Возникновение и становление отечественной политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:59, реферат

Краткое описание

Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века.
Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.

Содержание

Введение
1. Объект и предмет политологии
2. Методы познания политических явлений
3. Функции политологии
4. Роль политологии в формировании политической культуры граждан
5.Возникновение и становление отечественной политологии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 550.34 Кб (Скачать файл)

Как же случилось, что папы приобрели такое могущество, которое позволило им притязать на политическое главенство в Западной Европе?

В первые века христианства отдельными общинами верующих в разных областях и городах Римской империи ведали епископы. Были епископы римский и константинопольский, александрийский и антиохийский, иерусалимский и карфагенский.

Первоначально римский епископ ничем не выделялся среди прочих. В начале IV в. император Константин признал христианство государственной религией. Этот шаг отвечал интересам всей рабовладельческой знати: ведь церковники помогали богачам держать в повиновении миллионы рабов и эксплуатируемых бедняков.

Желая упрочить позиции церкви, император Константин особым законом предоставил ей право получать наследства и имущественные подношения. Он рассчитывал использовать подчиненное духовенство, прежде всего епископов, для управления империей, которая давала все более глубокие трещины и распадалась.

В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь, а в 395 г. вся прежняя Римская империя разделилась на два обособленных государства: Западно-Римское и Восточно-Римское, или Византийское.

Знатные и богатые люди часто завещали епископам свое имущество: золото и серебро, рабов и поместья. Богачи надеялись, что молитвы епископа и его прислужников обеспечат им прощение грехов и после смерти проложат путь в райские сферы их душам. В ту пору в руки епископов всюду переходили крупные и мелкие поместья вместе с тысячами зависимых земледельцев - рабов и колонов. Стал богатеть и римский епископ.

Историческое развитие обеих империй шло по-разному. Той и другой угрожали многочисленные варварские племена. Однако в Восточно-Римской империи все силы и средства, необходимые для отпора варварам-завоевателям, сосредоточили в своих руках могущественные императоры. Они ограничивали и рост церковного землевладения, и политическую власть епископов.

Совершенно иная картина сложилась в Западно-Римской империи, где императорская власть приходила во все больший упадок, а в V столетии оказалась игрушкой предводителей наемных варварских дружин, один из которых низложил последнего императора Западной империи.

От тогдашних непрестанных войн, от опустошительных вторжений варваров особенно страдала Италия, много раз разоренная завоевателями, основавшими в V и VI вв. свои собственные королевства на ее территории. В те тяжкие времена мелкие и средние землевладельцы Италии, страшась за судьбу своей собственности, нередко дарили римскому епископу свои земли, а сами переходили на положение его арендаторов. Так в тревожную пору губительных войн и общего разорения римские епископы собрали в своих руках множество владений, разбросанных по всей Италии, превратились в крупнейших земельных магнатов, в обладателей богатой казны и значительных хлебных запасов. Одни только сицилийские владения этих церковных князей подразделялись на 400 округов.

Не удивительно, если в переговорах и спорах с завоевателями-варварами от лица всей Италии выступали не бессильные императоры, а римские епископы, ставшие к тому времени носителями не только церковной, но и политической власти. В 452 г. епископ Лев сумел предотвратить вторжение гуннов в Италию, откупившись от их вождя Аттилы. Этот успех поднял авторитет римского епископа. Правда, в 455 г. тот же епископ Лев не смог помешать вандалам ворваться в Рим: в течение 14 дней они опустошали город, но три главных христианских храма ему удалось оградить, и это было большой заслугой в глазах населения.

Римские епископы, опираясь на поддержку знати и подвластных им землевладельцев, имели такое влияние, какого не было у других епископов. Уже в V в. они начали притязать на первенство, и даже верховенство в христианской церкви и стремиться к независимости от государственной власти. Они присвоили себе название «папы» («паппас» по-гречески - отец). Чтобы обосновать столь высокие притязания, первый папа. Лев I, выдвинул версию, будто первым епископом Рима был апостол Петр, которого сам Иисус Христос некогда поставил главою церкви. Получалось, что римские епископы, как преемники апостола Петра, наследовали полномочия на руководство церковью, т. е. папскую власть.

В эпоху варварских королевств, когда в Европе утверждался феодализм, короли - властители новых государств - охотно поддерживали церковь, так как видели в ней силу, способную держать в повиновении и «страхе божьем» всю массу закрепощаемых тружеников. Римское папство умело пользоваться поддержкой варваров. Папа извлекал пользу из столкновений между варварскими народами, он ухитрялся всегда опираться на поддержку более могущественного союзника и всякий раз при этом выгадывать для себя новые дары и политические преимущества.

В начале VI в. папы с помощью византийских императоров боролись против завладевших Италией остготских королей. После установления византийского господства над Италией они стали поддерживать лангобардов, которые в 568 г. завоевали Италию и положили конец византийскому владычеству. С этого времени в основном начинается возвышение папства как политической силы.

В VIII в. папы поддержали более сильное Франкское королевство: при помощи Рима франкские короли нанесли удар по лангобардам и положили конец их господству в Италии.

В 751 г. папа Захарий помог фактическому властителю франков, майордому (от латинского «майор-домус» - старший в доме) Пипину Короткому, завладеть королевским престолом, устранив последнего представителя династии Меровингов. При содействии папы Стефана II Пипин Короткий положил начало новой франкской династии Каролингов. Па услугу он ответил тем, что подарил римскому папе отнятые им у лангобардов земли в Средней Италии. Благодаря этому дару возникло новое государство - Папская область. Так с 756 г. римский папа стал обладателем светской власти, теперь уже в качестве официально признанного государя Папской области. Но задолго до этого события папы фактически обладали политической и военной властью, будучи крупнейшими феодальными магнатами Италии.

В свое время Лев I добился от императора декрета, придавшего папским постановлениям силу закона и подчинившего всех епископов суду папы. Однако подпись скрепившего данный декрет императора Западно-Римской империи значила немного в глазах последующих поколений.

Притязания римских пап на главенство во всей церкви требовали иного обоснования. В середине VIII в. в папской канцелярии был создан подложный документ о донации (даре) императора Константина.

Документ гласил, будто римский император Константин заболел неизлечимым недугом - проказой и апостолы Петр и Павел, явившись к нему в сновидении, посоветовали больному обратиться к римскому епископу Сильвестру. Сильвестр исцелил императора. После этого Константин принял христианство. Кроме того, он якобы в благодарность за это особой грамотой подтвердил полномочия римского епископа как главы церкви и уступил ему свою императорскую власть над Римом, Италией и западными провинциями империи. Свое же местопребывание император перенес в город Византии на Босфоре.

Таким образом, поддельный документ изображал пап как бы прямыми преемниками римского императора, некогда - сделавшего христианство общегосударственной религией римского мира.

В течение нескольких веков легенда о константиновом даре служила опорой авторитету римских пап. Только в XV в. итальянский ученый - историк и филолог Лоренцо Балла доказал, что грамота о даре Константина написана языком VIII, а не IV столетия и, стало быть, представляет собой явную подделку.

Однако донация была далеко не единственной фальшивкой, изготовленной в интересах римских пап. В IX в. появился целый сборник, содержавший почти 100 декретов и посланий, будто бы написанных папами начиная с I в. и якобы собранных вместе в VII в. архиепископом Севильским Исидором. На самом деле весь сборник был сфабрикован в папской канцелярии. «Лжеисидоровы декреталии», как их назвали историки, были созданы с той же целью, что и другие фальшивки: древние документы должны были подтверждать «законное право» пап главенствовать и в церкви, и над королями и князьями.

Так, опираясь на нажитые богатства, проявляя дипломатическую изворотливость и политическое лицемерие, фабрикуя фальшивые документы, постоянно обманывая верующих, средневековое папство прокладывало дорогу к своему «всемирному владычеству».

 

Сословная монархия

 

В самый ранний период феодализма каждый феодал-сеньор был государем на своей земле. Феодал был военным человеком, все его вассалы - бароны ж рыцари - были обязаны по призыву являться к нему на военную службу. Закованная в стальные доспехи, хорошо вооруженная, на лошадях в стальной броне, армия феодала представляла грозную силу.

Крепостные крестьяне не могли противостоять господам. Стальное вооружение было им недоступно, оно стоило слишком дорого.

Таким образом, господствующий класс - феодалы - был в достаточной степени силен и хорошо вооружен, для того чтобы подавлять крестьянские восстания и наказывать крепостных за малейшее неповиновение.

В раннее средневековье каждый сеньор в своей вотчине легко мог заставить крестьян работать на себя. Поэтому феодалы не нуждались в верховной королевской власти. И хотя во главе феодалов стояли их главные сеньоры - короли (в Германии их зазывали императорами), феодалы фактически не подчинялись им, считали себя независимыми государями.

Французский король боялся выехать за пределы своей столицы Парижа, опасаясь, что на него нападут соседние феодалы.

Богатство и сила феодалов зависели от количества принадлежавших им крестьян, поэтому каждый феодал всячески старался захватить их у соседа.

Феодалы вели непрестанные войны друг с другом в, стараясь ослабить недругов, разоряли их крестьян, жгли деревни, угоняли скот, вытаптывали посевы.

Но как ни медленно, а все же жизнь шла вперед. Развивалась техника, появлялись новые ремесла. Возникали новые и росли старые города.

В некоторых городах развивались такие производства, которые получили известность далеко за их пределами, например изготовление шерстяных и суконных тканей. Купцы скупали эти изделия и развозили по всей стране и даже вывозили в чужие страны.

Город был многолюднее деревни. Городские ремесленники и купцы умели сплотиться против феодалов в защиту своих интересов, и поэтому города скоро отстояли известную свободу и самоуправление. Горожане, богатея, постепенно добивались от феодалов все большей и большей независимости. Но полностью обезопасить свою торговлю и промыслы от произвола феодалов они сами не могли. Зато горожане скоро нашли себе союзника, который помог им установить относительный порядок в стране. Этим союзником оказалась королевская власть. Горожане уже давно заметили, что в странах, где в те времена власть короля была сильнее, было больше порядка.

Короли старались подчинить себе феодалов, не позволяли им вести междоусобные войны, грабить деревни и города. Поэтому в средние века горожане видели в короле своего заступника. Они всячески содействовали королю: давали ему деньги, содержали его военные отряды и создавали для него ополчения.

Пользуясь помощью горожан, короли расширяли свои владения за счет крупных феодалов, превращали последних в послушных подданных и таким путем постепенно приводили к повиновению целую страну, которая становилась большим объединенным государством.

Таким образом, в течение XII - XV столетий возникли крупнейшие европейские государства - Англия, Франция, Испания и Скандинавские государства.

Это и были так называемые сословные монархии. Каждый человек в государстве принадлежал к какому-либо сословию, т. е. группе людей, объединявшихся общностью экономического и правового положения. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и третье сословие, к которому причислялось подавляющее большинство населения - купцы, ремесленники и крестьяне. Первые два привилегированных сословия составляли господствующий класс: из их рядов выходили государственные деятели, военачальники, придворные, в их руках находилось управление как в центре, в королевской столице, так и на местах.

Собираясь объявить войну или ввести новые налоги, король созывал представителей всех сословий, чтобы заручиться их согласием и поддержкой. Такие собрания мы называем теперь сословно-представительными учреждениями: в Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии -рейхстаг, в России - земский собор. Особенно силен был английский парламент: король не имел права собирать налоги, объявлять войну без его согласия. В большинстве других стран сословно-представительные учреждения имели меньшую власть, а к концу средних веков, когда королевская власть усилилась, короли и вовсе перестали их созывать и начали править самодержавно. Таким образом, сословная монархия превратилась в неограниченную, или абсолютную, монархию.

 

Лютер и Мюнцер

 

Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» - соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».

Лютер провозгласил, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.

Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»

В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую на смену католической, называли лютеранской.

Информация о работе Возникновение и становление отечественной политологии