Возникновение и становление отечественной политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:59, реферат

Краткое описание

Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.
Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.

Содержание

Введение
1. Объект и предмет политологии
2. Методы познания политических явлений
3. Функции политологии
4. Роль политологии в формировании политической культуры граждан
5.Возникновение и становление отечественной политологии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 550.34 Кб (Скачать файл)

По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного-то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

 

 

2. Функции политологии

 

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

Инструменталистская (или практическая) функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

Воспитательно-социализационная – призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.


 

 

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Можно выделить методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

Социологическая методология – предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме – тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

Бихевиоралистская – пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей – психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

Нормативно-ценностная – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

Функциональная – требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50–60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

Антропологический подход – противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т.д.).

Психологический подход – сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал Зигмунд Фрейд.

Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т.д.).

Критико-диалектический подход особенно широко используется в марксизме. Здесь речь идет об анализе политических явлений посредством выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания – сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т.д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

 

3. Методологии  включают в себя следующие  методы

 

Методы политологии

Методы политологии

На чем акцентируют внимание

Как изучают политику

Институциональный

На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.

Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений

Исторический

На политических явлениях и процессах во времени и пространстве

Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего

Социологический

На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д.

Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы

Бихевиористский

На личностном измерении политики, поведении отдельного человека

Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации

Психологический

На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д.

Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение

Системный

На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой

Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами


 

 

Раскрытие содержания сложнейшего мира политики становится возможным благодаря существованию категориального аппарата. Категории политологии – это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом.

 

 

4. Проблемы, решаемые  политологией

 

Таким образом, политология решает следующие проблемы:

философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политического, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т.д.;

политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.

В Украине политология как наука и учебная дисциплина получила официальное признание и гражданство лишь в последние годы. В центре внимания исследователей находятся следующие проблемы: политическая жизнь и ее основные характеристики; теория власти и властных отношений; политические системы и режимы современности; политическая культура и политическая идеология; личность и политика; политическая модернизация общества; геополитика; международные политические отношения, политические аспекты глобальных проблем современности.

 

 

Используемая литература

 

Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 468 с.

Политология: Учебник /под ред. Ачкасова В.А., Гуторовваа В.А.   М.: ЮРАЙТ, 2006. – 697 с.

Политология: Учебник /под ред. М.А. Василика.   М.: Гардарики, 2006. – 588 с.

Политология: учебник / А.Г. Грязнова и др. - 3-е изд., перераб. и доп.   М.: Инфра-М, 2007. – 396 с.

 

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК КАУКА

В интересах каждого человека знать сущность и содержание, направление и методы осуществления, многообразие субъектов политики и их реальную роль в политическом процессе. Знание этих и других подобных явлений дает ПОЛИТОЛОГИЯ. Характеристике ее объекта и предмета, структуры и функций посвящается данная лекция. 
 
Известно, что всякая отрасль научного знания имеет свой объект и предмет исследования. В литературе высказывалась, на наш взгляд, обоснованная точка зрения, что под объектом науки имеется в виду «объективная система со всеми, ее свойствами, существенными и несущественными, со всеми ее взаимодействиями и связями как внутренними, так и внешними». При этом в качестве объектов для общественных наук могут выступать не только общество в целом, но и отдельные его подсистемы. Одной из таких подсистем общества является его политическая сфера жизни. Поэтому можно оказать, что объектом изучения политологии является политика. 
 
Политика, ее центральный элемент — политическая власть, отражающие политическую действительность идеи, — все это составляет объект политологии. Однако с ним не совпадает и не может совпадать предмет этой науки. К предмету научной дисциплины относится наиболее существенное в объекте, которое представлено его общими законами и свойствами существования. Представляется, что наиболее существенным в политике как в объекте науки являются законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики и политической системы; (например, закон относительной самостоятельности политической власти), объективные и субъективные факторы, воздействующие на их реализацию; механизм и результаты действия этих законов. Все это в совокупности и составляет предмет политологии. 
 
В западной политологии сегодня широкую поддержку получает формирование единой, глобальной политической, науки. Не случайно, главная тема XIV Всемирного конгресса МАНН называлась «К глобальной политической науке». Идея глобализации политической науки есть по существу призыв к единой политической науке. Идея эта основывается на ряде аргументов: подчеркивается угроза политической науке вследствие разделения ее по географическому признаку и функциональной специализации; отмечается, что мы живем в эру растущей международной взаимозависимости, и это должно получить отражение в глобализации политической науки; указывается на существование универсальных норм научных процедур, приемов исследования, что, по мнению сторонников идеи, тоже способствует созданию единой политической науки. Так или иначе процесс интеграции политических знаний в мире идет и в той мере, в какой эти знаки затрагивают общечеловеческие интересы, глобализация политической науки — явление неизбежное. 
 
Политология - наука о политике. Однако данный перевод названия науки не дает возможности точно и конкретно определить ее предмет и объем. Политика выступает объектом для множества гуманитарных дисциплин, каждая из которых изучает свой аспект, т.е. имеет свой предмет. Все вместе эти науки образуют систему политического знания. Сюда входит: философия, изучающая самые общие закономерности политики; социология, изучающая взаимосвязь политики и других сфер общественной жизни; история, изучающая развитие политического процесса во времени; психология, изучающая взаимосвязь политики и психологического, внутреннего мира человека; правоведение, изучающее взаимосвязь политики и правовой юридической базы и другие науки. Политология среди этих наук, изучающих политику, занимает центральное место, ибо она изучает самое главное в политике - власть, реализацию властных отношений. 
 
При определении объекта и предмета политологии следует помнить, что предмет не может быть представлен объекту, который она изучает, ибо последний - это эмпирически данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира. Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, те его стороны и аспекты, которые являются специфическими для данной науки и никакой больше. 
 
Таким образом, объект политологии - политика, а предмет - закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. 
 
Как и любая наука, политология имеет свой категориальный аппарат. Категории политологии отражают и фиксируют различные стороны политического процесса Их можно разделить на категории первого (более общие) и второго (более частные) порядка. Например, к категориям 1-го порядка можно отнести категории: политика, политические режимы, государство и т.д., а к категориям 2 порядка можно отнести категории: внешняя и внутренняя политика, тоталитарный, авторитарный режим, монархия, республика. Категории 2-го порядка, как бы, конкретизируют категории 1-го порядка. 
 
Закономерности, которые изучает политология - это закономерности политического процесса, отражающие существенные, внутренне необходимые взаимосвязи и взаимозависимости в реализации властных отношений функционирования власти как центрального звена политической системы, существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. 
 
Методы, используемые в политологии - самые разнообразные. Это, прежде всего, теоретические методы: как философские (например, диалектико-материалистический метод), так и общенаучные (сравнительный, системный анализ, индукция и дедукция и пр). Используя такие эмпирические методы (как методы сбора, так и анализа данных: опрос, наблюдение и т.д.). 
 
Структура политологии может быть представлена по-разному. Т.е. структурные составляющие политологии можно выделять по разным основам. Можно сказать, что политология включает фундаментальные и поисковые знания, макро и микрополитологию. Более правомерной представляется структура, которая, включает: 1) общую теорию политики, 2) специальные теории, посвященные различным сторонам политпроцесса (например: этнополитология, которая, изучает роль и взаимосвязь политики и этногенеза), 3) конкретные социально-политические исследования. 
 
Нам представляется, что можем выделить следующий круг проблем, которыми занимаются политологические исследования: 
 
1) власть - сюда входит изучение политического механизма, с помощью которого приобретается и осуществляется власть, режим, устанавливаемый этой властью, сфера деятельности правителей так, как она определена существующими институтами, а также позиций и реакций социального корпуса, т.е. речь идет о формах, масштабах и пределах власти, а также о технике управления или способах осуществления власти. 
 
2) Власть действует не в пустоте. ПН включает в себя также изучение существующих структур - экономической и социальной, классов, групп. Она призвана изучать политические институты, в собственном смысле этого слова: парламент, правительство, эволюцию и географию политических институтов, их роль. 
 
3) Силы. За структурами мы всегда видим группировки людей, конкретные силы, которые могут быть официальными и легализованными (партия и другие институциализированные группировки, например - профсоюзы), а также носят более или менее скрытный характер (группы давления и др.). 
 
4) Идеи и стремления. Все эти группировки и более или менее организованные силы выражают определенные стремления и идеи управляемых, т.е. подходим к интеллектуальной или духовной сфере, традициям, доктринам, идеологиям определенной эпохи. 
 
Политическое поведение индивидов и групп, деятельность, происходящая в рамках общества, выражают определенную сумму общих идей и ценностей, что делает общество целым. Однако проявляется противоположность интересов, стремлений, идеологий, что порождает состояние напряженности, нарушает равновесие социальных отношений, предопределяет политические изменения или изменения ритма общественного прогресса. 
 
5) Политические отношения - они образуют сложную сеть взаимодействий на разных уровнях и в разных плоскостях. 
 
Политические отношения людей – объективные связи и отношения в обществе. Они также объективны и реальны, как и сами люди. Политические отношения органически "влиты", вплетены в общую структуру социальных отношений, занимают в ней определенное место в качестве особой подсистемы общественных отношений. Это определенная часть, специфическая форма общественных отношений. 
 
Роль политологии в обществе обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Самые главные из них: 
 
1) познавательная; 
 
2) теоретико-методологическая; 
 
3) мировоззренческая; 
 
4) идеологическая; 
 
5) воспитательная; 
 
6) практическая (прикладная); 
 
7) прогностическая. 
 
Политология как наука при благоприятных общественных условиях способна выполнять ряд объективно полезных для человека и общества функций. Она может, прежде всего, выступать инструментом адекватного познания окружающей нас политической действительности. Последняя реально затрагивает и даже существенно влияет на интересы каждого человека. Поэтому формирование достаточно точных представлений о политических явлениях и процессах является необходимой предпосылкой для уверенной ориентации в большом и сложном мире политики, для отстаивания и реализации своих жизненных потребностей и интересов. 
 
Значение познавательной функции политологии резко возрастает, когда решается в практической плоскости задача вовлечения личности непосредственно или через социальную общность в активную политическую деятельность. В этом случае роль достоверного политологического знания трудно переоценить. 
 
Политология как наука призвана также выполнять важную теоретико-методологическую функцию. Поскольку различные аспекты политики относятся к объекту целого ряда научных дисциплин, политология, призванная, в частности, разрабатывать теорию и методологию исследования политических явлений, институтов и процессов и опирающаяся при этом на определенные философские основы, должна и способна выступать в роли своего рода теоретико-методологической базы более конкретных исследований, осуществляемых в рамках некоторых других отраслей общественных и гуманитарных наук. 
 
Идеологическая функция этой науки выражается в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целей, реализация которых объективно отвечает интересам тех или иных социальных общностей. Другое дело, что идеологические пристрастия не должны сказываться на достоверности получаемых в результате исследования данных, их конкретном обобщении и оценке. Но остается фактом то, что добываемое политологией, как и другими общественными и гуманитарными науками, знания и основанные на них выводы, используются классами, нациями, другими социальными группами и отражающими их интересы политическими партиями и общественными движениями в борьбе за достижение своих целей. Вряд ли может вызвать сомнение, например, то, что многочисленные обоснования, в том числе и политического характера, носят явно выраженный идеологический характер. 
 
Политология, будучи научной дисциплиной, не только отражает политическую действительность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Иначе говоря, эта наука может выполнять исключительно важную для общества прикладную, практико-политическую функцию; речь идет в первую очередь об использовании политологического знания в целях предварительной научной экспертизы принимаемых законодательными и исполнительными органами государства, а также общественно-политическими организациями и объединениями правовых актов и политико-управленческих решений. 
 
Наконец, нельзя не сказать и о такой стороне прикладной роли политологического знания, как политическое прогнозирование. Без него нет и не может быть научно выверенной, эффективной политики, какой бы сферы жизни она не касалась. 
 
Сам перечень этих функций служит весомым аргументом в пользу повышения социального статуса политологии как науки и учебной дисциплины и целесообразности ее изучения широкими слоями общества

 

 

Политические учения античности

В истории возникновения и развития древнегреческой политической мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX-VI вв. до н. э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (Гомер, Гесиод) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и его последователи, Гераклит). Второй период (V - первая половина VI в. до н.э.) - это время расцвета древнегреческой политико-правовой мысли, нашедшего свое отражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период (вторая половина IV-II в. до н.э.)- период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадания греческих полисов сперва под власть Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. 
 
Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась, как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.  
 
В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу (Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон), и зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права. 
 
Концептуальную завершенность программы стабилизации политической структуры полиса приобрели в теориях Платона и Аристотеля. 
 
Платон (427-347 гг. до н.э.) выступал с утопической теорией «идеального» государства. Главное зло для современного ему общества Платон видит в человеческом эгоизме, который вытекает из коммерциализации человеческих отношений. Как теоретическую и практическую альтернативу такому «нездоровому» обществу Платон в диалоге «Государство» выдвигает проект идеального государственного устройства. Суть его заключается в разделении граждан на три разряда - лагеря: философов-управляющих, охрану и специфический третий разряд непосредственных производителей.  
 
Содержание конструкции Платона заключается в фундаментальной перестройке самого полисного жизнеустройства: отстранение от управления обществом большинства свободных граждан и передача их политических прав замкнутому ограниченному лагерю. Принцип Платона «делать свое дело» противостоит полисному принципу общего доступа к политическим решениям. Платон стал разработчиком теории тотального государственного центризма. Идеальная конструкция Платона предлагает принципиально недвижимое и нераздельное государственное устройство. У высших управленческих разрядов отменяется частная собственность, а вместе с ней и соответствующие материальные интересы и экономическая свобода. У низшего производственного разряда частная собственность сохраняется, но он отстранен от участия в управлении государством и лишен свободы политического волеизъявления.  
 
В конце своей жизни Платон создает в диалоге «Законы» «приземленную» версию «второго по совершенству государства». Невозможность непосредственно прямо перейти к «идеальному» государству из-за несовершенства человеческой природы приводит Платона к идее о необходимости подготовительной ступени к ней. «Второе по совершенству государство» является приближением утопии к реальности, продуктом компромисса с действительностью. 
 
Вместо внутреннего осознания Платон предлагает пользоваться во «втором» государстве системой законодательного принуждения, его проект представляет собой жесткое полицейско-казарменное государство. Регламентация охватывает не только верхи, но и низы, распространяется на все стороны человеческой жизни, вплоть до брака и половых отношений. Она определяет распорядок дня и ночи, коллективное единомыслие, периодическую «чистку» нежелательных элементов, контроль над экономической жизнью с запретом владения золотом и серебром. 
 
Более реально выглядит творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которое явилось наивысшим достижением античной политической мысли. Он перевел ее развитие из плоскости публицистики или утопизма в плоскость научной теории. 
 
Тоталитарной программе «абсолютного единства» Аристотель противопоставляет идею «относительного единства», которая базируется на достижении сбалансированного соединения «частных» интересов. 
 
Одним из аспектов этой идеи является и разработанная им классификация государственных форм: их разделение в зависимости от количества властвующих (один, несколько, большинство) он не делает принципиальным, выдвигая на первый план внутреннее качество правления. А оно может быть регулируемым («правильным») и нерегулируемым («неправильным»). В правильных формах правящие субъекты через систему норм и ограничений различного характера действуют в интересах общественного благосостояния. В неправильных же формах правящие субъекты не сдерживаются такой системой норм и ограничений, а поэтому и действуют они ради собственных интересов, устанавливая режимы абсолютного правления. Правильными формами являются монархия (правление одного ради общего благосостояния), аристократия (правление немногих лучших в общих интересах), полития (сбалансированное правление отобранного на основании ценза большинства ради общего благосостояния). Неправильными формами являются тирания (неограниченное правление одного в своих собственных интересах), олигархия (правление немногих наиболее богатых граждан ради собственного благосостояния), демократия (неограниченное правление малообеспеченного большинства, осуществляемое исключительно в собственных интересах). 
 
Основной путь преобразования неправильных форм в правильные Аристотель видит в сбалансированности и регулировании давления личностных интересов (прежде всего обеспеченного меньшинства и необеспеченного большинства) таким образом, чтобы в государственном устройстве были «представлены оба начала вместе и ни один из них отдельно» (Политика, 35) . Наиболее полная реализация идеи такой формы правления возможна в политии (системе регулируемой демократии), которая является, по Аристотелю, конструкцией эталона государственной власти вообще. 
 
Аристотель считает, что фундаментальной основой устойчивой «правильной» демократии может стать «средний элемент» Итоговый вывод Аристотеля заключается в том, что «лишь там, где в составе населения средний класс имеет преимущество или над обеими крайностями, или над одной из них, государственный уклад может рассчитывать на устойчивость» (Политика, 35, 40). 
 
Аристотель стал начинателем специфического античного либерализма, всей либеральной тенденции в мировой политической мысли вообще. Способ и содержание решения проблемы, предложенные Аристотелем в условиях полиса, аналогичны рецептам либеральной мысли Нового времени, возникших в принципиально других условиях. 
 
Либеральная линия развития античной политической мысли получила свое дальнейшее развитие в теориях «смешанного» государственного устройства Полибия и римлянина Цицерона. 
 
Греческий историк эпохи эллинизма Полибий (210-128 гг. до н.э.) в трактате «Общая история в сорока книгах» констатирует факт внутренней неустойчивости всех известных политических форм (царства, аристократии, демократии), их склонности к вырождению в свои негативные противоположности (тиранию, олигархию, охлократию - власть толпы). Поясняя, что каждая из них воплощает лишь одно необходимое начало, Полибий делает вывод о необходимости их объединения в одной «смешанной» форме таким образом, чтобы «ни одна из них не развивалась слишком и из-за этого не превращалась в родственную ей противоположную форму». 
 
Осмысливая феномен величия Римского государства, Полибий видит первопричину его успехов в мастерском одновременном сочетании позитивных элементов трех возможных форм правления, которые взаимно сдерживают и уравновешивают одна другую: консульской власти (царского начала), власти сената (аристократического начала) и власти народного собрания (демократического начала). При этом ни одному из трех элементов римской власти не отдается явного предпочтения, они взаимно дополняют и взаимно ограничивают друг друга. 
 
Древнегреческая политическая мысль нашла свое продолжение у древних римлян.  
 
Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах».  
 
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что «народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».  
 
Возникновение государства не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности оно (государство) носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости

Информация о работе Возникновение и становление отечественной политологии