Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат
Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1. Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43
Но вот круг разомкнулся, внутри него образовался второй, поменьше. И кружатся они в разные стороны. Вот из двух кругов уже образовалась колонна, превратилась в две цепочки, а цепочки то сплетутся, то расплетутся. Привычного круга уже нет–но это тоже хоровод.
Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, будто переливающиеся, и скорые, плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить – то внезапно повернуться, то проскочить в “воротики”.
Итак, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводные песни превращаются в целые сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне. И сейчас мы с вами попробуем завести хоровод под песню “Как у наших у ворот”.
Дети стоят в общем кругу, разбившись на тройки.
На запев идут, взявшись тройками за руки, образуя маленькие кружочки.
С концом фразы первый и третий ребенок разрывают руки, и “тройки” разворачиваются лицом в общий круг. Одновременно первый и второй ребенок образуют “воротики”, подняв сцепленные руки.
На припев третий идет в “воротики”, проводя в них и второго, с которым тут же образует вторые “воротики”.
Первый ребенок проходит во вторые “воротики”, ведя за собой второго.
На второй запев дети двигаются в общем кругу, взявшись за руки.
На припев движения повторяются.
На четвертый куплет мальчики идут в центр круга, начинается перепляс.
С концом пятого куплета мальчики возвращаются на свои места.
На шестой и седьмой куплеты повторяются движения первых двух куплетов.
Вед. Засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора нам возвращаться в настоящее время. А хозяюшке скажем спасибо за угощение и за теплый прием.
Хозяюшка. В добрый путь! Заходите на мой огонек еще раз.
(Вед. с детьми уезжают на “поезде” в “настоящее” время).
Вед. Ребята, понравилось вам в гостях?
Какую песню мы с вами выучили?
Что нового узнали? [4; 8].
Занятие №3
"Путешествие во времена года. Весна"
Цель:
закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения;
развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;
закреплять навыки работы с гуашью;
Учить использовать в речи
сложноподчиненные предложения, ориентироваться
на окончание слов при согласовании
существительных и
активизировать словарный
запас, упражнять в подборе
развивать внимание;
упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;
уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;
закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;
воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.
Предварительная работа:
1) наблюдение примет наступающей весны в природе;
2) дидактические игры “Телефон”, “Запомни, назови” на закрепление названий ранних весенних цветов;
3) игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц).
Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.
Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.
- Здравствуйте, ребята! Я
рада встрече с вами! Мне очень
нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то
след! Но вот я никак не пойму,
кто же его оставил?
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
- Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю полянку.
Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.
- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.
- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)
- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)
- Что за чудеса происходят весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы)
- Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)
- Отгадайте: из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
- Какие еще весенние цветы вы знаете?
Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы – карточки выкладываются на “поляну”.
Как называется этот цветок?
- Подсчитайте, сколько весенних цветов на поляне?
- Сколько на проталинке подснежников?
- Подснежников много, потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.
- Дети, кто весну на крыльях приносит? (Птицы)
- Как называются эти птицы? (Перелетные)
- Почему их называют перелетными?
- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)
Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.
- Давайте поиграем, становитесь
в круг. Если я назову перелетную
птицу – “летите” и “машите
крыльями”. Если назову
Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.
- Молодцы, хорошо знаете птиц. Садитесь на стулья.
- Собрались все птицы
на полянке и не разобрать
– где перелетные, где зимующие.
Давайте их разделим. На одну
полянку нужно поместить
Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 3-5 ребенка.
Пока дети выполняют задание, показывается репродукция картины Левитана «Март».
- Что изображено на этой картине?
Кто ее написал?
Какие картины вы еще знаете где изображена весна?
Ответы: «Весна. Большая вода» Левитана, «Грачи прилетели» Сурикова и т. д.
(Проверить задание на мольбертах).
- Сколько зимующих птиц?
- Сколько перелетных?
- Каких птиц больше?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)
Дети сидят на стульчиках.
- Весна – время удивительных
перемен: природа пробуждается, все
вокруг становится светлым,
Физкультурная минутка “Пчела”.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелек.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками.
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками. Роняют ладони на стол.
- Молодцы, ребята! Мы сегодня
с вами нарисуем картину о
весне. А помогут нам в этом
краски, в которых спрятаны и
солнышко, и ручеек, и голубое
небо… Мы должны их освободить.
Кого можно освободить из
Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.
Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).
- Чем мы нарисовали нашу картину? (Дети перечисляют)
Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель). – Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?
- Какая музыка по характеру?
- Как музыка рассказывает о природе?
Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.
Я, Весна – красна!
Бужу землю ото сна.
Набухайте на веточках почки,
Распускайтесь неслышно листочки.
Снег, побыстрей в ручейки превращайся,
Травка-муравка, вставай, поднимайся!
- Дети, вы сегодня дружно,
хорошо работали, старались. Ребята,
приглашайте гостью на
Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.
Идет Матушка – Весна,
Открывайте ворота,
Первый март пришел –
Всех детей привел,
А за ним и апрель –
Отвори окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй.
Дети уходят в группу
[12; 80].
На этом работа на формирующем этапе эксперимента была закончена и мы приступили к заключительной диагностике в ходе контрольного эксперимента.
В данном исследовании обнаружена
роль искусства, как основы способствующей
эмоционально-эстетическому
Искусство развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших функций.
Исходя из, вышесказанного можно
сделать вывод о том, что цель,
поставленная в начале исследовательской
работы достигнута, а гипотетическое
положение о том, что эстетическое
воспитание детей 3-4 лет дошкольного
возраста будет эффективно, если педагогический
процесс строится с учётом имеющегося
эстетического опыта
В ходе исследовательской
работы нами была изучена научная
сущность эстетического воспитания.
Были определены психолого-педагогические
основы содержания эстетических представлений.
Была рассмотрена классификация
методов и приемов
В процессе опытно-экспериментальной
работы были выявлены особенности эстетического
развития у детей контрольной
и экспериментальной групп, а
также подобрана серия
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.
Что же касается распределения
по уровням то в экспериментальной
группе трое детей переместились
на высокий уровень, пятеро детей
с низкого на средний ребенок
улучшил свои результаты до высокого
уровня. Двое детей остались по-прежнему
на высоком уровне, но у них произошли
изменения в результатах