Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа
Цель данной работы заключаются в исследовании влияния форм урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий курсов истории: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся. Учителю следует использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока.
Введение
Глава I. влияние формы организации урока на повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система
2. Влияние традиционного урока на качество знаний
3. Требования к традиционному уроку
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных уроков.
1.Особенности нетрадиционных уроков
2. Модели нетрадиционных уроков
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории
4. Применение компьютерных технологий на уроке истории
Глава III. Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках.
1. Организация исследования
2. Анализ результатов исследования
3. Выводы и рекомендации по использованию различных форм урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
- процесс поиска истины
должен быть строго
- в процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе [8 , C. 69].
Требования к технике проведения современного урока можно сформулировать так:
1) урок должен быть
2) темп и ритм урока
должны быть оптимальными, действия
учителя и учеников
3) необходим полный контакт
во взаимодействии учителя и
учащихся на уроке,
4) создать атмосферу
5) менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
6) обеспечить соблюдение
единого орфографического
7) управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают учащиеся [28, C. 71].
Таким образом, традиционная
форма урока является классической,
а реализация предложенной совокупности
требований к системе уроков обеспечит
необходимый уровень
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных
уроков.
1. Особенности нетрадиционных уроков.
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить
постоянный поиск, цель которого найти
новые формы и причины
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными [9, C. 25].
Нетрадиционные формы
урока, реализуются, как правило, после
изучения какой – либо темы или
нескольких тем, выполняя функции обучающего
контроля и оценки знания учащихся.
Также уроки проходят в необычной
обстановке. Подобная смена привычной
обстановки целесообразна, поскольку
она создаёт атмосферу
Нетрадиционные формы
урока осуществляются при обязательном
участии всех учеников класса, а
также реализуются с
Нетрадиционные уроки помогают учителю:
- осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме;
- обеспечить деловую, рабочую
атмосферу, серьёзное
- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя [14, C. 43].
Нетрадиционный подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками.
Идя на каждый урок, учитель
истории должен помнить слова
В.О.Ключевского о том, что одна
из основных целей изучения отечественной
истории – создать у учащихся
целостное представление о
Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала [10, C. 18].
Сегодня практически любой
учитель истории применяет хотя
бы изредка в своей деятельности
нетрадиционные формы обучения школьников.
Это связано со становлением нового
стиля педагогического мышления
учителя, ориентирующего на интенсивное
и эффективное решение
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.
С другой стороны, перед современным
учителем истории стоят проблемы,
связанные с пересмотром
Анализ психолого-
Можно выделить два основных
подхода к пониманию
Ни тот ни другой подходы
не отражают, на наш взгляд, сущность
данного педагогического
В научной литературе наметилась
тенденция рассматривать
Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[26, С. 132].
Нестандартные формы урока
могут стать основой для
Таким образом, большинство
методистов отмечают, что с одной
стороны, использование нестандартных
форм урока способствовало решению
задач творческого развития личности,
а с другой стороны, привело к
снижению уровня образованности, так
как, несмотря на высокую степень
эффективности нестандартных
2. Модели нетрадиционных уроков.
Урок был, есть и в образном
будущем останется главной
Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.
Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как:
- уроки-семинары;
- зачёты;
- конкурсы;
- путешествия;
- интегрированные уроки;
- занятия-конференции;
- диспуты;
- ролевые игры;
- урок фантазирования;
- деловая игра;
- урок взаимообучения;
- пресс-конференция;
- урок открытых мыслей;
- урок-соревнование;
- урок-КВН;
- урок творчества;
- урок спектакль;
- урок-диалог;
- мозговая атака;
- урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем).
Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы [7, C. 32].
Семинар - это:
- вид ученических занятий,
обсуждение учащимися под
- форма ученического процесса,
построенная на
Семинар-исследование – форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать » [].
Семинар – исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:
1 этап. Подготовительная работа:
- постановка задачи;
- формулирование исходной проблемы;
- планирование семинара;
2 этап. Обсуждение темы семинара:
- реализация функций семинара
(позновательно-
3 этап. Заключительный - ориентирующий:
- оценка семинара и участников;
- определение степени завершённости изучение темы;
- вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Семинар – исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целеноправлено искать ответы на сложные жизненные вопросы.
Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».
Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:
- «на равных правах, условиях»;
- формы публичного обсуждения
или освещения каких-либо
- «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;
Термин позволяет вычислить три его составляющих:
1) неразрешённый вопрос;
2) равномерное участие
представителей всех
3) выработка приемлемых
для всех участников