Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:23, курсовая работа
●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить методику обучения, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к искусству гобелена;
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Педагоги и психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
Искусство гобелена как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28
Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
Методика ознакомления детей с искусством гобелена в дошкольном учреждении……………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..…51
Литература………………………………………………………………
Пройдя некоторое время, ножницы пришли в неизвестный город. Там они встретили маленького человечка и спросили у него: «Глубокоуважаемый господин! Мы оказались в вашем городе при очень странных обстоятельствах, то есть по водопаду, который тут же исчез. Не могли бы вы помочь нам вернуться обратно».
«Достопочтенный незнакомец, - ответил человечек, - не в моих силах вернуть вас обратно, ведь я всего лишь простой гражданин этого прекрасного города. Но на самом конце улицы в зелёном доме живёт волшебник Гарамбук. Он наверняка сумеет помочь вам».
Ножницы поблагодарили человека, и пошли по направлению к зелёному домику. Подойдя, они увидели, что вокруг дома располагается сад с высокими плодовыми деревьями и цветник с необыкновенными цветами, вокруг которых летают пчёлы, а сам дом зелёный, с ярко-жёлтой крышей, дверь в домике круглая, выкрашенная. В зелёный цвет, а над ней висит маленький золотой колокольчик.
Ножницы дёрнули за шнурок, и колокольчик мелодично звякнул. Через минуту дверь открылась, и на пороге показался старик в длинном сером плаще, в высокой чёрной треугольной шляпе и с белой бородой. Это и был волшебник Гарамбук. Он пригласил ножницы в уютную зелёную гостиную. Ножницы рассказали Гарамбуку всю свою историю и попросили у него помощи.
Гарамбук призадумался: «Я должен поискать ответ в своей волшебной книге, - сказал Гарамбук, — и, может быть, с её помощью я смогу вернуть вас обратно». С этими словами он встал, подошёл к старинному шкафу и достал из него толстую книгу. Такой огромной книги ножницы ещё никогда не видели. Гарамбук положил книгу на стол и начал аккуратно перелистывать её.
В доме царила тишина, только за окном было слышно гудение пчёл и шелест деревьев. Через некоторое время Гарамбук воскликнул: «Нашёл! Для того, чтобы попасть домой, вы должны исполнить три желания живых существ. После этого вы вернётесь домой».
Ножницы поблагодарили Гарамбука и решили незамедлительно отправиться в дорогу, чтобы поскорее исполнить задание. На прощание волшебник сказал им: «Знайте, в том, что вы попали в нашу страну, есть особое назначение. Ваше волшебное путешествие было предусмотрено советом добрых магов. Больше ничего я не могу вам сказать, остальное вы узнаете сами».
Ножницы вышли из дома Гарамбука и отправились по дорожке, ведущей в лес. Так прошли они целый день, не встретив на своём пути не единого живого существа.
Наступил вечер, стали сгущаться сумерки, лес окутал мрак, дорога исчезла из видимости. Где-то вдали заухали совы. Ножницам стало страшно, и они уселись под сосной. Хвойный аромат быстро успокоил их, но вместе со спокойствием пришёл и голод. Вскоре взошла луна, лес осветился её мягким сиянием, дорога снова показалась между деревьев, и ножницы решили продолжить путешествие.
Они шли и шли, сосны сменились дубами и клёнами, и вдруг ножницы заметили влево от дороги, за клёнами, огонёк. Они свернули с дороги и пошли в сторону огонька по расчищенной дорожке. Пройдя немного, они пришли к домику пастуха. Ножницы постучались и попросились на ночлег. Пастух впустил и накормил ножницы.
За ужином ножницы рассказали пастуху свою историю и спросили, нет ли у него какого-либо желания. Пастух ответил: «Сейчас у меня только одно желание. Лето в этом году необычайно жаркое. От жары мучаются все, а особенно мои бедные овечки. У них слишком густая шерсть. И если бы можно было избавить их от лишней шерсти, то им было бы намного легче».
Ножницы ответили: «Мы можем постричь овечек, и тогда они избавятся от лишней шерсти, а одно желание будет исполнено». Пастух обрадовался и поблагодарил ножницы.
На другое утро, позавтракав, они принялись за работу. Уже к полудню все овечки были пострижены и весело резвились на лужайке перед домом. Остриженную шерсть пастух собрал и отдал своей жене, чтобы она сделала из неё подушки, одеяла, нитки и многие другие вещи. Пастух и не знал, как отблагодарить ножницы, но они сказали: «Спасибо, но нам ничего не нужно. Мы хотим вернуться домой, а для этого нам нужно исполнить ещё два желания. Мы решили отправиться в путь, и просим вас указать нам дорогу, ведущую в какую-нибудь деревню».
Пастух ответил: «Мы благодарим вас за оказанную помощь, и обещаем благодарность наших потомков. Отдохните сегодня в нашем доме, восстановите свои силы, а завтра отправляйтесь в дорогу. Путь вам предстоит долгий. Завтра утром я предоставлю вам карту местности с обозначенной на ней дорогой в ближайшую деревню. Но деревня эта находится в двух днях пути отсюда. Мы снабдим вас провизией на дорогу». Ножницы согласились остаться до следующего утра и провели день в обществе пастуха и его жены.
Когда на другое утро ножницы проснулись, то увидели, что еда для них уже сложена в мешки, а пастух стоит у двери с картой в руках. Ножницы позавтракали, поблагодарили жену пастуха и вышли в путь. Пастух решил проводить ножницы до дороги, ведущей в деревню. Дойдя до неё, ножницы сказали: «Мы благодарим нас за гостеприимство, за тёплый прием, оказанный в нашем доме. Мы никогда не забудем вашей доброты. Да не угаснет никогда ваш очаг и пусть всегда ваши лица будут одарены светом ваших улыбок, а в вашем доме будет царить мир и веселье». Пастух ответил: «Счастливого пути, чужестранцы. Да сопутствует вам удача!» С этими словами они распрощались, и ножницы пошли по дороге, ведущей в лес.
В лесу было прохладно, солнышко светило через листву, но ножницам и ночью было уже нечего бояться, потому что с ними был фонарик, подаренный пастухом. День прошёл без приключений, наступила ночь, ножницы зажгли фонарик, сели под большую сосну, поужинали и уснули. А наутро проснулись от яркого сияния солнца. Птички щебетали в ветках деревьев, а трава ещё блестела от росы. Ножницы позавтракали, умылись в роднике, протекавшем возле сосны, и отправились дальше.
В полдень они вышли на опушку леса и собрались было остановиться передохнуть, как вдруг услышали жалобный крик. Поспешив на него, они увидели огромного орла, попавшего в силок. Ножницы подбежали к нему и расстригли верёвки. Орёл выбрался на свободу и сказал: «Благодарю вас, путник! Вы спасли мою свободу и жизнь. Чем могу я отблагодарить вас за бесценную помощь?»
Ножницы рассказали орлу о том, как они попали в эту страну, о задании, и о пастухе, которому они помогли. Орёл сказал: «Я могу помочь вам. Я перенесу вас к деревне. Вам нужно идти ещё долго, а я пролечу это расстояние за пару часов. Вы выполнили моё желание, спасли меня. Значит, остаётся ещё одно. Так летим же скорее!» Ножницы сели на спину орла, и птица взлетела высоко над лесом.
Они летели так быстро, что только ветер свистел в ушах. Через пару часов вдали показалась деревня. Орёл опустил ножницы у последнего поворота дороги и скапал: «Дальше я лететь не могу. Люди из деревни могут подумать, что я хочу утащить их овец, и по-своему они правы. Многие орлы так и поступают, но я, предводитель благородного семейства орлов - никогда. Я был счастлив помочь вам. Когда-то, много лет назад, мне было предсказано, что я попаду в беду, и меня спасёт чужестранец, который принесёт в нашу страну процветание. И часть этого предсказания уже сбылась. В этой деревне вы довершите своё путешествие, так было предначертано. Идите в деревню, и пусть счастье и удача станут вашими постоянными спутниками. Счастливого пути, и пусть в конце вас встретит родное гнездо!» С этими словами повелитель орлов взмыл ввысь.
Ножницы посмотрели ему вслед, а когда он скрылся за горизонтом, отправились в деревню. Когда они подошли к окраине, то увидели возле красного домика четырёх человек, разложивших на земле ткань. В руках у них были ножи. Они наклонились над тканью и о чём-то оживлённо спорили. Ножницы подошли к ним и спросили, о чём они спорят. Один человек ответил: «Мы - портные. На горе себе и своей семье избрали мы эту профессию. Шьём мы прекрасно, но... Ткани стоят не мало, а при раскройке нож не может разрезать ткань с точностью по выкройке, и мы теряем много ткани. Сейчас к нам поступил заказ от короля. Ткань для королевской одежды самая дорогая, а фасоны самые трудные. Мы всё перекраиваем и перекраиваем, а ткань всё уходит и уходит. Король платит нам только за готовые вещи, а за испорченные ткани мы платим сами. Уже в десятый раз мы кроим платье для королевы, и всё никак не получается. О горе нам! Так разоримся мы, и разорим наши семьи».
Ножницы с удивлением выслушали портного и сказали: «А разве в вашей стране портные не пользуются ножницами при раскрое?» Портные с изумлением переглянулись и спросили: «Ножницами? А что это такое?» «Ножницы - это мы. Мы расстригаем предметы, в том числе и ткани. И наши портные не теряют материалы и не терпят убытки. Если хотите, мы можем помочь вам раскроить одежду для королевской семьи».
Портные с радостью приняли предложение ножниц, и уже через пару часов все раскройки были сделаны без ущерба для портных. После этого портные поблагодарили ножницы и сказали: «До того, как вы появились, мы терпели убытки, но теперь мы видим, каким лёгким и приятным может быть наш труд. Но вы уйдёте, и всё пойдёт по-старому. Мы просим вас помочь нам. Да и не только нам, но и всей стране. Все люди в нашем государстве испытывают неудобства из-за того, что всё приходится разрезать ножом. Только вы можете помочь нам. Если наш кузнец посмотрит, как вы устроены, то и он сможет создать ножницы для всех людей. Пожалуйста, не откажитесь пойти с нами к нему». Хотя все три желания уже были исполнены, ножницы согласились, потому что очень хотели помочь жителям этой красивой страны. Они пошли с портными к кузнецу, и уже через полчаса он изготовил первые в этой стране ножницы.
Когда ножницы были готовы, дверь в кузнице с шумом распахнулась, и в кузницу вошёл волшебник Гарамбук. Он поздоровался и сказал: Вы принесли процветание в эту страну, исполнили предсказание совета магов. Когда-то, несколько веков назад, эта страна славилась своими портными, ткачами и ковровщицами. Люди загордились, стали приписывать успех только собственным заслугам, забыв при этом, что если бы не такие предметы, как ножницы и иголки, созданные для них волшебником Креоном, они бы ничего не смогли сделать. В ослеплении своей гордыни они перестали уважать Креона. Креон удалился из этой страны и в наказание отобрал у людей ножницы и память о том, как они изготовляются. Люди уже больше ничего не могли сделать сами и стали просить мага, чтобы он вернулся. Но Креон был оскорблён и ответил им отказом. Только совету мудрых волшебников он сказал, что через несколько сотен лет, когда эти искусства в стране окажутся совсем в бедственном положении, в страну вернутся ножницы, а следом за ними и он сам». Не успел Гарамбук произнести эти слова, как перед дверями кузницы остановилась карета, запряженная шестёркой белоснежных лошадей, и из неё вышел человек в коричневом плаще, с длинной бородой. Это и был волшебник Креон. Он подошёл к стоявшим в кузнице людям и сказал: «С этого часа в страну возвращается процветание и благополучие. Истёк срок наказания за непомерную гордыню. А вы, - обратился он к ножницам, - можете вернуться домой. Ваше путешествие окончено». Ножницы обрадовались и поблагодарили Креона. Потом они распрощались с портными и Гарамбуком. После этого Креон вышел во двор и трижды просвистел.
Через минуту послышалось хлопанье крыльев, и в небе показался предводитель орлов. Подлетев к Креону, он сказал: «С возвращением, великий маг. Много веков прошло с тех пор, как мы виделись в последний раз». Креон ответил: «Приветствую тебя, повитель орлов. Твоя быстрота известна далеко за пределами страны. Поэтому я прошу тебя помочь нам. Отнеси этого чужестранца, исполнившего предсказание, на его родину». Орёл тут же подхватил ножницы и быстрее ветра понёс их в сторону солнца. И совсем скоро ножницы снова оказались у старого дуба в лесу, и также, как раньше, светило солнце и щебетали птички.
Из 40 человек, охваченных экспериментом (40-100%)
- продемонстрировали знания о видах ДПИ - 36 чел. (90 %).
- продемонстрировали знания об искусстве гобелена - 30 чел. (75%).
- проявили изобразительные способности (умения, навыки) - 28 чел. (70%).
- креативность, творческие способности проявили - 18 чел. (45%).
На контрольном этапе была проведена выставка работ дошкольников, которая наглядно нам показала уровень эстетической воспитанности, творческие способности, креативность.
Заключение
Эстетическое в искусстве требует художественного выражения идеи произведения, а для этого необходимо совершенство исполнения, без которого никакие знания и никакие идеи не могут быть выражены. Мастерство и художественное совершенство - это необходимый элемент прекрасного, без него не возникают эстетическое чувство и эстетическое переживание. Но мастерство существует не само по себе, а как совершенное выражение содержания. А если содержание незначительно и нет в нём художественного открытия и художественной идеи, то выражать нечего.
Анализ творческой деятельности детей, продуктов творчества по их содержанию, использованию изобразительных средств, созданных после проделанной работы на занятиях по приобщению к гобелену показывает, что их можно характеризовать как творческие.
Следует отметить, что в процессе приобщения детей к разным видам декоративно-прикладного искусства на занятиях , в творческой мастерской происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребёнок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
Анализ эскизов показал, что у детей появляются сознательные поиски средств изображения для выражения образа. По эскизам видно, что у детей возникает эстетическое отношение к создаваемым образам, формируется эстетический вкус. Развивается любознательность, интерес (например, описывая бабочку, ребёнок теперь замечает окрас крылышек, может охарактеризовать тональность, найти в причудливом рисунке орнамент и попытаться это соткать). А самое главное он это будет рассказывать с любовью, с лаской. У ребёнка появляется бережное отношение к насекомым, птицам, т.е. ко всему живому на земле.
Информация о работе Эстетическое воспитание средствами гобелена