Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ эффективности реализации и использования средств интернет-коммуникации во властно-управленческом процессе на современном этапе развития сетевых технологий в России.
Задачи исследования:
• Раскрыть специфику основных теоретических подходов к изучению политической коммуникации и ее функций и в политическом процессе;
• Раскрыть и проанализировать основные формы, каналы и способы политической коммуникации в сети Интернет на современном этапе их развития;
Политическая сфера – спектр отношений субъектов, посредством взаимодействия системы институтов, организаций, общественных объединений, регулирующих общественную деятельность во властном управленческом процессе. Политическая сфера неразрывно связана со всеми иными видами общественной деятельности и взаимодействует с ними через акторов, являющихся общими для всех сфер общественной деятельности. К сфере политики также можно отнести политическую культуру и политическое сознание.
Различные сведения, данные и события относящиеся к политической сфере общества являются политической информацией, охватывающей содержание множества сообщений акторов в процессе их политической деятельности, направленной на структурирование и функционирование политической жизни.
Появление термина «политическая коммуникация» приходится на конец 40-х начало 50-х годов ХХ века и уже в 50-60е годы исследования данной проблематики обособляются в выделенную область изучения(исследований). Необходимо указать, что этому способствовало , во многом, развитие кибернетики как области научного знания, изучающего логические законы(закономерности) информационного обмена в политических, экономических, социальных и иных видах систем.
Н. Винер будучи
Вводя понятие «человек коммуникационный» Н. Винер говорит о том, что человек, ориентируется, по большей части не столько на свои внутренние чувства, сколько на внешние события- живя за счёт информации, поступающей извне, сбор и анализ которой ему жизненно необходим. В данной связи средства коммуникации выступают основным инструментом позволяющим человеку каким-либо образом отражать происходящие в окружающем его мире изменения10.
Американский политолог К.Дойч, разрабатывая кибернетический подход к исследованию коммуникации, именует политическую коммуникацию «нервной системой государственного управления», определяя политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков и отмечает, что циркуляция политических сообщений, способствует созданию импульсов , которые, в свою очередь, обуславливают весь политический процесс.
Французский политолог Р.Ж. Шварценберг определяет термин «политическая коммуникация» как «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к, другой и между политической системой и социальной системой. Идёт непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях»11.
Переходя к отечественным политологам, стоит отметить определение «политической коммуникации» данное М.Ю. Гончаровым - «термин «политическая коммуникация» должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами».
Представляющим интерес кажется определение политической коммуникацией данное авторами новейшего политологического словаря, определяющие ее как «процесс взаимодействия между социально-политическими субъектами, элементами политической системы, самой политической системой и обществом путём обмена информацией непосредственно или с помощью телевидения, радио, прессы, сети Интернет и пр.12». Непосредственный интерес представляет включение сети Интернет в ряд традиционных СМИ.
Так, можно говорить о том, что в самом широком смысле политические коммуникации определяются, как любые разновидности коммуникаций между политическими акторами в процессе их деятельности.
В данной работе под определением политической коммуникации мы будем понимать непрерывный процесс создания и использования политической информации, структурирующий политическое звено общественных отношений и воздействующий на политический процесс через движение / циркулирование политических акторов.
В качестве
особенных характеристик
• Различающуюся специфику существующей информации, учитывающую трансформацию политической области;
• Источником и реципиентом информации выступают субъекты и объекты политики;
• Политика носит «публичный» характер, проявившийся в результате синтеза трёх компонентов: политического процесса, информационного обмена и действия массовых коммуникаций;
• Способность оказывать непосредственное или опосредованное влияние на политическую область;
• Общемировой уровень политической коммуникации.
Фактически можно говорить о
том, что информационно-коммуникацио
Американские политологи предлагает несколько основных способов исследования коммуникации в политическом процессе, таких как:
• Структурный подход (системный Д.Истон);
• Кибернетический подход (К.Дойч);
• Функциональный подход (Г.Алмонд).
