «страшный» рисунок можно превратить в симпатичный и забавный (приклеить элементы аппликации, дорисовать, изменить палитру рисунка).

Всем детям дается заранее подготовленный рисунок, к которому они пририсовывают «добрые детали». Например: воздушные шары, игрушки, яркую шляпу, одевают страшный персонаж в красивый костюм.

Упражнение «Страх испарился»

Цель: устранение и преодоление страхов у детей. 

Дети, есть еще один способ уничтожить страх. При этом его даже не надо перерисовывать или закрашивать!

Раздаем детям альбомные листы, кисточки и баночки с чистой водой. Предлагаем еще раз нарисовать страхи, но не красками, а водой. Когда рисунки готовы, раскладываем их для просушки. Через несколько минут смотрим вместе с детьми-

Вот это да! От рисунка ничего не осталось! Чистый лист, на котором можно рисовать другие картинки.

Достигнутые результаты «рисуночной терапии» рекомендуется закрепить в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.

 

2.3. Итоговая диагностика страхов старших дошкольников после проведенных коррекционных занятий

 

Заключительная  диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики (см. этап 1).

Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.

Проведение  повторного теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что снижение уровня тревожности у старших дошкольников после проведения рисуночных методов коррекции страхов у 17% сташих дошкольников был выявлен низкий уровень тревожности, у 74 % детей тревожность выражена на среднем уровне, а у 9% старших дошкольников - на высоком.

Произошли некоторые  изменения в результатах повторного исследования по методике А. И. Захарова.

Таблица 1

Распределение детей 6-го года жизни  по видам страхов (в %) - контрольный эксперимент

Виды  страхов

Частоты распределения

Общее количество детей

Девочки

Мальчики

Смерть (своя)

76,3

59,0

41,0

Смерть родителей

81,4

53,4

46,6

Животные

60,0

60,6

39,4

Темнота

45,0

72,5

28,5

Какие-то люди

49,2

53,3

46,7

Боль

46,6

78,5

21,5

Глубина

38,4

59,0

41,0

Пожар, стихия

40,7

63,3

36,7

Страшные сны

38,0

70,0

30,0

Высота, болезнь

34,6

71,7

28,3

Уколы

35

60,0

40,0

Война

47

85,0

15,0

Одиночество

68

70,0

30,0

Наказание

55

65,0

35,0

Сказочные персонажи

31

63,0

27,0

Нападение

30,0

77,7

22,3

Неожиданные звуки

51

69,9

30,1

Врачи

25,1

72,0

28,0

Кровь

43

100,0

0,0

Огонь

22,0

59,1

40,9

Транспорт

18,0

87,6

12,4

Замкнутое пространство

14,6

50,0

50,0

Родители

12,4

100,0

0,0

Вода

18

74,0

26,0

Перед тем как  заснуть

4,6

100,0

0,0


 

 В ходе нашего  исследования было установлено, что преодоление различных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у детей достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).

Экспрессивный рисунок  – является безопасным способом выпустить  “пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов  ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем  высказать их в словах (Приложение 3). Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Невербальная речь (рисунок) позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому она уникальна для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические  упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они  имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.

Применение арт-терапевтических  упражнений незаменимо в случаях  эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения –  замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами. В процессе рисования происходит “оживление чувства страха” [19, с. 58], и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

 

Заключение

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом  возрастном периоде. Исследования, которые  были проведены, подтверждают, что в  старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

Однако следует  помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Информация о работе Экспериментальное исследование коррекции страхов у старших дошкольников с помощью рисуночной терапии