Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:46, курсовая работа
Актуальностью данной курсовой работы является то, что она затрагивает проблемы демократической формы правления в современном мире. В настоящее время большинство государств имеют республиканскую форму правления. Наиболее часто к ней приходят молодые и развивающиеся страны. В современном мире считается, что республика наиболее гуманистическая форма правления, поскольку предполагается, что полномочия любой власти основываются на мандате нарда.
Введение …….…………………………………………………………………….3
1. Общие положения республики как формы правления………………….….. 5
1.1. Понятие и признаки республики…………………………………………….5
1.2. Виды республик…………………………………………………………….6
2. Особенности президентской и парламентской республики…….….12
2.1. Президентская республика……………..……………………………….. 12
2.2. Парламентская республика…..……………………………………………..21
2.3. Смешанная и нетрадиционная республика………………………………. 27
Заключение ………………………………………………………………………34
Список источников и литературы …………………………………………...…
Такие модификации форм обусловлены
несколькими причинами. Во-первых, практика
последних десятилетий
Создание смешанных и
"гибридных" форм улучшает взаимодействие
органов государства. Хотя это происходит
либо за счет уменьшения роли парламента,
либо за счет сокращения полномочий президента,
либо путем установления подчинения
правительства одновременно и парламенту,
и президенту, что создает известную
неопределенность в его положении.
Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются
определенными минусами. Например,
превалирует долговременная тенденция
значительного усиления власти премьер-министра,
который из первого среди равных
превращается, по существу, в хозяина
правительства в условиях парламентарной
формы правления: сам назначает
и смещает министров без
Во-вторых, "чистые" формы
правления имеют недостатки, присущие
форме как таковой. Например, президентская
республика имеет тенденцию к
президентскому авторитаризму. Об этом
отчетливо свидетельствует
В-третьих, возникновение
смешанных, "гибридных" форм связано
с распространением и восприятием
во все большем числе стран
мира общечеловеческих ценностей, влиянием
гуманистических идей и институтов.
Под влиянием таких идей в эмиратах
Персидского залива (Кувейте, Катаре,
Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии
- государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся
идеям конституционализма) приняты
конституции. Правда, они остаются лишь
внешней оболочкой
Наконец, изменения в форме правления, появление "гибридных" черт связаны с давлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой Конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи с королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.
Полупрезидентскими
Примеры таких президентских
республик, как, например, Венесуэла, Египет,
Уругвай, свидетельствуют о том,
что в тех из них, где возможен
вотум недоверия министру или
правительству в целом, он крайне
затруднен, к тому же окончательное
решение, как правило, принадлежит
президенту. Эта же ситуация наблюдается
в полупрезидентских
Правительство в президентской
и полупрезидентской
Вместе с тем бывают
и такие смешанные формы
Важнейшим признаком монархии
является то, что глава государства
получает и передает свой пост по наследству
и пожизненно. В Малайзии главу
государства – монарха –
Элементы выборности существуют
и в ОАЭ. Эмиры семи объединившихся
эмиратов выбирают на 5 лет председателя
Совета эмиров, которого нередко называют
президентом. Председатель Совета эмиров
выполняет многие функции главы
государства, особенно церемониальные.
По своим полномочиям он ближе
к президенту, чем к монарху
абсолютной монархии, каковой являются
ОАЭ с их коллективным монархом –
Советом эмиров. В отличие от Малайзии
в ОАЭ председателем Совета эмиров
постоянно выбирают монарха крупнейшего
эмирата Абу-Даби, который занимает
86% территории государства. Очередности
занятия поста главы
Ранее уже говорилось о
пожизненных президентах. Такая
должность, созданная впервые в
Югославии для ИосипаБроз Тито, первого
президента Югославии, который возглавлял
освободительную борьбу югославских
народов против фашистских захватчиков,
была затем установлена в некоторых
странах Азии и Африки: в 60-х годах
– в Индонезии, в 70-х годах –
в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской
Республике, в Экваториальной Гвинее
и некоторых других странах. Пост
постоянного, пожизненного президента
сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью
(пожизненный президент всегда был
лидером этой партии), с провозглашением
президента «духовным вождем народа»,
основателем новой идеологии, объявленной
государственной. Один из таких пожизненных
президентов – Бокасса пошел
еще дальше: провозгласил себя императором
Центральноафриканской империи (он
был свергнут в 1979 г.). В Корейской
Народно-Демократической
Как отмечалось, многих республиканских черт лишена форма правления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения.
Особая форма республики
– теократическая республика, где
правит мусульманское духовенство,
– существует в Иране. В этой стране
в соответствии с конституцией 1979
г. имеются избранные президент
и парламент, но главную роль играет
руководитель государства (рахбар). Этот
пост создан с учетом традиций мусульманского
фундаментализма и во многом напоминает
организацию власти в идеальном
мусульманском государстве –
халифате. Пост Руководителя государства
принадлежит высшему духовному
лицу, которое подбирается
В целом создание смешанных
и "гибридных" форм правления, как
показывает опыт многих стран, имеет
несомненные плюсы. Тем самым
обеспечивается стабильность управления
страной, устраняется возможность
частой смены правительства по конъюнктурным
партийным соображениям, обеспечивается
консолидация партий. Не нарушая местного
самоуправления, этот процесс ведет
к укреплению роли государственной
власти на местах, способствует единству
государства. Это особенно важно
в условиях стран, которые не имеют
опыта длительного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.
Признаки республики:
- Высшие органы государственной власти формируются избирателями.
- Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.
- Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные.
В парламентской республике
правительство формируется
В президентской республике
правительство формируется