Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа
Актуальность. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуры его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ нравственного воспитания детей в семье……………………………………………………………………………..6 .1.1.Анализ педагогического наследия по воспитанию детей в семье…….…6
1.2. Особенности домашнего воспитания__________________________15
1.3. Роль семьи в нравственном воспитании личности_______________20
Глава 2.Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье_________________________________________25
2.1.Констатирующий эксперимент_______________________________25
2.2.Анализ результатов _________________________________________28
Заключение________________________________________________33
Литература________________________________________________35
Содержание же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.
Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.
В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях:
Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.
Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.
Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские – семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы разработаны педагогами для детей и родителей. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи и детства.
За последние годы в различных регионах России (в Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания и заключается в следующем.
1 Единство семьи на основе жертвенности и любви.
2 Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
3.Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
4. Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.
5. Преемственность разных
6. Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.
7 Сохранение чистоты
8 Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
9 Участие в благотворительных программах общества.
Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия – преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).
Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.).
В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.
1.2. Особенности домашнего воспитания
Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.
Немецкий философ Э. Кант считал: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит: «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.
В век материального лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.
Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Воспитание детей можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.
Таким образом, функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других приводит к формированию исторических типов семьи, качественно различающихся по ценностным ориентациям.
С. Голод выделяет следующие типы семей:
- «патриархальную» (или «традиционную»);
- «детоцентристскую» (или «современную»);
- «супружескую» (или «пост-современную»).
Характеристика этих типов и сочетаний с анализом «тактик семейного воспитания» имеет существенное значение для анализируемой проблемы.
Патриархальная форма семейных отношений рассматривается как наиболее архаичная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей.
Главенство в такой семье проявляется в том, что в его руках экономические ресурсы и он принимает основные решения. В традиционной семье жестко закреплены внутрисемейные роли, в ней господствует родительская власть и авторитарная система воспитания. Она проявляется в
систематическом подавлении взрослыми инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Авторитарность ребёнка, систематическое лишение его права голоса, игнорирование его интересов и желаний – всё это серьезные просчёты, гарантия неудач в развитии его личности.
С середины 19 века в Европе начинает формироваться другой тип семьи – детоцентристский, для которого характерно возвышение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.
Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем, рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.
Рождение детей ослабляет духовные контакты супругов, отдаляет мужей от жен, скованных материальными заботами.
Информация о работе Экспериментальное исследование состояния нравственного воспитания детей в семье