Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое_воспитание.docx

— 170.05 Кб (Скачать файл)

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств, которая включает я себя обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

Названные группы задач дадут  положительный результат лишь при  условии их тесной взаимосвязи в  процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий (таблица 1).

Таблица 1. - Условия и средства эстетического воспитания

Средства эстетического  воспитания

Развивающая среда

Природа

Искусство

Художественная деятельность

Она оказывает на ребенка  воздействие, которое по своей значимости вряд ли может сравнится с другими. Если обстановка эстетична, красива. Если ребенок видит красивые взаимоотношения  между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать у него не приятие. Детали эстетики быта:

- Обстановка

- Красота отношений между  людьми

- Внешний вид человека

Именно в ней можно  увидеть гармонию – основу красоты  разнообразие красок, форм звуков, в  их сочетании. Сама по себе природа  это условие для всестороннего  воспитания и развития ребенка. Средство она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной.

(Музыка, изобразительное  искусство) Мир музыки особенно  привлекателен для ребенка. Вне  всякого сомнения это самый  первый вид искусства на который  реагирует ребенок. Влияние музыки  на эмоциональную сферу личностно бесспорно поэтому детей необходимо познакомить с лучшими образцами народной и классической музыки

Воспитание ребенка в  деятельности – одна из закономерностей  воспитания. Деятельность связанная  непосредственно с видами искусства  – художественная деятельность. В  художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактории творческий. Оба они необходимы взаимосвязаны – ребенок не может творить не научившись воспроизводить


Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально  и избирательно. В основе его лежит  эмоциональный отклик на прекрасное. Значительный смысл при этом имеют  личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

В основе методики эстетического  воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию художественных ценностей. А также к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Методы эстетического  воспитания различны. Они зависят от таких условий, как объем и качеств художественной информации, формы организации и виды деятельности, возрасты ребенка. Важную роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога [20; 34].

По многим источникам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения) ребенок получает эстетическую информацию. Для этого важным методом является целостное восприятие сюжета картины, сказке, музыкально-образное построение фортепьянной пьесы. Чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. Методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные, это зависит от того кск получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы),.

Осуществление литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

В зависимости от форм организации деятельности меняются методы. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.

На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим  им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные  детали. Обучение носит довольно прямой характер. [42; 111].

От возраста детей зависит также существо методов эстетического воспитания. Приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача , которая проявляется посильным, но активным «преобразованием» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д.

На практике применяются методы планирования своей деятельности и реализации замысла, формирования наблюдательности, самостоятельных действий,. Методы усложняются взависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей [16; 51].

Педагогическая наука  и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, которые способствуют формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [44; 110].
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

Для усиливания воспитывающего и развивающего характера обучения, надо применять методы воспитания (убеждения, приучения). А также методы обучения,которые  развивают самостоятельность, инициативу, творчество.

В нынешней педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, которые предусматривают необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Чтобы обучение носило развивающий  характер, воспитатель должен применять  обобщенные способы действий, которые  являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

    • восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе), способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях;
    • способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания;
    • способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям ;
    • способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Как организационная форма  обучения занятия дают возможность  планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса  и заинтересованного отношения  ребенка к материалу и самому учебному процессу. Это относится  не только к музыке, к рисовании,  к поэзии, но и о занятиях по развитию речи, и т. д.

При разучивании произведений или решении художественных задач надо применять способы, которые позволяют целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей. А также их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

В нынешней педагогической практике широко применяются творческие задания,которые являются наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Воспитатель развивает инициативу детей придумывание своих загадок, рифм, поиск синонимов. А также вызывает у ребят желание импровизировать попевки, находить оригинальные движения в игре, создавать новые композиции в танце. [7; 18].

Для художественной деятельности детей яажным условием являются их самостоятельные действия. Они находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием. Для воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства  различают два вида приемов.

Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения. А также к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю [9; 11].

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных  звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический  слух, художественный вкус и т. д.

Методические приемы (поскольку  они относятся к области художественного; воспитания) должны предусматривать  сочетание эмоционального начала, осознания  учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных  действий. Эта работа начинается в  раннем детстве и последовательно  углубляется по возрастным ступеням [24; 12]. В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования [26; 21].

1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания

дошкольников

 

Для содержания эстетического воспитания не менее важной стороной средствами искусства является его направленность на личностное формирование дошкольников и охватывает следующие стороны этого развития:

1. эстетические потребности  в области искусства, в постижении  художественных ценностей общества;

2. развитие у учащихся  художественных восприятий;

3. овладение знаниями, связанными  с пониманием искусства и умением  выражать свои суждения, взгляды  по вопросам художественного отражения действительности;

Люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы в художественных произведениях различных видов искусства. [13; 25]. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание охватывает изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства – музыке, изобразительному искусству. Основной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

В процессе общения ребенка  с явлениями искусства, накапливается  масса разнообразных, в том числе  и эстетических, впечатлений.

Широкое и многостороннее воздействие на человека оказывает искусство. Художник, который создает свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Каждое произведение вызывает наше ответное чувство.

На различных стадиях  его развития жизненный опыт ребенка  настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей  массы собственно эстетические явления. воспитать у ребенка способность  наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а  затем и идеала является задача педагога.

Духовно богатым или эстетически развитым встреча с явлением искусства ребенка сразу не делает, но опыт эстетического переживания помнится долго. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни [20; 23].

Различают такие виды искусства, как литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства