Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа
Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания детей в семье……………………………………………………………………………..6 .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6
1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности_______________20
Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25
2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25
2.2.Анализ результатов _________________________________________28
Заключение________________________________________________33
Литература________________________________________________35
31. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 4-е. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – 444 с.
Анкета для родителей по выявлению наличия традиций в семье
1. Какие традиции существуют в вашей семье? (перечислить)
2. Как и где Вы предпочитаете отдыхать?
3. Берёте ли Вы с собой на отдых своих детей?
4. Уделяете ли Вы внимание
своим детям во время
5. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время?
6. Занимаетесь ли Вы и Ваш
ребёнок каким-либо видом
7. Какие телепередачи
8. Обсуждаете ли Вы со своим
ребёнком после просмотра
9. Намечаете ли Вы в ближайшее время посетить совместно с ребёнком какие-либо культурно-досуговые места?
10. Обсуждаете ли Вы со своим
ребёнком посещённые культурно-
Приложение 2
Беседа с родителями о семейных традициях
1. Какие традиционные праздники существуют в вашей семье?
2. Как вы готовитесь к встрече праздников?
3. Какое участие в подготовке к праздникам принимают ваши дети?
4. Готовите ли вы друг другу подарки к праздникам?
5. Принято ли в вашей семье собираться за большим столом?
6. Ходите ли вы по выходным или праздникам в гости к родным или знакомым?
7. Рассказываете ли вы своим детям сказки на ночь?
8. Укладываете ли вы своих детей спать?
9. Существуют ли в вашей семье
разграничение обязанностей
10. Посредством каких традиций, обычаев осуществляется связь поколений в вашей семье?
Приложение 3
Опросник родительских отношений Варги - Столина (ОРО)
Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей общения с ними. Родительское общения понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Опросник разработан А.Я. Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г.
Опросник состоит из пяти шкал.
1. Принятие/отвержение – шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.
2. Кооперация – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.
3. Симбиоз – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллов по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребёнку самостоятельности.
4. Авторитарная гиперсоциализация – отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребёнку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребёнка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.
5. Маленький неудачник – отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантелизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника ОРО
1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребёнок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение
моего ребёнка значительно
5. Нужно стараться держать
6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по
12. Мой ребёнок ничего не
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком.
14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые достойны только презрения.
15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16. Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребёнок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребёнке.
22. К моему ребёнку «липнет» все дурное.
23. Мой ребёнок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
25. Я жалею своего ребёнка.
26. Когда я сравниваю ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием, провожу с ребёнком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что
мой ребёнок растет и
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой
ребёнок достиг всего того, что
мне нравится и кажется
31. Родители должны
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33. Принимая семейные решения, следует учитывать мнение ребёнка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь со своим ребёнком.
38. Я испытываю к ребёнку
39. Основные причины капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально
41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложиться.
42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребёнка.
44. мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребёнка – это сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребёнку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
52. В моём ребёнке больше
53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
54. Мой ребёнок не в состоянии
сделать что-либо
55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за
58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59. Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях своего ребёнка и не скрываю этого от него.
61. Весьма желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику.
1.Принятие/отвержение: 3,4,8,10,12,14,16,18,20,23,24,
53,55,56,60.
2. Образ социальной
6,9,21,25,31,33,34,35,36.
3. Симбиоз:
1,5,7,28,32,41,58.
4. Авторитарная
2,19,30,48,50,57,59.
5. Маленький неудачник:
9,11,13,17,22,28,54,61.
Порядок подсчета текстовых баллов
При подсчете текстовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1 – отвержение;
2 – социальная желательность;
3 – симбиоз;
4 – гиперсоциализация;
5 – инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. Эти шкалы опубликованы авторами теста и используются многими другими психологами в их публикациях.
Мы не приводим их здесь из-за плохой психометрики практически всех шкал теста. Например, нам понятно, как высшие возможные «сырые» баллы (по трём шкалам из пяти!) могут иметь процентиль, не равный 100 (по второй шкале за максимум – девять «сырых» баллов - испытуемый получает в соответствии с данными авторов теста всего восемьдесят процентилей). С нашей точки зрения, пользователи этой методики должны собрать собственные нормы и провести перестандартизацию теста на своей выборке.
Во-вторых, по мнению многих экспертов, в первом субтесте десять вопросов сформулированы так, что балл по ним необходимо давать за ответ «нет», а не за ответ «да», как указывают авторы теста. Именно этим – ошибкой в ключах – можно, вероятно, объяснить, что все результаты по этой шкале с 24 – 31 балла имеют процентиль 100.
Впрочем, психометрика этой шкалы (и других шкал этого теста) просто никуда не годится, например, по первой шкале уже 15 «сырых» баллов из возможных 31 имеют процентиль 90,5, т.е. на остальные возможные 16 баллов приходится всего 9,5 процентиля!
Десять указанных вопросов первой шкалы, для которых баллы необходимо начислять за ответ «нет», пользователи должны определить сами как эксперты. По результатам наших многочисленных опросов студентов и работающих психологов, это вопросы: 3,20,26,27,37,38,43,45,53,536.
Замечания:
Сделана работа кем-то, по своему, без учета замечаний руководителя.
Нет реакции на неоднократные установки руководителя.
Цель написания курсовой работы: научиться анализировать литературу по выбранной проблеме, разбираться в разных взглядах исследователей на проблему, попробовать свои силы в проведении самостоятельного исследования на практике.
В курсовой работе при использовании цитат, нет ссылки на литературу, перечень которой указан в конце работы (фигурная скобка, номер источника по списку, запятая, страница). Например [5, с.27]. Цель работы не достигнута, литературный список сам по себе, работы указанных авторов не проанализированы. Из указанных в списке фамилий в работе делается ссылка только на 3 автора.
Информация о работе Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье