Возникновение и становление отечественной политологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 17:59, реферат
Краткое описание
Политология - одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40-х годов ХХ века. Вначале знание о политике являлось составной частью философии, но уже в древности создавались специальные трактаты, посвященные политической деятельности. Важные достижения в области политологии принадлежат итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли, который рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, и свои политические исследования он посвящал решению практических задач государственной жизни.
Содержание
Введение 1. Объект и предмет политологии 2. Методы познания политических явлений 3. Функции политологии 4. Роль политологии в формировании политической культуры граждан 5.Возникновение и становление отечественной политологии Заключение Список литературы
Все это объясняет причину
того, что в Средневековье политическая
мысль развивалась, концентрируясь в основном
вокруг анализа трех противоречивых, но
взаимосвязанных проблем: во-первых,
обоснования необходимости усиления абсолютной
власти монархов; во-вторых, поиска средств
ограничения сильной центральной власти;
в-третьих, определения приоритета характера
власти - духовной или светской.
В Средневековье политическое
знание существовало в религиозно-этической
форме. Политическая мысль развивалась
усилиями богословов, что отражало уровень
влияния христианской морали на общественные
отношения. Христианская религия и церковь
сложились в эпоху глубокого кризиса римского
общества. Потребности духовного доминирования
над людьми требовали единой монотеистической
религии. Уже при Константине
христианство было признано государственной
религией (конец IV в.). Тогда церковь стала
составной частью аппарата политического
господства, но церковная иерархия была
подчинена деспотической власти императоров.
И все же, христианская политическая мысль
стремилась подчеркивать превосходство
церковной власти над светской. Это было
обусловлено теоцентричностью христианского
мировоззрения, в котором Бог выступает
в качестве исходного и конечного пункта
человеческих суждений и действий.
Так, Аврелий Августин
(354 - 430) утверждал, что природа и человек
полностью зависят от Бога: именно Он создал
универсальный порядок, частью которого
является общество. В то же время подчеркивалось,
что олицетворением божественной воли
и мудрости выступает государство в лице
монарха, которому предписано реализовать
божественный промысел. На земле власть
монарха абсолютна и наделена моральным
авторитетом и непререкаемостью. Император
и государство заботятся о всех и являются
гарантами христианской справедливости
и гражданского спокойствия на земле.
В силу этого христианская мораль требовала
беспрекословного подчинения государственной
власти и лояльности по отношению к ней.
Однако, начиная с V
в., отсутствие в Западной Европе сильной
светской власти способствовало росту
влияния римских епископов, которые с
тех пор присвоили себе титул главы церкви
- папы. Ставший в 103 г. папой под именем Григория VII, монах Гильдебрант
посвятил свою деятельность тому, чтобы
освободить церковь от подчинения светской
власти и утвердить папскую теократию
- господство папы над королями и императорами,
чему должны были способствовать и крестовые
походы.
С этого времени претензии
католической церкви не только на духовное,
но и на политическое господство заметно
возросли. Идеологическим обоснованием
претензий церкви на политическое господство
стали идеи Фомы Аквинского
(1226 -1274). Гегемонию религиозной власти
он обосновывал божественным характером
королевской власти, которую благословляет
церковь. Только поэтому власть монарха
должна пользоваться авторитетом. Однако
при несоблюдении монархом заповедей
христианской морали, при злоупотреблении
властью Фома Аквинский
отстаивал право подданных на неповиновение
и даже цареубийство.
Следовательно, светские
правители не должны забывать, что их власть
имеет пределы, указываемые римско-католической
церковью. Но процесс формирования централизованных
национальных государств и развитие с
XIV в. рыночных отношений окончательно
разрушили претензии папства на политическое
государство. Более того, Реформация обосновала
активную и творческую сущность самостоятельного
индивида, вдохнула веру в его преобразующие
способности через создание протестантской
этики. Начался процесс секуляризации
(освобождения общественного и индивидуального
сознания от влияния религии) и разделения
сфер государственной и церковной властей.
Формирование централизованных
национальных государств заметно укрепило
могущество королевской власти. Природа
королевской власти, ее авторитет на Западе,
в отличие от Востока, основывались больше
на моральном лидерстве, на первенстве
святейшей особы, чем на подчинении. Отношения
между королем и аристократией строились
на основе договора
(контракта), в
котором оговаривались права и обязанности
каждой из сторон. Фундаментом подобных
отношений были такие'ценности, как достоинство
личности, ее право на свободный выбор.
Договорный характер
отношений между правителями и правящим
классом стал сдерживающим фактором на
пути расширения абсолютистского централизма,
своего рода прототипом ограниченного
конституционализма. Контрактная система
была средством распределения властных
полномочий и способом взаимного удовлетворения
требований различных сил. Именно таким
образом утверждалась идея общего блага.
Примером договорных отношений может
служить английская Великая Хартия вольностей
(1215), в которой были провозглашены права
и свободы аристократии. Позднее договорные
отношения стали распространяться и на
отношения между монархом и гражданами.
Потребность в обосновании
авторитета и позитивного характера верховной
власти монарха была закреплена в политической
теории концепцией суверенитета французского
юриста Ж. Бодена (1530 - 1596).
Смысл концепции состоит в принадлежности
всей полноты власти государству в лице
короля.
Суверенитет королевской
власти позже был подтвержден церковью.
Римский папа Лев ХШ провозгласил: «Власть
тех
кто правит, будучи выражением власти
Бога на земле, приобретает особое достоинство,
стоящее выше человеческого».
Политическая
мысль Нового времени
Развитие рыночных
отношений постепенно снимало покрывало
таинства и сверхъестественности с общественных
отношений, некогда наброшенное религией,
и обнажало реальные механизмы взаимоотношении
людей. Связанный с эпохой Возрождения,
процесс обособления индивида и становления
его в качестве самостоятельного субъекта
исторического творчества создал предпосылки
для формирования гражданского общества,
противостоящего государству. Теперь
участниками политического процесса становятся
государство - общество - личность.
Указанные изменения
повлияли и на развитие политической мысли.
Период Нового времени ознаменовал собой
начало радикальной трансформации существовавших
подходов к политике. Именно на этом этапе
происходят становление политической
науки, прежде всего ее предмета и метода,
вычленение закономерностей развития
политики, в чем особая заслуга принадлежит Н. Макиавелли,
которого заслуженно считают «отцом»
политической науки, и Ш, Монтескье, пытавшегося
выявить устойчивые взаимосвязи политического
развития.
Культивируется принципиально
новый взгляд на политику: на смену схоластическому
толкованию политики, опиравшемуся на
веру в божественный характер государства
и власти, приходит рационально-критическое
понимание ее. Через критику метафизических
умозаключений и оценок политики, априорно
заданных религиозными нормами, и схоластического
дедуктивного метода происходило становление
традиции объективного анализа политических
реалий. Обращение исследователей к анализу
политической практики позволило преодолеть
нормативный характер политических суждений,
изменило направленность эволюции политических
идей. Теперь мыслители не занимались
конструированием идеальных моделей государства,
а больше стремились понять и объяснить
природу существующих политических отношений.
Родоначальником политической
науки, как мы уже отметили, был признан
видный итальянский философ и социолог
Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Этот факт
отразил признание его заслуг в развитии
политической власти. В работах «Государь»
(1513) и «Размышления о первой декаде Тита
Ливия» (1520) он сформулировал предмет и метод политической науки.
Первое, что он сделал
- обосновал автономность и самостоятельность
политической сферы и политических знаний,
имеющих собственную логику, отделив политическую
науку от теологии, философии и морали. Предметом политической
науки Н. Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях.
Второе, что привнес
в политическую науку Н. Макиавелли -это метод. До него религиозная
схоластика не разграничивала объективные
факты и суждения о них. Н. Макиавелли ввел
политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами
- за поведением политических лидеров,
масс, за их взаимодействием. Политику
он изучал как социальную реальность,
тем самым перенеся политику из сфер воображаемого
и желаемого в плоскость объективного
и реального. Н. Макиавелли заметил:
«Мне показалось более приемлемым следовать
действительной истине вещи, чем своему
воображению».
С именем Н. Макиавелли связано
новое видение природы политики
как сферы принятия стратегических
решений. Его работы «Размышления
о первой декаде Тита Ливия» и «Государь»
являются обоснованием технологии принятия
эффективных решений. Очистив политику
от морали и религии, он выявил реальные
механизмы ее эволюции - интересы людей.
Политика, с точки зрения Н. Макиавелли,
представляет собой целеполагающую деятельность
людей, в которой они пытаются реализовать
свои интересы и потребности. Природа
политических изменений определяется
тем, в какой мере удовлетворены интересы
тех или иных социальных групп. Принятие
и реализация политических решений должны
учитывать два важных фактора: принцип
относительности и компоненты эффективного
лидерства.
Содержание принципа относительности
состоит в постоянном взаимодействии
цели, средств и ситуации. В каждый конкретный
момент они относительны друг друга: выбор
средств относителен ситуации, оценка
результата относительна средств, наконец,
цель, средства и ситуация должны соотноситься
между собой. Политический реализм Макиавелли выразился
в том, что он определил нравственность
как сферу абсолютного, а политику как
сферу относительного и подчеркнул: не
следует сферу политики оценивать мерками
абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли,
не может руководствоваться нравственными
нормами, поскольку они лежат за пределами
сферы относительного.
Во многом эффективность
принимаемых решений зависит от лидера.
В этом отношении К Макиавелли
был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства.
Западные аналитики выделяют четыре составляющих
эффективного лидерства: 1) поддержка лидера
его сторонниками; 2) взаимопонимание между
лидером и подчиненными (подчиненные должны
знать, что они могут ожидать от своего
лидера, и понимать, что он ожидает от них);
3) воля к выживанию, которой должен обладать
лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом
которых должен быть лидер для своих сторонников.
В политической теории Н. Макиавелли можно
найти практически весь набор методов
исследований, которые впоследствии стали
использоваться в политической науке:
психологический, исторический, антропологический,
социологический и т. д. В его работах были
обозначены и в определенной мере решены
наиболее существенные проблемы политологии:
проблема власти и природа политики; соотношение
государства и гражданского общества;
проблема элит и лидерства; политические
режимы и их эволюция и т. д.
Одна из наиболее существенных
проблем политической практики в Новое
время заключалась в поисках основ стабильности
и умеренного «смешанного» правления.
В этом смысле представляет интерес теория Н. Макиавелли о круговороте политических
форм. Циклическое развитие политических
форм обусловлено ограниченностью наличных
ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства,
политическая форма начинает клониться
к упадку, поскольку изменяются условия
ее функционирования. Выделяя три плохие
(тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие
(монархию, аристократию и демократию)
формы, Н. Макиавелли отмечал
наличие достоинств у каждой в конкретных
ситуациях. Он энергично развивал аристократическую
идею «смешанного» правления и настойчиво
утверждал ее в истории политической мысли.
Заметно возросшие
возможности человека в преобразовании
окружающей действительности требовали
формирования иной картины мира, новых
смыслов деятельности индивида. Прежние
смыслы задавались христианской моралью
и призывали человека к покорности и смирению.
Процесс секуляризации обшественной жизни
обусловил поиск новых приоритетов и предпочтений
среди существовавших ценностей. Переход
общества к ценностям рационализма, свободы
и гражданского равенства был подготовлен
идеологами эпохи Просвещения.
Со второй половины
XVH в. начался процесс становления идеологий, которые
создавали новую картину мира, отличную
от прежней систему смыслов человеческой
деятельности, эффективных способов организации
общественной жизни и технологии ее изменений.
В рамках ценностей и предпочтений либерализма, консерватизма
и социализма политическая
мысль пыталась определить природу государства,
а также выявить конкретные политико-организационные
и конституционно-правовые формы обеспечения
умеренного правления.
Политическая
теория либерализма, явившаяся исторически
первой формой идеологии, в своих построениях
исходила из ценностей естественного
права, свободы личности и, следовательно,
идеи ограниченного вмешательства государства
в жизнь граждан. Реализация идеала свободной
личности предполагала наличие механизма,
способного обеспечить осуществление
естественных и неотчуждаемых прав личности
(по Лок-ку, «права
на жизнь, свободу и собственность»). Таким
инструментом в либерализме признавалось
государство. Природа и смысл государства
трактовались в контексте общественного договора,
заключенного свободными гражданами для
защиты и наиболее полной реализации их
естественных прав. Создание государства
рассматривалось как гарантия равных
возможностей для каждого в реализации
прав и свобод. В такой интерпретации государство
представлялось как торжество человеческого
разума.
Однако смысл общественного
договора понимался неоднозначно. Так, Т. Гоббс (1588 - 1679) в «Левиафане»
анализ природы государства начинал с
противопоставления природного, «естественного»
в человеке и общественного. Считая свободу
естественным состоянием, пространством
естественных отношений, в котором развертывается
деятельность индивидов, Т. Гоббс требовал
подчинить власти государства ничем не
скованную свободу, ведущую к всеобщей
вражде и насилию, а также передать
естественные права и свободы народа государству
- единственному, кто способен обуздать
природные страсти людей. Однако не только
природная вражда, необузданная «война
всех против всех», но и другие естественные
чувства, такие, как страх смерти, тревога
за близких и свое благополучие, жажда
внутреннего и внешнего спокойствия, заставляют
людей искать защиту у власти. По Т. Гоббсу, государство
творит гражданское общество, устанавливает
порядок, цивилизуя общество и его членов.
Для того, чтобы обуздать
инстинкты, гарантировать общественный
порядок и права граждан, сами граждане
должны передать все права и свободы государству
во имя собственной безопасности. Т. Гоббс был сторонником
абсолютистской государственности. Он
развивал концепцию сильной королевской
власти, установлению которой способствовал
после смерти О. Кромвеля.