Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь детско-родительских отношений и психологической готовности ребенка к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие «детско-родительские отношения».
2. Изучить содержание психологической готовности детей к школьному обучению.
3. Установить взаимосвязь между типом детско-родительских отношений и уровнем психологической готовности детей к школе.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию детско-родительских отношений у дошкольников
1.1. Сущность детско-родительских отношений……………………………6
1.2. Специфика детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………17
1.3. Краткие выводы по главе……………………………………………….12
Глава 2. Педагогические аспекты психологической готовности ребенка к школе
2.1. Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..22
2.2. Структура психологической готовности к школе…………………….37
2.3. Краткие выводы по главе 2……………………………………………..41
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе
2.1. Краткая характеристика испытуемых…………………………………43
2.2. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений дошкольников и психологической готовности к школе…………………………53
Заключение…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

51 Курсовая № 51.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

2 балла – выполнение всех  требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующих детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура не нарисована синтетическим способом.

3 балла – фигура должна иметь  голову, туловище и конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

4 балла – примитивный рисунок  с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы  только одной линией каждая.

5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание № 2 – копирование слов, написанных письменными буквами.

1 балл – хорошо и полностью  разборчиво скопирован написанный  образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза, первая буква по высоте явно соответствует прописной. Буквы не связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30%.

2 балла – всё ещё разборчиво скопированный образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла – явная разбивка надписи  на две части. Можно понять  хотя бы 4 буквы образца.

4 балла – с образцом совпадает  хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный  образец всё ещё создает строку надписи.

5 баллов – каракули.

Задание № 3 – срисовывание группы точек.

1 балл – почти совершенное  копирование образца. Допускается  незначительное отклонение одной  точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а  увеличение не должно быть более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллельно образцу.

2 балла – число и расположение  точек должны соответствовать  образцу. Можно не учитывать отклонение  не более 3-х точек на полосе.

3 балла – рисунок в целом  соответствует образцу, не превышая  его в высоте и ширине более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. допускается любой разворот, даже на 180%.

4 балла – контур рисунка не  соответствует образцу, но всё  же  состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитывается. Иные формы (например, линии) не допускаются.

5 баллов – каракули.

Обработка результатов:

Вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей получивших в сумме по трем заданиям от 3-х до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как средний, от 11 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов необходимо углубленно обследовать, т.к. это могут быть умственно отсталые дети.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест-опросник родительского отношения (по А.Я. Варга, В.В. Столину)

 

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет  пять следующих шкал, выражающих  собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему  ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство  симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе  отношение к ребенку приносит  ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку  я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что друга? дети  потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает  такие поступки, которые заслуживают  осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом  развитии и для своего возраста  выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет  себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает  в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего  ребенка трудно научить хорошим  манерам.

19. Ребенка с детства следует  держать в жестких рамках, только  тогда из него вырастет хороший  человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие  в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят  о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, то они

кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу  с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребенок взрослеет, и с  нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  том, что с неприязнью и враждебно  отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой  ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только  требовать от ребенка, но и  сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все  просьбы и пожелания моего  ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих  требованиях и претензиях ребенок  по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства  по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с  ребенком, то невозможно нормально  отдохнуть.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой  ребенок не способен ни на  что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего  ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно  может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне  всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня  раздражает.

47. Воспитание ребенка – это  сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети  потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я  ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего  ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии  сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не  приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

61. Ребенок должен дружить с  теми детьми, которые нравятся  его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие – отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10,12, 14,15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39,40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31,33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1,4, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9,11,13,17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале –1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале –1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Информация о работе Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и психологической готовности к школе