Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:23, курсовая работа
●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить методику обучения, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к искусству гобелена;
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Педагоги и психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
Искусство гобелена как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28
Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
Методика ознакомления детей с искусством гобелена в дошкольном учреждении……………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..…51
Литература………………………………………………………………
Эстетическое воспитание средствами гобелена
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Глава II. Экспериментальная
работа по эстетическому воспитанию
дошкольников в процессе приобщения к
искусству гобелена…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Эстетическое воспитание является важным составным компонентом процесса формирования личности ребёнка. Оно способствует всестороннему развитию человека, воспитанию у него художественных вкусов, даёт ему высокие человеческие радости, делает его жизнь многогранной и богатой. Эстетическое восприятие произведений всех видов искусства в равной мере помогает ребёнку осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество при создании образа художественной вещи.
За последние годы заметно усилился интерес к использованию в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста видов декоративно-прикладного искусства.
Очень важно использовать огромный потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно- эстетической подготовке подрастающего поколения.
Виды декоративно-прикладного искусства в национальной культуре страны занимает особое место. Они отражает самобытность, его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевают лучшие черты народного характера.
Педагогический аспект проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста глубоко разработан в трудах Г.Г.Григорьевой, Т.С.Комаровой, З.А.Богатеевой, Т.Я.Шпикаловой, В.Б.Косминской, Н.Б.Халезовой и др. Теоретические основы народного искусства обосновали Н.Я. Богуславская, П.Г.Богатырёва, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.Н.Некрасова, А.Б. Салтыков. Известные исследователи народного декоративного искусства неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Особый научно - методический интерес представляют работы ученых педагогов Дагестана М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Э.А. Рамазановой, П.Н.Магомедовой, Г.К.Гамзатовой, Н.М. Раджабова, и многих других.
Каждый народ интуитивно исторически стремился выразить в художественной форме, достаточно легко воспринимаемыми изобразительными средствами своё понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративно- прикладного искусства, а именно произведения искусства гобелена, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту художественной культуры, помогают усвоить позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.
То, что искусство гобелена обращено, прежде всего, к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально - чувственную сферы восприятия, плодотворно используются в системе художественного и эстетического образования.
Являясь древней и наиболее распространённым видом декоративно- прикладного искусства, гобелен очень близок и доступен дошкольникам для восприятия и отображения своего творчества в деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизводить увиденное.
Данная работа является попыткой изучения и познания видов декоративно-прикладного искусства, а именно гобелена, с его богатой орнаментикой, с композиционно ритмическим построением, как эффективного средства эстетического воспитания.
Полученные и усвоенные знания и практические навыки несомненно, обогатят интеллектуальный и эстетический потенциал детей дошкольного возраста, дадут толчок к самостоятельному творчеству, правильному восприятию художественных объектов, развитию эстетического вкуса и эстетической воспитанности.
При проведении
таких занятий создаются
Состояние теоретической неразработанности данной темы обусловили актуальность эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства гобелена.
●Объектом исследования: выступает процесс эстетического воспитания дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена.
●Предметом исследования: формы и методы, способствующие эстетическому воспитанию средствами искусства гобелена.
●Гипотезой исследования: эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена будет наиболее эффективным если:
- искусство гобелена рассматривать как важный компонент эстетического воспитания дошкольников;
- ввести в содержание обучающего процесса виды декоративно-прикладного искусства, а именно искусство гобелена;
- изучать искусство гобелена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
●Методы исследования:
- изучение искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, выявление и обобщение передового опыта по изучению искусства гобелена в дошкольных учреждениях;
- экспериментальный опрос, анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста.
●Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость изучения декоративно-прикладного искусства (на примере искусства гобелена) как эффективное средство эстетического воспитания дошкольников.
●Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данного исследования в развитии эстетического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях в ДОУ. В развитии творческих способностей детей и привитии любви к произведениям декоративно- прикладного искусства, а именно искусства гобелена.
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена
1.1.Педагоги и психологи о эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни, искусстве. Большое внимание в русской педагогике уделялось месту эстетического воспитания в общей системе воспитания детей. Такие известные авторитеты педагогической науки, как К.Д.Ушинский, В.Я.Стоютин, П.Ф.Каптеров и многие другие, считали, что начинать эстетическое воспитание следует с развития «внешних чувств». Основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми дисциплин не только «художественных», но и естественнонаучных.
Позднее теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах представители классической эстетики (В.К.Скатерщиков, М.С.Каган, Ю.Б.Борев), а также прогрессивные, отечественные педагоги, психологи, искусствоведы - Д.С.Лихачёв, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и другие. Они утверждали, что источник прекрасного находится не в божественном откровении и не в свойствах психики человека, а в реальной действительности человека.
Специально исследованием проблем эстетического воспитания занимались в последние десятилетия такие учёные как А.И.Буров, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачёв и другие. Они достаточно аргументировано обосновали задачи и содержание эстетического воспитания.
Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем его всесторонне.
Эстетическая культура это материализация способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты». Соответственно под художественной культурой мы будем иметь в виду целенаправленную формируемую обществом потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей искусства.
Нельзя не отметить присутствие в эстетической и художественной культуре процесс освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое преобразование, тем более - создание художественных ценностей. Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования, как известно, характерная черта любой человеческой деятельности. Поэтому и эстетическую культуру следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир «по законам красоты». Подобное понимание отвечает требованиям педагогической теории и последовательности обучения и воспитания подрастающего поколения во всей системе образования в нашей стране.
Эстетическое воспитание ведь не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания органически подчиняется выработка в нём способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности. Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения и воспитания, так и эстетического воспитания. Большая трудность в процессе воспитания состоит в том, чтобы формируемые в художественном и эстетическом воспитании свойства и качества личности стали не только и не столько достоянием сознания индивида, но, прежде всего, воплотилось в его активную жизненную позицию, в деятельность по преобразованию мира. [55]
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Он входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, с живописью и скульптурой, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра, мультфильмами и т.д. эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её стонами.
Полноценное умственное
и физическое развитие, моральная
чистота и активное отношение
к жизни и искусству
Информация о работе Эстетическое воспитание средствами гобелена