Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключаются в исследовании влияния форм урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий курсов истории: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся. Учителю следует использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока.

Содержание

Введение
Глава I. влияние формы организации урока на повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система
2. Влияние традиционного урока на качество знаний
3. Требования к традиционному уроку
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных уроков.
1.Особенности нетрадиционных уроков
2. Модели нетрадиционных уроков
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории
4. Применение компьютерных технологий на уроке истории
Глава III. Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках.
1. Организация исследования
2. Анализ результатов исследования
3. Выводы и рекомендации по использованию различных форм урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая организационные формы.docx

— 90.62 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, учащийся проявляет  полную самостоятельность в работе: сам высвечивает вопрос на экране дисплея, сам обдумывает его, сам формулирует и набирает ответ на него.

В-третьих, особое психологическое  состояние учащихся. Оно проявляется: в настороженном отношении к  «ящику с мозгами»; в радости (при получении отличной оценки); в огорчении (при получении плохой оценки) и т.д.

Дидактическим средством, обеспечивающим посредством ЭВМ управляемую работу учащихся в усвоении необходимого материала, является обучающая программа, включающая три составляющих ее части – вступительную, основную и заключительную [22, C. 20-21].

Компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии как средство обучения – все это реальность сегодняшнего дня. Задача каждого учителя, овладевая  данными технологиями, активно вводить  их в процесс обучения истории, что  позволит значительно повысить его  эффективность, дать учащимся возможность  получить информацию более высокого уровня, чем дают учебники истории  или рассказ учителя. Однако, надо помнить, что компьютерные технологии – это только средство обучения, ведущая роль на уроке остается за учителем.

 

Глава III. Эксперимент по сравнению  итогов

усвоения материала на традиционных и

нетрадиционных уроках.

1. Организация исследования.  

 

Качество образования  определяется не только количеством  и качеством знаний, но и качеством  личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений. И  именно в этом его главная общественная ценность.

Исследование включает в  себя сравнения качества усвоения материала  на традиционных и нетрадиционных формах уроков.

Эксперимент был проведён на базе основной общеобразовательной  школы № 1 г. Железноводска. За основу были взяты традиционные и нетрадиционные формы уроков истории по разделу «Русь Московская», с помощью которых выявляли влияние формы организации урока истории на уровень качества знаний.

В эксперименте участвовали  два 6-х класса.

В 6 «А» классе (экспериментальный  класс) в ходе эксперимента проводились  уроки нетрадиционной формы, а в 6-ом «В» классе (контрольный класс) - традиционные уроки (комбинированные).

Состав 6 «А» класса: 28 учащихся, из них: 15 девочек и 13 мальчиков; в  возрасте полных 12 лет- 21 человек, 7 человек  начали процесс обучения с шестилетнего возраста и на момент экспериментальной  работы имели возраст от 11 лет.

Состав 6 «В» класса: 29 учащихся, из них 14 девочек, 15 мальчиков; в возрасте полных 12 лет-24 человека, 5 учащихся начали процесс обучения с шестилетнего возраста и на момент экспериментальной  работы имели возраст от 11,6 лет  до 12 лет. Особенности половозрастных различий учитывались, так как проводимое исследование требовало от учащихся овладения большим объёмом точных знаний исторической направленности и  оперирование учебными умениями сравнительно-аналитического характера. Таким образом, организованное экспериментальное исследование было проведено на равнозначных (экспериментальной  и контрольной) группах испытуемых, что делает результаты данной работы достаточно надёжными.

В течение непрерывной  преддипломной педагогической практики в экспериментальном классе уроки  по истории проходили в нетрадиционной форме. При изучении раздела «Русь  Московская» использовались на уроках такие формы работы, как: кроссворд, инсценированное представление, игра, беседа, диспут, работа с дополнительным материалом, опережающие задания, использование  технических средств обучения. Кроме  того, проверка домашнего задания  проводилась в виде тестового  опроса.

В контрольном классе все  уроки были проведены с помощью  традиционных методов обучения учащихся: рассказ учителя, работа в тетради, методы устного индивидуального  опроса, фронтальный устный опрос, фронтальный  устный опрос.

В конце эксперимента в  обоих классах была дана итоговая контрольная работа в виде тестов, заданий на размышления по разделу  «Русь Московская» (см. Приложение 1, 2).

Контрольная работа включала следующие виды заданий: дать определения  понятиям, соотнести имя князя  с его деятельностью, определить время перечисленных событий  и расположить их в хронологической  последовательности, тест и задания  на размышления.

Результаты итоговой контрольной  работы были проанализированы с точки  зрения точности воспроизведенных знаний, грамотной логической систематизации изученного материала, способности  актуализировать проверяемый материал за короткий отрезок времени, в ограниченных оформительских рамках. 

 

 

2. Анализ результатов исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать  вывод о том, что традиционные и нетрадиционные формы уроков могут  эффективно применяться как при  изучении раздела «Русь Московская», так и при изучении всего курса  истории в шестых классах.

Эксперимент показал, что  использование традиционных и нетрадиционных форм на уроках истории незначительно  влияет на качество знаний учащихся.

В 6 «А» классе, в котором  проводились нетрадиционные формы  урока, результаты оказались не намного  выше, чем в 6-ом «В» классе, в котором  проводились традиционные формы  урока истории.

В 6 «А» классе по мере перехода от изучения одной темы к другой наблюдалось возрастание количества учащихся, интересующихся данным предметом. Наблюдения показали, что использование  нетрадиционных форм урока побуждает  учащихся более внимательно и  системно работать, как с текстом  учебника, так и дополнительной литературой.

По мере изучения истории  в 6 «В» классе наблюдалась систематизация знаний.

Результаты итоговой контрольной  работы по разделу «Русь Московская»  можно представить в виде графиков.

На основании этих данных можно  утверждать, что использование традиционных и нетрадиционных форм на уроке можно  эффективно применять при изучении истории в средней общеобразовательной  школе.

После самостоятельной работы учащимися над ошибками, допущенными  в контрольной работе, можно провести повторное решение тех же заданий. В этом случае учитель имеет возможность  оценить качество знаний учебно-исторического  материала за определенный промежуток времени, так и эффективность  самостоятельной работы школьников. При повторном выполнении заданий, практически также справились с  повторным их решением. Отсюда следует, что у данной группы учащихся наблюдается  стабильная учебная деятельность, то есть усвоенные ранее знания сохраняются  у них в памяти на достаточно длительный промежуток времени.

На основании проведенной  работы нами были сформулированы основные практические рекомендации по применению традиционных и нетрадиционных уроков истории в средней общеобразовательной  школе с 5-го по 9-й класс:

- необходимо совмещать  традиционные и нетрадиционные  формы урока;

- нельзя преподавать постоянно  традиционные формы урока, так  как у учащихся уменьшается  интерес к истории, понижается  их активность на уроке;

- учитель истории должен  использовать на уроке игры, дискуссии,  беседы, кроссворды.

Таким образом, можно сделать  вывод, что важно разумно сочетать в процессе обучения истории как  традиционные уроки, так и нетрадиционные формы урока.

3. Выводы и рекомендации  по использованию различных форм

урока. 

 

Необходимо систематизировать  полученные в ходе изучения литературы и подтвержденные исследованием, сведения о традиционной форме и нетрадиционной форме урока.

По проведенному исследованию можно сделать вывод, что традиционные и нетрадиционные формы урока  имеют как недостатки, так и  достоинства.

Несмотря на высокую степень  эффективности нетрадиционных форм урока в процессе социализации личности учащихся, не следует их абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика  проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что  они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение  может дать абстрактный результат». Это объясняется различным потенциалом  нетрадиционных форм урока и традиционных форм в реализации целей обучения и тем, что каждый из форм есть свои сильные и слабые стороны [25, C. 6].

В концептуальном блоке приоритет  принадлежит нетрадиционным формам урока с их субъективной позицией, обеспечивающей коммуникативный диалог учащихся, в то время как уроки  в традиционной форме несколько  снижают познавательную активность школьников.

Содержательный блок выравнивает  позиции традиционных и нетрадиционных форм урока. Первые обеспечивают возможность  изучения учащимися наибольшего  объёма информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и четкой логической, последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков. Вторые предполагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую её проблематику.

