Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, курсовая работа
Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает проблемы демократической формы правления в современном мире. В настоящее время большинство государств имеют республиканскую форму правления. Наиболее часто к ней приходят молодые и развивающиеся страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда.
Введение …….…………………………………………………………………….3
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников и литературы …………………………………………...…
Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах. Президентское правление установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурасе, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Парагвае, Сальвадоре и Эквадоре. Для государств Латинской Америки свойственны особое понимание роли президента и придание особого значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен в конституциях большинства этих стран.
Основой для большинства латиноамериканских конституций послужила Конституция Соединенных Штатов Америки. Однако политические реалии этих стран настолько несхожи, что выполняются эти конституции по-разному. Это относится в первую очередь к статусу президента. Если в Соединенных Штатах удается поддерживать баланс между законодательной, исполнительной и судебной властью, то в Латинской Америке заметно преобладание исполнительной власти, возглавляемой президентом. Законодательная власть в этих странах очень слаба, и президент имеет достаточно средств для давления на нее.
Однако в последние годы национальные Конгрессы делают некоторые попытки осуществить парламентский контроль за деятельностью правительства.
В частности, такой процесс
имеет место в Бразилии. Однако,
поскольку у Конгресса
Конституции латиноамериканских
стран предусматривают
2.2. Парламентская республика
Британский парламент - один
из старейших парламентов мира. Он
возник в конце XIII в. и с тех
пор продолжает функционировать
без перерывов на протяжении всей
политической истории страны. В последние
два десятилетия в Англии были
проведены серьезные реформы, общий
смысл которых сводился к тому,
чтобы повысить эффективность деятельности
парламента, обеспечить парламентариям
более широкие возможности для
участия в осуществлении
Контроль над правительством
- одна из главных функций палаты
общин. Формально назначение премьер-министра
- прерогатива королевы. Практически
она должна остановить свой выбор
на лице, способном обеспечить поддержку
большинства в палате общин. Обычно
им становится лидер партии, победившей
на парламентских выборах и
Формами парламентского контроля являются: вопросы депутатов министрам, предложения, специальные комитеты.
Существуют устные и письменные вопросы. Депутат, желающий задать вопрос, должен дать палате письменное предварительное уведомление. Число вопросов, которые депутат может задать министру в течение одного заседания, ограничено двумя. Депутат может предложить министру далеко не всякий вопрос. Они не должны касаться конкретных судебных дел, находящихся в процессе рассмотрения. Спикер вправе не принять вопрос депутата, который является "недопустимым". В вопросах нельзя критиковать членов королевской семьи или суд. Министр может отказаться отвечать на вопрос. Всякая попытка получить ответ на вопрос, если на него отказались отвечать, будет отведена спикером. Если министр отказался отвечать на вопрос, то он может быть задан вторично лишь на новой сессии парламента.
Палата общин имеет
комитеты, постоянные и временные. Постоянные
делятся на три вида: комитет всей
палаты, неспециализированные и специализированные.
Контрольные функции
Члены правительства не вправе входить в состав комитетов, но могут присутствовать на их заседаниях, выступать от имени правительства, не участвуя в голосовании. Депутаты палаты общин, не являющиеся членами соответствующего комитета, также вправе присутствовать на его заседаниях, но без права выступления и голосования.
Комитеты могут проводить
расследования и в этих целях
истребовать документы и
Особое место занимает
финансовый контроль. Контроль палаты
общин над расходованием
Парламентская проверка отчетов основывается на докладе специального должностного лица палаты - генерального контролера и ревизора (ControllerandAuditorGeneral), осуществляющего свои полномочия от ее имени. С 1983 г. он назначается правительством на основании резолюции палаты общин, предложенной премьер-министром с одобрения председателя Комитета по публичной отчетности. Генеральный контролер - должностное лицо парламента и несет ответственность перед ним.[552]
При парламенте функционирует
парламентский уполномоченный по делам
администрации (
В компетенцию парламентского
уполномоченного входит расследование
жалоб граждан на действия министерств
и ведомств, которые совершены
ими при осуществлении
Парламентскому
ФРГ и Италия являются парламентскими
республиками. Так, президент ФРГ
избирается коллегией (Федеральным
собранием), в состав которой входят
все депутаты Бундестага и такое
же число депутатов, избранных представительными
органами земель. Он наделен широкими
полномочиями, однако большинство актов
президента требуют контрасигнатуры
главы правительства или
Для организации стабильного
правительства в ФРГ действует
"конструктивный вотум недоверия",
предусмотренный ст. 67 Основного
закона ФРГ 1949 г. Это означает, что
ответственность перед
В Италии отсутствует "конструктивный вотум недоверия". Каждая из палат (Палата депутатов и Сенат) может требовать ухода правительства в отставку. Председатель Совета министров несет ответственность за общую политику, министры коллегиально ответственны за действия правительства и индивидуально - за действия своих ведомств. Резолюции недоверия правительству должны быть подписаны не менее одной десятой членов палаты (ст. ст. 94, 95 Конституции Итальянской Республики 1947 г.). Кроме того, возможно принятие резолюций по определенному вопросу, которые вносятся председателями фракций, 10 депутатами или 8 сенаторами. Многопартийность в парламенте, частые расхождения партий во мнениях приводят к тому, что правительства уходят в отставку, не дожидаясь постановки вопроса о доверии. Только за послевоенные полвека в Италии сменилось более 50 советов министров15.
Итальянский парламент вправе задавать правительству устные и письменные вопросы (примерно два заседания в неделю в палате отводится для устных вопросов).
Со стороны немецкого
парламента также возможны обращения
к правительству (так называемые
большие и малые запросы, вопросы
депутатов). Они наиболее часто используются
в качестве средства парламентского
контроля за правительством. "Большие
запросы", как правило, связаны
с возникшей крупной
Парламенты обеих стран
имеют право создавать комиссии
расследований (следственные комитеты).
Согласно ст. 82 Конституции Италии каждая
палата может проводить расследование
по вопросам, представляющим государственный
интерес. Комиссии формируются пропорционально
соотношению парламентских
Кроме того, здесь функционируют
специальные двухпалатные комиссии,
созданные целевым назначением
на основании Закона от 30 декабря 1991
г. N 410. Наиболее важными являются специальные
комиссии по вопросам борьбы с мафией,
борьбы с политическим терроризмом,
а также комиссии по проверке тюрем
и расследованию конкретных дел,
получивших широкий общественный резонанс.
Комиссии вправе приглашать на свои заседания
работников правоохранительных и судебных
органов, где вырабатываются согласованные
меры по предотвращению тех или иных
негативных явлений, а также меры
по совершенствованию
Обобщая сказанное, необходимо отметить, что парламентский контроль и институт парламентского расследования есть во всех демократических странах, независимо от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство ответственно перед парламентом, поэтому признание его работы неудовлетворительной влечет отставку правительства. В президентских республиках высшие законодательные органы указанных полномочий не имеют, тем не менее благодаря деятельности комитетов парламента, его информационных служб контроль за исполнительной властью в этих странах также является достаточно эффективным.
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика
В ряде государств достаточно эффективно функционируют нетипичные формы правления. В них соединяются черты республики и монархии (Малайзия), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия).
В развитых странах, а иногда и в развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой. По своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии. В смешанных и "гибридных" формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам.