Эстетическое воспитание средствами гобелена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить методику обучения, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к искусству гобелена;
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Педагоги и психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
Искусство гобелена как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28
Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
Методика ознакомления детей с искусством гобелена в дошкольном учреждении……………………………………………34

Заключение………………………………………………………………..…51

Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание средствами гобелена.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

        Поэтому, следует обратить особое  внимание на образование разнообразных,  глубоких и прочных систем  знаний, на максимальную стимуляцию  самостоятельной деятельности детей,  на формирование устойчивых творческих  интересов, поисков  целеустремленности, настойчивости  в решении творческих задач.

         Возникает большая педагогическая  проблема – поиск таких стимулов  к 

творчеству, которые  рождали бы у детей  подлинное  действенное желание «творить». Работа в музеях, на выставках, в мастерских художников является главным направлением погружения детей   в процесс творческого воображения, в удовлетворении потребностей познать прекрасное.

         Мы  предлагаем  приблизительную   программу  по  ознакомлению  детей  дошкольного  возраста  с  искусством  гобелена. В свою практику мы включаем свою собственную творческую деятельность на занятиях вместе с  детьми  старшего  дошкольного  возраста, т.е. таким образом, показывая не только  продукт деятельности, но и сам процесс творчества:  процесс писания, рисования, лепки, плетения, ткачества и т.д. с тем, чтобы они воочию увидели творческий процесс художника-мастера.

         Такая совместная  деятельность педагога  побуждает  детей  к творческому акту, создается предпосылка для создания творческой мастерской, где они могут реализовать себя, свой креативный потенциал, удовлетворить свои потребности и познать радость прекрасного, сотворенного своими руками.

       Глубокая социальная  сущность заключается в том,  что она создает общественно-необходимые и общественно-полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности и то, что оно является  высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодействии с объективной деятельностью.

        Как сказал Максим Горький: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже , что талант- в сущности его – и есть любовь к делу, к

процессу работы».   Никакие  блага цивилизации не заглушат потребность  в творчестве, удивление перед  возможностью создать нечто самому, своими руками. Никогда не перестанут привлекать людей древние ремесла.

        Мы предлагаем  также  студентам факультета  педагогики и психологии заняться  необычным в наше время, старинным  ремеслом – ручным ткачеством. Подготовленные  студенты  отделения  дошкольной  педагогики  и  психологии  могут  передать  свой  опыт  детям  в  ДОУ.

 Оно не требует сложного  оборудования и специального  сырья.  (Нам достаточна любая  пряжа, даже самые короткие  остатки).    

     Сначала соорудим простую раму для ткачества, обдумаем и нарисуем несложный эскиз небольшого гобелена и начнем ткать. Древние приемы ткачества просты и логичны. Шаг за шагом мы осваиваем их на примере гобелена, и ставим задачу добиться хорошего ткачества, т.к. для этого нужно очень много времени, чем мы не располагаем и терпения, ведь творческие возможности, зависят ни только от способностей ума, но и от определенных черт характера.

        В процессе  ткачества одновременно ведется  рассказ о видах старинных 

шпалер. Это вердюры, аррасы, гобелены, ковры, чем они похоже и чем они

отличаются, о том, что декоративные ворсовые ковры знают все,                                       

старинные шпалеры и современный  гобелен известны меньше,  (это  тоже

ковры, только гладкие) имеющие  сюжет, и  украшающие интерьер.

         Первое занятие  можно   посвятить   подготовке оборудования для  ткачества  гобелена: ( рамку, инструменты,  подобрать  нитки). Для рамки  подготовить  гвозди   длинной  20мм. и диаметром  1мм. Вбить их в верхнюю и нижнюю планки по два ряда, между которыми оставить 10-20 мм. Гвозди расположить в шахматном порядке на расстоянии 10мм. один от другого. Гвозди на верхней и нижней планках вбить один напротив другого,   с наклоном в сторону от рамы.

        Основа и уток – главные  действующие лица в ткачестве.  Роль основы  довольно скромная. Она составляет каркас гобелена  и невидима в готовом изделии,  но без нее гобелен  не  может существовать. Задачи утка  сложнее: уточные нити пересекают  основные нити по горизонтали, именно они создают рисунок гобелена. Поскольку нити основы должны быть прочными, для них берут толстые крученные льняные  или хлопчатобумажные нити, цвет основы не имеет значения, так как она полностью скрывается под уточными нитями.    Прочность же утка  не столь важна. Главное, чтобы нить утка была мягкая, эластичная. Основным материалом в ткачестве ковров и шпалер  всегда была овечья шерсть. Использовали и козью шерсть. Шелк использовали для освещенных и светлых мест рисунка. Чем лучше шерсть, тем изящнее будут выглядеть сами изделия.  Можно в гобеленах использовать и блестящие нити люрекса.  Мы предложили детям использовать нетрадиционный материал, такой как полоски ткани, шнуры, пуговицы, кожу, металлические нити, бисер, кусочки дерева, веточки и так далее. Это благоприятствует развитию творчества.

        Самое важное орудие – ковровая  колотушка, но мы заменим ее  обычной                       

столовой вилкой. Она  нужна для того, чтобы плотнее  прибивать нити утка,                                                         

части ткани. Уточную  нить прокладываем руками.

       На  следующем  занятии мы приступаем  к ткачеству, у нас все   готово. 

Но ведь для этого  нам нужен эскиз будущего гобелена, в котором мы  должны учесть некоторые особенности: мелкие детали рисунка, при отсутствии опыта, соткать трудно, поэтому предлагаем   дошкольникам  остановиться на несложном пейзаже. Готовим эскиз в цвете,  работа довольно сложная, требующая терпения и, конечно же, развитого воображения. Детям   предоставляется возможность выразить в достаточном богатстве свои впечатления об окружающем, свое личное переживание, проявить самостоятельность , нечто оригинальное и новое.  

        Заправленный основной станок  ставим на колени, оперев его  на крышку стола, вставляем снизу полоску картона высотой 5-10см, так чтобы каждая нить оказывалась поочередно то спереди, то позади картонки. Опускаем ее вниз и делаем плетенку, которая закрепляет начало нашего будущего гобелена. Конец нити протягиваем позади нитей основы и привязываем к рамке с права. Плетенку начинаем делать с права налево. Левой рукой слегка натягиваем нить. Указательным  и большим  пальцем правой руки берем нить,  идущего от клубка  правее первой нити основы, и через образовавшуюся   полупетлю   подхватываем  нить плетенки и выводим ее между  первой и второй  нитью  основы.   Первая нить основы оказалась  в петле, получив первую петлю, надеваем ее на указательный и большой палец правой руки, через нее вытягиваем нить плетенки в виде петли в следующий просвет так, чтобы вторая нить основы оказалась также внутри петли. Петлю вокруг каждой нити основы затягиваем, регулируя натяжение пальцами и правой и левой руки.

 Пройдя весь ряд,  пропускаем клубок в последнюю  петлю и затягиваем ее: затем  плетенку опускаем на картон. Обрезаем нить, оставляя конец подлиннее, чтобы привязать его к раме также, как сделали в начале. Плетенка напоминает нам косичку, связанную крючком.

        Далее делим нити основы на  четные и нечетные с помощью  гладкой палочки, которую назовем делительной, сечением 10-20мм.Длина ее должна быть не меньше ширины рамы. Делительной планкой мы   разделили нити основы на два ряда: передний и задний – пара нитей основы между которым образовалось пространство-«зев».       Цветную нить длиной 1-2м. сматываем в моточек способом «баттерфляй»: концом нити охватываем большой палец, а затем восьмеркой-второй палец. Наматываем всю нить вокруг пальцев, перекрещивая посередине, последними витками, а конец нити закрепляем, протянув последним витком. Хитрый моточек разматывается, если тянуть за начало нити. Гобелен начинается и заканчивается концевой частью. Концевую часть ткут теми же нитями, что и сам гобелен. Для концевой части возьмем нить, которая соответствует цвету в эскизе.

        Начинать ткать можно и слева и справа. Прежде всего, научимся прятать концы нитей. Начиная работу с правого края, закладываем конец нити утка в зев, открытый делительной планкой, слева - направо, примерно на три пять нитей основы. Новый уток, если нужно, вводят как продолжение старого. В следующем ряду протягиваем уток в противоположный зев. Для этого левой рукой поднимаем три-четыре нити основы, а правой рукой передаем моточек с утком в левую руку, проводя его с оттянутыми нитями.

       И  так до конца ряда. Мы сделали  прокидку утка в левую сторону. Опускаем нить утка вниз на плетенку и подравниваем. Затем двигаемся в обратную сторону, но теперь уток легко проходит в открытый зев. Моточек передаем из левой руки в правую. Проверяем, правильно ли легла нить утка. Она перекрывает сверху все задние нити основы и прячется за передними нитями. Таким образом , уток переплетается с основой в шахматном порядке. Если обнаружили ошибку, ее необходимо тут же исправить. Прокладывая уток, необходимо следить за тем, чтобы он не затягивался, иначе начнут стягиваться нити основы и, собственно, боковые стороны гобелена. Уток лучше прокладывать дугой, но при этом нельзя оставлять свободные петли нити на лице или изнанке. Натяжение утка должно быть равномерным по всей ширине гобелена. Теперь можно прибить проложенный ряд утка вилкой. Предварительно распределяем уток между нитями основы и слегка подбиваем пальцами вниз, на плетенку, затем вилкой прибиваем нить, начиная с дальнего от мотка конца. Сделаем еще несколько прокидок утка концевой части.                      

        Получившиеся переплетение называется  уточным репсом. Его особенность  в том, что нити утка плотно  прибитые вилкой, полностью скрывают  под собой нити основы. Ткань  получается плотная и эластичная, и позволяет создавать рисунок  любой сложности.

 Боковые стороны  гобелена- кромки – должны быть  плотными, поэтому две- три кромочные  нити обвиваем лишней прокидкой.  Чем тоньше уточная пряжа, тем  чаще требуются такие прокидки.

        Следующее занятие продолжаем  в такой же последовательности; пользуясь приемом ткачества поднимаясь мелкими ступеньками. Ступенчатость линий кажется непривычной, но это ни страшно - в рисунке гобелена создается дополнительный декоративный эффект. В случае, когда уточная нить кончается и надо присоединить к ней следующую, концы утка оставляют на изнанке.

          Постепенно заполняем основу  гобелена цветными нитями утка, замечаем на сколько интересно  и живописно выглядит наш сюжет. 

На одном из занятий  знакомим детей  с  самыми  древними приёмами создания ворса с помощью удлиненных петель. Для этого сделаем полную прокидку  утка полотняным переплетением. Затем вытянем уток петлями там, где он проходит поверх нитей основы в последнем ряду. Высота петель может быть любая. Снова приложим нить, вернем ее обратно, вытянем петли и так далее. При одинаковой прокидке каркасного утка петли пойдут вертикальными рядами, а при полной в шахматном порядке. Кромку зарабатываем обычным репсовым переплетением.

        В заключении сплетем цепочку,  как и в начале работы. Перережем нити основы и представим всем на обозрение произведение искусства.

        Цветовая гармония в гобелене, как и в любом изделии, создается  по- разному.  Самое  простое   и спокойное цветовое сочетание  – соединение оттенков одного  цвета. Такие упражнения проводились на предыдущих занятиях до начала ткачества. Сложнее  создать  гармонию  из родственных  цветов:  желто – красных,  желто – зеленых,  сине – фиолетово – красных,  сине – зеленых.

       Наиболее  активное воздействие оказывает  контрастное сочетание холодных и теплых тонов: желтых и синих, красных и зеленых, фиолетовых и желто – зеленых и так далее.

       Для  ребёнка, соткавшего гобелен своими  руками, пусть не самый значительный  как произведение искусства, но  развивающим его творчество и  служащим украшением его жизни, его души - это  радость  творчества. Этим объясняется известная субъективность нашей оценки объективно существующего в действительности прекрасного, которая всегда имеет место при суждениях о красивом  вообще.

      Очень  красиво сказал  И.В.Гете: «Мир велик, и душе необходимо разнообразить наслаждения так, что и самое незначительное произведение искусства на своем месте всегда будет иметь ценность».            

       

 

2.2.  Методика  ознакомления  детей  с  искусством  гобелена  в  дошкольном  учреждении

 

    Эксперимент   проводился  в  дошкольном  учреждении  № 75 г.  Махачкалы   «Золушка».   В  эксперименте  принимало  участие  40  детей.

  1. -  этап:  констатирующий;
  2. -  этап:  формирующий;
  3. -  этап:  контрольный.

 Из 40 человек, охваченных экспериментом (40-100%)

- продемонстрировали  знания о видах ДПИ - 24 чел. (60 %).

- продемонстрировали  знания об искусстве гобелена - 10 чел. (25%).

- проявили изобразительные  способности (умения, навыки) - 8 чел. (20%).

- креативность, творческие способности не проявил никто.

Формирующий этап

       Была  создана  «творческая  мастерская»,  в  которую  вошли  дети старшего дошкольного возраста.  Конечно,  провести  все занятия,  которые  были  предложены  выше,    довольно  тяжело.  Мы  не  располагаем достаточным количеством времени,  но  некоторые занятия были  проведены.  Эти занятия мы  расписали в своём исследовании.

Информация о работе Эстетическое воспитание средствами гобелена