В процессуальном блоке преимущество, на стороне нетрадиционных форм урока. С одной стороны, традиционные формы  урока обладают четкой структурой и  организацией, возможностью контроля со стороны учителя за временными рамками, ходом урока, а также  предсказуемостью и диагностичностью результатов обучения. Но с другой стороны, данные формы характеризуются  шаблонностью, однообразием, низким уровнем  самостоятельности и пассивной  познавательной позиции учащихся. Это  объясняется вербальными методами обучения, носящими преимущественно  репродуктивный характер. Нетрадиционные формы урока, напротив, задействуют  внутренние источники мотивации  и самоуправляющие механизмы  личности, создают условия для  многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно-оценочный, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности. Однако именно в данном блоке содержатся основные затруднения  при использовании нетрадиционных форм урока в школьной практике: большая затратность временного фактора, большая эмоциональная  нагрузка на учителя и учащегося, меньшая возможность контроля со стороны учителя за временными рамками, содержанием и ходом урока, затруднения  в прогнозировании результатов  и диагностике процессе обучения. Но мастерство и профессионализм  учителя помогают успешно преодолеть эти трудности.

Сравнительный анализ показывает, что традиционные формы урока  теоретически имеют более ограниченные возможности для социализации личности учащихся. Их сильные стороны затрагивают, в основном, организационные компоненты урока и являются «внешними» по отношению  к личности школьника. Нетрадиционные формы урока базируются на принципах, которые в конечном итоге позволяют  задействовать механизм интериоризации, обеспечивающий перевод внешних  воздействий во внутренний план личности [21, C. 20-22].

Однако, как уже отмечалось, не следует отказываться от традиционных форм урока. Только оптимальное сочетание  всего многообразия форм урока может  способствовать успешной социализации личности школьников. Критерием такой  сбалансированности является принцип  оптимизации процесса обучения, хорошо разработанный в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности  – «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и  выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю. К. Бабанский  выделяет: эффективность (как результаты успешности учений, воспитанности, развитости школьников); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и  задачам учебно-воспитательного  процесса); оптимальность расхода  времени и усилия учителей и учащихся (Приложение 3).

Учитывая все вышеизложенное, мы считаем, целесообразным рекомендовать:

1. Для повышения качества  образования целесообразно применять  традиционные и нетрадиционные  формы комбинированно, так как  они являются не антагонистичными, а взаимодополняющими.

2. Применение нетрадиционные  формы урока необходимо для  расширения учащимися знаний, полученных  на традиционных формах урока.

3. Дифференцированно использовать  формы нетрадиционных уроков  соответственно возрасту учащихся: младшая школа – учебная игра, средняя школа – учебная дискуссия,  старшая школа – исследование.

4. Традиционные формы урока  применять в основном для достижения  в основном образовательных целей,  а нетрадиционные формы, для  достижения развивающих и воспитывающих  целей урока.

Выдвигаемая гипотеза нашла  свое подтверждение в исследовании и в данной выпускной квалификационной работе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных  установок личности.

Рассмотрев основные вопросы  выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:

- уроки истории - это  занятия, которые учитель ведет  с классом в школе. Они имеют  одинаковую продолжительность, проводятся  по расписанию и в сумме  должны исчерпывать изучение  программы;

- каждый традиционный  урок имеет свою структуру.  Структура каждого традиционного  урока зависит от содержания  учебного материала, дидактических  целей, типа урока и особенностей  класса;

- образование, полученное  школьниками, признается качественным, если: его результат соответствует  заданным целям;

- нетрадиционные формы  проходят в необычной обстановке, способствуют развитию социализации  личности;

- большое значение на  нетрадиционных уроках приобрели  игры и дискуссии, так как  они эмоциональны по своей  природе и поэтому способны  даже сухую ситуацию оживить  и сделать яркой;

- на современном этапе  развития образования уроки - презентации наполняют новым  содержанием методику преподавания, так как предлагают новые варианты  решения педагогических задач;

- исследование показало, что необходимо применять как  традиционные, так и нетрадиционные  формы урока, то есть совмещать  их;

- изучаемый материал нетрадиционных  уроков соответствует содержанию  учебного предмета, информация носит  преимущественно фактологический  характер, а на нетрадиционных  уроках изучение материала выходит  за рамки содержания одного  предмета. 

Информация о работе Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках