Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат
Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1. Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств, которая включает я себя обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий (таблица 1).
Таблица 1. - Условия и средства эстетического воспитания
Средства эстетического воспитания | |||
Развивающая среда |
Природа |
Искусство |
Художественная деятельность |
Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей значимости вряд ли может сравнится с другими. Если обстановка эстетична, красива. Если ребенок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать у него не приятие. Детали эстетики быта: - Обстановка - Красота отношений между людьми - Внешний вид человека |
Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты разнообразие красок, форм звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средство она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной. |
(Музыка, изобразительное
искусство) Мир музыки |
Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Деятельность связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность. В художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактории творческий. Оба они необходимы взаимосвязаны – ребенок не может творить не научившись воспроизводить |
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Значительный смысл при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей. А также к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].
Методы эстетического воспитания различны. Они зависят от таких условий, как объем и качеств художественной информации, формы организации и виды деятельности, возрасты ребенка. Важную роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога [20; 34].
По многим источникам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения) ребенок получает эстетическую информацию. Для этого важным методом является целостное восприятие сюжета картины, сказке, музыкально-образное построение фортепьянной пьесы. Чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные, это зависит от того кск получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы),.
Осуществление литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].
В зависимости от форм организации деятельности меняются методы. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.
На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Обучение носит довольно прямой характер. [42; 111].
От возраста детей зависит также существо методов эстетического воспитания. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача , которая проявляется посильным, но активным «преобразованием» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д.
На практике применяются методы планирования своей деятельности и реализации замысла, формирования наблюдательности, самостоятельных действий,. Методы усложняются взависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей [16; 51].
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
Для усиливания воспитывающего и развивающего характера обучения, надо применять методы воспитания (убеждения, приучения). А также методы обучения,которые развивают самостоятельность, инициативу, творчество.
В нынешней педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, которые предусматривают необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Чтобы обучение носило развивающий характер, воспитатель должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.
К числу таких способов относятся:
Как организационная форма обучения занятия дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Это относится не только к музыке, к рисовании, к поэзии, но и о занятиях по развитию речи, и т. д.
При разучивании произведений или решении художественных задач надо применять способы, которые позволяют целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей. А также их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.
В нынешней педагогической практике широко применяются творческие задания,которые являются наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Воспитатель развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. А также вызывает у ребят желание импровизировать попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. [7; 18].
Для художественной деятельности детей яажным условием являются их самостоятельные действия. Они находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием. Для воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства различают два вида приемов.
Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения. А также к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.
Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю [9; 11].
Эстетическое воспитание
предусматривает специальные
Методические приемы (поскольку
они относятся к области
Для содержания эстетического воспитания не менее важной стороной средствами искусства является его направленность на личностное формирование дошкольников и охватывает следующие стороны этого развития:
1. эстетические потребности
в области искусства, в
2. развитие у учащихся художественных восприятий;
3. овладение знаниями, связанными
с пониманием искусства и
Люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы в художественных произведениях различных видов искусства. [13; 25]. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание охватывает изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства – музыке, изобразительному искусству. Основной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].
В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.
Широкое и многостороннее воздействие на человека оказывает искусство. Художник, который создает свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, побеждает, гибнет, радуется и страдает.
Каждое произведение вызывает наше ответное чувство.
На различных стадиях
его развития жизненный опыт ребенка
настолько ограничен, что дети не
скоро научаются выделять из общей
массы собственно эстетические явления.
воспитать у ребенка
Духовно богатым или эстетически развитым встреча с явлением искусства ребенка сразу не делает, но опыт эстетического переживания помнится долго. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни [20; 23].
Различают такие виды искусства, как литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие.