Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 08:04, курсовая работа
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие «детско-родительские отношения».
2. Изучить содержание психологической готовности детей к школьному обучению.
3. Установить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности детей к школе.
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников
1.1. Сущность детско-родительских отношений……………………………6
1.2. Специфика детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………17
1.3. Краткие выводы по главе……………………………………………….12
Глава 2. Педагогические аспекты психологической готовности ребенка к школе
2.1. Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..22
2.2. Структура психологической готовности к школе…………………….37
2.3. Краткие выводы по главе 2……………………………………………..41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе
2.1. Краткая характеристика испытуемых…………………………………43
2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе…………………………53
Заключение…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………
При определении уровня учитывается общее количество повторений, которое потребовалось ребенку для воспроизведения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используется таблица 2:
Таблица 2
Оценка уровня развития способности осуществлять умозаключения
Возрастные группы |
Уровень развития способности осуществлять простейшие умозаключения (количество повторений, необходимых для выполнения данного теста в целом) | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Шестилетки |
≤ 10 |
5-9 |
1-4 |
Семилетки |
≤ 8 |
4-7 |
1-3 |
7. Устойчивость и концентрация внимания.
«Корректурная проба» (вариант методики Б. Бурдона) позволила изучить особенности развития внимания детей.
Был использован бланк с простыми фигурами и секундомер. Дети, просматривая в корректурной матрице каждую строчку последовательно, должны были быстро подчеркивать: треугольник – косой линией, круг – прямой линией, звездочку – крестиком. Время выполнения работы – 5 минут. Через каждую минуту на бланке отмечалось цветным карандашом место текущего поиска ребенком заданных знаков.
8. Тест словаря.
Данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов (ограничения по количеству 100 и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных данных судят о стандартном развитии ребенка вообще. Для проверки берется 5 стандартных наборов, которые являются взаимозаменяемыми.
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, круг, разделять, бить, тупой, опускаться.
3. Автомобиль, вещи, блокнот, сапоги, трус, бежать, связывать, щипать, колючий, чешуя.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, читать, мягкий, складывать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.
Проверяющий говорит: «Представь себе, что ты встретился с иностранцем, человеком, который плохо понимает русский язык, и он просит объяснить тебя, что значит слово «велосипед». Как ты ответишь?»
Поскольку свой ответ ребенок дает в словесной форме, возникает возможность судить о его пассивном и активном словаре.
Если ребенок не сможет дать словесного ответа, то экспериментатор предлагает ему нарисовать предмет или показать значение слова с помощью жестов или движений.
Тест направлен не на проверку овладения понятиями, а на знание слов, причем таких, которые принадлежат литературному языку.
Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, поставленные за каждые 10 слов.
Шкала оценок
0 баллов – отсутствие понимания слов: ребенок заявляет, что не знает слова или неправильно объясняет его содержание. Например, «Мех кладут в подушку и спят на нем».
1 балл – понимает значение слова, но своё понимание может выразить только с помощью рисования, практических жестов или действий.
1,5 балла – ребенок словесно
описывает предмет, например, «Велосипед
– на нем катаются, у него
бывает два колеса, а бывает
и больше 2 больших и одно маленькое».
Или «Это чтобы на нем
2 балла – ребенок дает
Таким образом, максимальная оценка по данному тесту составляет 2∙10=20 баллов.
Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток можно оценить по-разному, предъявляя последним более высокие требования. Рекомендуется пользоваться таблицей 3:
Таблица 3
Оценка уровня словарного запаса
Возраст |
Уровень словарного запаса (сумма названных баллов) | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
6 лет |
6,5 |
7-12 |
12,5 |
7 лет |
11,5 |
12-15 |
15,5 |
На основе диагностик определились три основных уровня психологической готовности к обучению, каждый из которых характеризуется особым сочетанием показателей.
Высокий уровень. Ребенок владеет развернутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Учебную задачу принимает и удерживает полностью без дополнительного предъявления. Отсутствие или незначительные ошибки при выполнении. Оценивает результаты работы на основе сравнения с учебной задачей. Преобладает произвольное внимание и восприятие. Появляется наблюдение. Мышление наглядно-образное: ребенок может выделять, анализировать, сравнивать признаки, выделять существенный признак, сделать несложное обобщение на соответствующем опыту материале. Появляется смысловое запоминание. Ребенок правильно понимает позицию «нового взрослого» – учителя, внимательно слушает задание, вступает в контакт, принимает помощь взрослого при высокой собственной активности. Вступает в партнерские отношения со сверстником: учебная задача воспринимается как общая, совместно планируется деятельность и распределяются роли. Взаимный контроль сочетается с самоконтролем.
Средний уровень. Мотивация учения положительная, осознанная. Преобладает направленность на формально-внешние моменты обучения и социальные мотивы. Учебную задачу принимает полностью, но может не удержать в полном объеме до конца. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Появляются элементы произвольного внимания и восприятия. Хорошо развита образная память. Ребенок принимает установку на запоминание, но способы запоминания несовершенны. Выделяет, сравнивает признаки на основе представлений, может объединять на основе выделенного признака. Появляются элементы волевой регуляции поведения. Деловое общение со взрослым чередуется с эмоциональным. Помощь взрослого принимает при сосредоточении на деловых контактах. Эпизодически ребенок налаживает деловое общение со взрослым по своей инициативе. В партнерские отношения со сверстником вступает только с помощью взрослого, предпочтение отдается эмоциональным контактам.
Низкий уровень. Отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Учебную задачу принимает лишь частично, может не сохранить ее в принятом объеме до конца занятия. Допускает ошибки не по невнимательности, а так как не запомнил правила. Ошибки не замечает и не исправляет ни по ходу занятия, ни в конце. Преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Бедный запас представлений памяти. Не сформированы действия анализа и сравнения, может выделить признаки только при опоре на восприятие. Поведение с трудом поддается волевой регуляции. С удовольствием вступает в эмоциональное общение со взрослым, деловые контакты полностью организуются взрослым. В контекстное общение со сверстником не вступает, так как нет соответствующих социальных действий. Эмоциональное общение со сверстником протекает при поддержке взрослого.
Тест-опросник родительского отношения (по А.Я. Варги и В.В. Столину) позволил определить особенности родительской позиции по отношению к своему ребенку (приложение 2). Были выявлены разнообразные чувства родителей по отношению к ребенку: поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе
Проведя диагностику психологической готовности к школе, и использовав блоки методик в подготовительной группе, мы получили по восьми показателям следующие результаты, представленные в приложении 3.
Диагностика также показала: на высоком уровне развития психологической готовности детей к школе находятся 3 дошкольника, что составляет 18,7% , на среднем уровне находится 9 дошкольников, что составляет 56,3%; на низком уровне находится четверо детей, что составляет 25% от общего количества детей (Приложение 4).
По результатам исследования можно сделать вывод, что подготовительная группа в целом недостаточно готова к школьному обучению. На очень низком уровне механическая память, кратковременная память, устойчивость и концентрация внимания.
Результаты теста Варги-Столина: 5 родителей (31,3%) имеют высокие баллы по шкале «принятие – отвержение», что говорит о том, что у родителей имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослые в данном случае принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.
У 6 родителей (37,5%) социально желательный образ родительского отношения «Кооперация». Они заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются помочь своим детям. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных
3 родителей (18,6%) имеют высокие показатели по шкале «Симбиоз». Таким образом, эти родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Высокий балл по шкале «контроль» у 1 родителя (6,3%) говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка», диагностированные у одного родителя (6,3%), являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка он игнорирует (приложение 5).
Проверим взаимосвязь детско-родительских отношений и уровня психологической готовности, воспользуемся коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.
Сформулируем гипотезы:
Н0: корреляция между детско-родительскими отношениями и уровнем психологической готовности к школе не отличается от 0.
Н1: корреляция между детско-родительскими отношениями и уровнем психологической готовности к школе отличается от 0.
Применим следующий алгоритм расчета коэффициента ранговой корреляции rS Спирмена:
1) Проранжировать значения
2) Подсчитать разницу d между рангами А и Б по каждой строке таблице и занести в третий столбец таблицы.
3) Возвести каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
4) Подсчитать сумму квадратов ∑d2
5) При наличии одинаковых рангов рассчитать поправки:
Ta = ∑(a3 – a) / 12
Tb = ∑(b3 – b) / 12
где
а – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду А;
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранговом ряду B.
6) Рассчитать коэффициент
а) при отсутствии одинаковых рангов:
б) при наличии одинаковых рангов:
где N – количество испытуемых.
Таблица 4
Вспомогательная таблица для расчета «суммы d-квадрат»
1-й ряд |
2-й ряд |
1 р. – р. |
2 р. – р. |
d |
d² | |||
1. |
К.С. |
4 |
8 |
8 |
7,5 |
0,5 |
0,25 | |
2. |
А.Х. |
4 |
7 |
8 |
11 |
-3 |
9 | |
3. |
Н.П. |
4 |
28 |
8 |
4 |
4 |
16 | |
4. |
Н.Д. |
3 |
1 |
14,5 |
15,5 |
-1 |
1 | |
5. |
К.С. |
4 |
8 |
8 |
7,5 |
0,5 |
0,25 | |
6. |
Л.Ф. |
3 |
1 |
14,5 |
15,5 |
-1 |
1 | |
7. |
Н.М. |
5 |
30 |
2 |
3 |
-1 |
1 | |
8. |
Ж.Б. |
4 |
31 |
8 |
2 |
6 |
36 | |
9. |
Л.С. |
4 |
8 |
8 |
7,5 |
0,5 |
0,25 | |
10. |
Н.Ф. |
4 |
6 |
8 |
13 |
-5 |
25 | |
11. |
Д.И. |
3 |
2 |
14,5 |
14 |
0,5 |
0,25 | |
12. |
Ж.Л. |
3 |
7 |
14,5 |
11 |
3,5 |
12,25 | |
13. |
К.Д. |
5 |
8 |
2 |
7,5 |
-5,5 |
12,25 | |
14. |
М.П. |
5 |
32 |
2 |
1 |
1 |
1 | |
15. |
К.А. |
4 |
27 |
8 |
5 |
3 |
9 | |
16. |
А.А. |
4 |
7 |
8 |
11 |
-3 |
9 | |
Итого |
136 |
136 |
133,5 |