Переходя
к анализу современной
В работе М.А. Василика «Основы теории коммуникации»14 выделяется пять основных функций политической коммуникации:
• Информационная - распространение информации о структурах политической системы и их работы;
• Регулятивная - вырабатывает оптимальную конструкцию взаимодействия элементов политической системы и гражданского общества;
• Политической социализации - содействует формированию необходимых и важных норм и принципов политического действия и политической культуры;
• Манипулятивная - осуществляет формирование общественного мнения по наиболее важным события в области политики;
• Функция политико-культурного обмена;
Данные функции политической коммуникации на практике создают многообразную структуру, всячески взаимодействующие друг с другом.
Реализация вышеупомянутых функций политической коммуникации отвечает современным запросам политической сферы, в частности, содействует обеспечению гармоничного единства власти и общества во властно-управленческом процессе.
Отдельно следует отметить, что в политологии выделяются два типа политической коммуникации :
• Горизонтальная;
• Вертикальная.
Горизонтальный тип коммуникации характеризуется взаимодействием между структурами, группами и/или лицами, находящимися на одном уровне властной иерархии.
Вертикальный тип коммуникации предполагает взаимодействие институтов и структур власти, находящихся на разных уровнях властной иерархии.
Основными способами политической коммуникации можно считать:
Обращаясь к типологии политических коммуникаций, представленных в работе А.И. Соловьёва «Политические коммуникации», можно выделить такие типы, как:
• Коммуникации вербальные и невербальные;
• Личностные и межличностные;
• Групповые и внутригрупповые;
• Локальные и массовые;
• Формальные и неформальные.
Исходя из приведённых выше типологий политических коммуникаций, можно выделить следующие формы политической коммуникации:
Получение политической информации посредством коммуникации через глобальную сеть Интернет, что вызывает особый интерес и требует детального изучения, выступая в качестве новой, особой формы политической коммуникации.
В условиях динамичного развития информационного общества важнейшее значение имеют объем и порядок передаваемой информации (программы, мультимедиа и т.п.) и одним из инструментов реализации данной передачи выступает глобальная сеть Интернет.
Интернет возникает как новая форма политической коммуникации, способствующая согласованному взаимодействию информационных потоков между гражданами, институтами и государством. Такое согласованное взаимодействие способствует оформлению/ двухсторонней и многосторонней коммуникации.
Далее, мы постараемся показать зависимость политической коммуникации в Глобальной сети Интернет (далее - Интернет) от политического режима государства, условий технического развития и оснащения, электронной грамотности населения, его готовности к коммуникации и иных факторов.
1.2. Интернет как фактор трансформации политической коммуникации.
Политическая коммуникация в сети Интернет происходит с учётом существующих факторов и принципов, охватывая многообразие общественно-политических взаимодействий участников.
Отдельно следует остановиться на определении понятия глобальной сети Интернет. Интернет (Interconnected Network) – глобальная, телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов15 .
Политическая
энциклопедия под редакцией А.В. Белякова
определяет Интернет как «всемирная система
компьютеров, локальных сетей, серверов,
добровольно объединённых между собой,
в распределённую по планете сеть, служащую
для обмена информации»16. В свою очередь
М.С. Вершинин определяет Интернет как
«очередную историческую форму развития
электронных СМИ, появившуюся вслед за
радио и телевидением»17 . Обобщая две
данные позиции, под Интернетом мы будем
понимать информационно-
Целесообразно выделить особенности Интернета по сравнению с традиционными средствами массовой информации, показывающие трансформацию политической коммуникации через Интернет:
Сеть Интернет позволяет пользователю в соответствии с его внутренними запросами самостоятельно получить актуальную информацию, исключив воздействие властных структур, политических партий, социальных групп.
М.С. Вершинин отмечает, что сеть Интернет объединяет в себе сильные стороны каждого из традиционных средств массовой информации, приобретая очевидные преимущества18 .
Таким образом, мы можем утверждать, что сеть Интернет:
Политические
институты и структуры
Определяя участников политических интернет-коммуникаций, можно выделить:
• Органы государственной власти;
• Коммерческие структуры, общественные объединения;
• Граждане и иные социальные группы граждан.
Понятие актора в сети существенно отличается от традиционного понимания, так например, Д.Н. Песков проводит классификация веб-акторов, подразделяя их на:
Информация о работе Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций