Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое_воспитание.docx

— 170.05 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. - Показатели эстетического  развития детей контрольной группы

На основании данных диагностики  было определено, что у детей в  контрольной и экспериментальной  группах эстетическое развитие было примерно на одинаковых уровнях, распределение  детей по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно.

Анализ  результатов исследования

Контрольный эксперимент был проведен с целью определения эффективности разработанной методики эстетического развития в процессе восприятия произведений искусства, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. Выявить динамику эстетического развития с 3-4 лет дошкольников;
  2. Определить эффективность разработанной методики эстетического развития 3-4 лет дошкольников.
  3. На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
  4. Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах /приведены в таблице 1 и таблице 2 /.

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики  в контрольной и экспериментальной  группах представлена на рисунке 4 и 5.

 

Рис. 4. - Индивидуальная динамика результатов контрольной

диагностики детей экспериментальной  группы

 

 

Рис. 5. - Индивидуальная динамика результатов контрольной

диагностики у детей контрольной  группы

 

Рисунок гистограммы показывает, что в экспериментальной группе произошли изменения. Улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат повысился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное повышение случилось еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат повысился на 5 баллов.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих  детей 22% результаты повысились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить, что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.

Общую картину разделения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням эстетического развития можно увидеть в таблице 3 и в таблице 4/ Приложение/.

В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий  уровень, пятеро детей с низкого  на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей  остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения  в результатах отдельных показателей  эстетического развития.

В контрольной произошли изменения. Что значит, что один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей итог был хуже чем на констатирующем этапе диагностики.

Разделение детей по уровням эстетического развития по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 6.

 

Рис. 6. - Разделение детей экспериментальной группы по уровням

эстетического развития

 

Полученные данные были обработаны на предмет их достоверности, что  подтвердили производимые расчеты  с помощью t – критерия Стьюдента. Из вышесказанного можно предположить об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет

 

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы отметили  для себя дальнейшую работу по развитию эстетического восприятия.

Для продолжения исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 9 человек в каждой.

В начале формирующего эксперимента была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа  опытно-экспериментальной работы явилась  разработка методики развития эстетических представлений у детей 3-4 лет дошкольного  возраста в процессе восприятия искусства.

Для характеризации эстетическхй представлений, надо рассмотреть те качества ребенка, наличие которых необходимо для выполнения конкретной деятельности. Такими способностями являются:

  1. Способность целостного восприятия произведения искусства (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств выразительности);
  2. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии произведений искусства.

Так как восприятие произведений искусства вызывает сопереживание тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.

При помощью развития эстетических представлений у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, имена композиторов;

В восприятии художественных произведения запоминали имена художников узнавали их при показе.

Занятие №1

Цель: Развитие эстетических представлений и сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.

Задачи:

Учить откликаться на музыку эмоционально.

Развивать творческие и музыкальные способности детей.

Развивать умения определения того или иного образа.

Ход урока.

При проведении констатирующего эксперимента дети слушают музыку которая им предлагалась во.

Педагог: Здравствуйте, дети! Понравилась ли вам музыка, которая встретила вас?

Дети: Да!

Педагог: А что вы чувствуете, когда она звучит? Как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка?

Дети: Она плавная, нежная, красивая и лёгкая.

Педагог: А какие именно движения можно придумать под эту музыку?

Дети: Движения должны быть свободные, плавные, можно кружиться, мы как будто на балу.

Педагог: Попробуйте поимпровизировать….

Звучит “Вальс цветов” и дети врассыпную придумывают движения.

Педагог: Молодцы ребята, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки, не делали резких скачков, а двигались мягко и плавно. А кто может сказать, как называть человека сочиняющий музыку?

Дети: Это композитор!

Педагог: Отлично! Эта музыка была написана великим русским композитором П. Чайковским. А вы знакомы другими произведениями этого композитора?

Дети: “Болезнь куклы”, “Утренняя молитва”.

Педагог: Правильно! А движения под музыку как называются?

Дети: Танец!

Педагог: Молодцы! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И теперь мы с вами станем частичками одного огромного цветка.

Дети: Его лепестками!

Педагог: Итак, какой цветок вы хотите изображать?

Дети: Ромашку! Розу!

Педагог и дети вставая в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их мягкими и свободными, похожи на лепестков. Нужно сделать 4 маленьких шага в центр круга, присесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад. Потом плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательным условием является то, что каждый должен сделать все движение одновременно и синхронно.

Педагог: А сейчас – новая  музыка! Послушайте! Каков её характер?

Звучит «Шествие кузнечиков»  Прокофьева С. С.

Дети: Она задорная, весёлая, быстрая!

Педагог: Конечно! Её написал  русский композитор Прокофьев. Какие  произведения этого композитора  мы еще знаем

Дети: «Дюймовочка», «Марш  Бармалея».

Педагог: Правильно! Как же нам двигаться под эту музыку?

Дети: Наверное…прыжками!

Педагог: Хорошо. Тогда вначале  мы будем двигаться, как кузнечики…

Дети: Будем прыгать!

Педагог: Прекрасно! Сегодня  вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания! [7; 110].

Занятие №2.

Интегрированное занятие по музыке и ритмике "Древняя  магия хоровода"

Цели:

учить детей слушать и  слышать музыку;

эмоционально, выразительно исполнять песни, самостоятельно продумывая их исполнительский план в процессе двигательной импровизации;

развивать эстетические представления.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать любовь к народному  танцу. Способствовать развитию творческих проявлений;

формировать у детей интереса изучать традицию и историю своего народа;

способствовать формированию у детей восприятия народной культуры как целостного мира, гармонично объединяющего  в единый круг философию, труд, быт  и праздник наших предков.

Образовательные:

развивать специальные музыкальные  способности (чувство ритма, ладовое  чувство, музыкально-слуховые представления);

формировать исполнительские  навыки в области пения, движения, музицирования;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности  у детей.

Оформление: предметы быта и  прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетеные кружева, деревянные расписные и  гончарные изделия, русские народные игрушки, глиняные свистульки.

Ведущая (хозяюшка) в русском  костюме обращается к детям.

Ход занятия

Вед. Здравствуйте, дети. Я  рад встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла  на работу, меня вдруг как будто  подхватил ветер, и я отправилась  в необыкновенное путешествие. А  вы любите путешествовать? На чем?

Дети: На машине, самолете, пароходе.

Вед. Да, путешествовать можно  по-разному. А я вас приглашаю  в необычное путешествие: путешествие  во времени. А помогут нам наше воображение, смекалка, фантазия и знания. Давайте встанем друг за другом, и представим, что мы все едем в поезде. Этот поезд не простой  – волшебный.

(Под звуки поезда дети  изображают его движение)

Вед. Ребята, наш поезд  перенес нас в удивительное прошлое, в те времена, когда в избах  готовили вкусные блины прямо  в печке, пряли пряжу на веретене, развлекали гостей игрой на ложках.

Ой, посмотрите, что мы видим? Это же русская изба. А кто же в ней живет?

Хозяюшка. Здравствуйте гости  дорогие! Добро пожаловать!

Вед. Ребята, давайте споем  хозяйке нашу песенку про гостей.

(“Игра в гости”)

Хозяюшка. Проходите гости  дорогие, усаживайтесь поудобнее. Нравится вам моя изба?

 

Здесь и ложки расписные,

Занавески кружевные,

Тут стоит веретено

Здесь уютно и тепло.

 

В старые добрые времена  был такой традиций у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, “от скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.

Весело было! А чтобы  работа у них спорилась – песню  затягивали, да пританцовывали.

И сегодня вы собрались  в моей горнице, мы и с песней русской  народной познакомимся и потанцуем.

Вед. Ребята, давайте разучим  с вами веселую русскую народную песню “Как у наших у ворот”. Я спою, а вы послушайте внимательно. (Учитель поет песню)

Понравилась вам песня?

Как вы думаете эта песня  веселая или грустная?

(Разучивание песни)

Хозяюшка. Ребятки, вы, наверное, засиделись. Наши деревенские мальчишки  и девчонки очень любят играть в игру “Арина”. Так вы ее тоже знаете?! Давайте поиграем!

Песню вы, ребята хорошо спели. А в старые добрые времена пели, да еще и хороводы водили.

Сегодня мы будем водить хоровод. “Что ж тут сложного, –  подумаете вы, – да это же для  самых маленьких – ходить по кругу”. А вы знаете, что такое хоровод?

Дети. (Ответ детей).

Хозяюшка. Водить хоровод  – это не просто ходить кругами  под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в себя всех. Хороводные движения бывают простыми и сложными.

(Приглашает детей в  круг, предлагает выполнять движения  вместе с ней).

Давайте, ребята все встанем  и попробуем, взявшись за руки, плавно походить сначала в одну сторону, затем в другую. И это уже  хоровод.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства