Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания детей в семье……………………………………………………………………………..6 .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6
1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности_______________20
Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25
2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25
2.2.Анализ результатов _________________________________________28
Заключение________________________________________________33
Литература________________________________________________35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсов. Сарыглар Саида.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

а защищена на ПЦК

с оценкой_____ _________

«____» _________20____ г.

Председатель ПЦК ___________________________


Содержание

 

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Теоретический анализ  нравственного воспитания  детей в семье……………………………………………………………………………..6       .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6

1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15

1.3. Роль семьи в нравственном  воспитании личности_______________20

Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25

2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25

2.2.Анализ результатов _________________________________________28

Заключение________________________________________________33

Литература________________________________________________35

Приложение_______________________________________________37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.

Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников вложили Р.С.Буре, Е.Ю.Демурова, А.В.Суровцева, Т.А.Маркова, Л.И.Нечаева, Л.А. Пеньевская, А.В.Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания.

Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.

Так, впервые годы советской власти под руководством Н.К.Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.

В послевоенные годы направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива через коллектив».

В 50-80-е гг. 20в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания детей. Их возглавляли видные ученые в области дошкольной педагогики: Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Л.А.Пеньевская, Т.А.Маркова, Ф.С.Левин-Щирина, Е.И.Радина и мн. другие.

Содержание нравственного воспитание детей включалось воспитание любви к Родине, советским людям, уважение к ним и их труду, начал интернационализма, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и положительных моральных качеств личности.

 В конце 80-90х гг. 20в. концепция  нравственного воспитания детей  советского периода подверглась  критике. Изменился взгляд на  патриотическое и интернациональное  воспитание, на первый план стало  выдвигаться приобщение детей  к национальному искусству, к народным  традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты; целесообразность воспитания коллективизма детей была поставлена под сомнение.

В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент, по ее мнению, имеет свои особенности формирования, но в целом это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. С.А.Козлова пишет: «На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е у него разные нравственные идеалы человека… В один годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в  другие патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость и др.И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство».

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая- подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

Так, в советский период вторая группа задач нравственного воспитания была сгруппирована в четыре смысловых блока: гуманные чувства и отношения: начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение меняются, уточняются. В нравственной структуре личности эти стороны имеют место, поэтому исключить их нельзя.

В процессе нравственного воспитания детей предусмотрена постепенность решения всех задач в разных возрастных группах.

Для выполнения задач нравственного воспитания в детском саду необходимо определенные условия (В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская, Г.Н.Година, Р.С.Буре и др) они считали, что основные задачи нравственного воспитания заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения. основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей.

Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей.

Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей.

Задачи исследования:

- проанализировать состояние  разработанности  проблемы нравственного воспитания  в психолого-педагогической литературе;

- охарактеризовать процесс нравственного  воспитания детей;

- выявить специфику нравственного  воспитания в различных типах  семей;

- эмпирически исследовать роль  семьи в нравственном воспитании  детей;

- проанализировать полученные  результаты и сделать выводы;

Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей  зависит от:

- стиля взаимоотношений в семье;

- актуализации проблемы в сознании  родителей;

- семейных традиций.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: наблюдение, беседа;

База исследования: 15 семей с детьми  дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания  детей в семье

1.1 Анализ педагогического  наследия по воспитанию детей  в семье

Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него.

Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.

Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.

Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.

Мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.

Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Очевидно, что морально-этические качества личности – это первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в младшем возрасте.

Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.

Честь быть создателем первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.

Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя

значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.

Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» - своего рода педагогической энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и физического воспитания, говорил о необходимости гармоничного развития ребёнка начиная с младенческого возраста. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце».

Информация о работе Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье