Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа
Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания детей в семье……………………………………………………………………………..6 .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6
1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности_______________20
Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25
2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25
2.2.Анализ результатов _________________________________________28
Заключение________________________________________________33
Литература________________________________________________35
а защищена на ПЦК с оценкой_____ _________ «____» _________20____ г. Председатель ПЦК ___________________________ |
Содержание
Введение______________________
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания
детей в семье…………………………………………………………………
1.2. Особенности домашнего
1.3. Роль семьи в нравственном
воспитании личности___________
Глава 2.Экспериментальное
исследование состояния нравственного
воспитания детей в семье_________________________
2.1.Констатирующий
2.2.Анализ результатов ______________________________
Заключение____________________
Литература____________________
Приложение____________________
Введение
Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников вложили Р.С.Буре, Е.Ю.Демурова, А.В.Суровцева, Т.А.Маркова, Л.И.Нечаева, Л.А. Пеньевская, А.В.Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания.
Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания.
Так, впервые годы советской власти под руководством Н.К.Крупской была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине. Основное внимание уделялось организации коллективных форм жизни детей с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
В послевоенные годы направления в концепции воспитания сохранились, но акценты и наполняемость ее компонентов претерпели изменения: больше стали выделять общественный характер воспитания, коллективизм и воспитание «для коллектива через коллектив».
В 50-80-е гг. 20в. были проведены целенаправленные исследования в области нравственного воспитания детей. Их возглавляли видные ученые в области дошкольной педагогики: Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, В.Г.Нечаева, Л.А.Пеньевская, Т.А.Маркова, Ф.С.Левин-Щирина, Е.И.Радина и мн. другие.
Содержание нравственного воспитание детей включалось воспитание любви к Родине, советским людям, уважение к ним и их труду, начал интернационализма, коллективизма и гуманизма, дисциплинированности и положительных моральных качеств личности.
В конце 80-90х гг. 20в. концепция
нравственного воспитания
В первую группу входят задачи формирования механизма нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент, по ее мнению, имеет свои особенности формирования, но в целом это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. С.А.Козлова пишет: «На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е у него разные нравственные идеалы человека… В один годы самым значимым становилось воспитание коллективизма, в другие патриотизма. Сегодня значимым стали деловые качества, предприимчивость и др.И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство».
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая- подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
Так, в советский период вторая группа задач нравственного воспитания была сгруппирована в четыре смысловых блока: гуманные чувства и отношения: начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие; коллективизм.
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение меняются, уточняются. В нравственной структуре личности эти стороны имеют место, поэтому исключить их нельзя.
В процессе нравственного воспитания детей предусмотрена постепенность решения всех задач в разных возрастных группах.
Для выполнения задач нравственного воспитания в детском саду необходимо определенные условия (В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова, Р.И.Жуковская, Г.Н.Година, Р.С.Буре и др) они считали, что основные задачи нравственного воспитания заключаются в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения. основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей.
Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей.
Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей.
Задачи исследования:
- проанализировать состояние разработанности
проблемы нравственного
- охарактеризовать процесс
- выявить специфику
- эмпирически исследовать роль
семьи в нравственном
- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей зависит от:
- стиля взаимоотношений в семье;
- актуализации проблемы в
- семейных традиций.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- эмпирические: наблюдение, беседа;
База исследования: 15 семей с детьми дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания детей в семье
1.1 Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье
Прежде чем отметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него.
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и, проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
По определению академика Б.Т. Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.
Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.
С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит торможения асоциальных побуждений и действий.
Наконец, педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений.
Мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.
Этика представляет собой прикладную философскую дисциплину, вобравшую в себя исторический опыт жизнедеятельности многих поколений, этнические традиции. Поэтому под морально-этическими подразумеваются качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой, а личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Очевидно, что морально-этические качества личности – это первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в младшем возрасте.
Ранее в педагогике понятие духовности, нравственности и морали не дифференцировались так чётко, как это сделал академик Б.Т. Лихачёв. Тем не менее основы нравственного воспитания вырабатывались лучшими умами человечества в течение многих столетий.
Честь быть создателем первой в истории России программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф.
Богдановичу. Он не был удовлетворён подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России. Не умаляя
значения Локка, Руссо и других западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали этики, которые необходимо учитывать при воспитании.
Особый вклад в развитие идей нравственного воспитания внёс П.Н. Енгалычёв, автор «Словаря физического и нравственного воспитания» - своего рода педагогической энциклопедии. Он пытался определить взаимосвязь нравственного и физического воспитания, говорил о необходимости гармоничного развития ребёнка начиная с младенческого возраста. «Всякого благоразумного человека обязанность состоит в том, чтоб доставить детям своим телесное здравие, основательный разум, твердую душу, хороший нрав и доброе сердце».
Информация о работе Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье