Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ эффективности реализации и использования средств интернет-коммуникации во властно-управленческом процессе на современном этапе развития сетевых технологий в России.
Задачи исследования:
• Раскрыть специфику основных теоретических подходов к изучению политической коммуникации и ее функций и в политическом процессе;
• Раскрыть и проанализировать основные формы, каналы и способы политической коммуникации в сети Интернет на современном этапе их развития;

Вложенные файлы: 1 файл

сука.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Политическая сфера – спектр отношений субъектов, посредством  взаимодействия  системы институтов, организаций, общественных объединений, регулирующих общественную деятельность во властном управленческом процессе. Политическая сфера неразрывно связана со всеми иными видами общественной деятельности и взаимодействует с ними через акторов, являющихся общими для всех сфер общественной деятельности. К сфере политики также можно отнести политическую культуру и политическое сознание.

Различные сведения, данные и события  относящиеся  к политической сфере  общества являются политической информацией, охватывающей содержание множества сообщений акторов в процессе их политической деятельности, направленной на структурирование и функционирование политической жизни.

Появление термина «политическая  коммуникация» приходится на конец 40-х начало 50-х годов ХХ века  и уже в 50-60е годы исследования данной проблематики обособляются в выделенную область изучения(исследований). Необходимо указать, что этому способствовало , во многом, развитие кибернетики как области научного знания, изучающего логические законы(закономерности) информационного обмена  в политических, экономических, социальных и иных видах систем.

 Н. Винер будучи основоположником  кибернетики, дал определение  термину «коммуникация»  как «науке об управлении и коммуникации». В своей работе «Человеческое использование человеческих существ» коммуникация трактуется  Винером  как основополагающая ценность  зарождающегося информационного общества, в котором «действенно жить означает – это значит жить , располагая правильной информацией. Таким образом, коммуникация и управление точно также связаны с самим содержанием человеческого существования, как и с жизнью человека в обществе». Н.Винер одним из первых, осознал главенствующую роль коммуникации в системе «власть-общество».

Вводя понятие  «человек коммуникационный» Н. Винер говорит о том, что человек, ориентируется, по большей части не столько на свои внутренние чувства, сколько на внешние события- живя за счёт информации, поступающей извне, сбор и анализ которой ему жизненно необходим. В данной связи  средства коммуникации выступают основным инструментом позволяющим человеку каким-либо образом отражать происходящие в окружающем его мире изменения10.

Американский  политолог К.Дойч, разрабатывая кибернетический  подход к исследованию коммуникации, именует политическую коммуникацию «нервной системой государственного управления», определяя политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков и отмечает, что циркуляция политических сообщений, способствует созданию импульсов , которые, в свою очередь, обуславливают весь политический процесс.

Французский политолог Р.Ж. Шварценберг определяет термин «политическая коммуникация» как «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к, другой и между политической системой и социальной системой. Идёт непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях»11.

Переходя  к отечественным политологам, стоит  отметить определение «политической  коммуникации» данное М.Ю. Гончаровым - «термин «политическая коммуникация» должен описывать циркуляцию информации в сфере политической деятельности, т.е. любые сообщения, тексты, оказывающие воздействие на отношения между классами, нациями и государствами».

Представляющим  интерес кажется определение  политической коммуникацией данное авторами новейшего политологического словаря, определяющие ее как «процесс взаимодействия между социально-политическими субъектами, элементами политической системы, самой политической системой и обществом путём обмена информацией непосредственно или с помощью телевидения, радио, прессы, сети Интернет и пр.12». Непосредственный интерес представляет включение сети Интернет в ряд традиционных СМИ.

Так, можно  говорить о том, что в самом  широком смысле политические коммуникации определяются, как любые разновидности  коммуникаций между политическими  акторами в процессе их деятельности.

В данной работе под определением политической коммуникации мы будем  понимать  непрерывный процесс  создания и использования  политической информации, структурирующий  политическое звено общественных отношений и воздействующий на политический процесс  через движение / циркулирование политических акторов.

В качестве особенных характеристик современной  политической коммуникации необходимо указать:

• Различающуюся специфику существующей информации,   учитывающую трансформацию  политической области;

• Источником и реципиентом информации выступают субъекты и объекты политики;

• Политика носит «публичный» характер, проявившийся в результате синтеза трёх компонентов: политического процесса, информационного обмена и действия массовых коммуникаций;

• Способность оказывать непосредственное или опосредованное влияние на политическую область;

• Общемировой уровень политической коммуникации.

Фактически можно говорить  о  том, что информационно-коммуникационные процессы в политической области  являют собой передачу, обмен и  интерпретирование информации, несущей конкретную смысловую нагрузку и имеющую влияние на  акторов политического процесса.

Американские  политологи предлагает несколько  основных способов исследования коммуникации в политическом процессе, таких как:

• Структурный подход (системный Д.Истон);

• Кибернетический  подход  (К.Дойч);

• Функциональный  подход (Г.Алмонд).

Переходя  к анализу современной российской литературы необходимо указать, что имеется несколько подходов к определению задач политической коммуникации. Так, например А.В.Чугунов  выделяет два основных признака информации и коммуникации13:

  • Информация и коммуникация  являются специфическими ресурсами властных структур и политических субъектов;
  • Являются специфическим инструментом или средством реализации интересов политических субъектов.

В работе  М.А. Василика «Основы теории коммуникации»14 выделяется пять основных функций политической коммуникации:

• Информационная   -  распространение  информации  о структурах политической системы и их работы;

• Регулятивная   -  вырабатывает  оптимальную конструкцию взаимодействия элементов политической системы  и гражданского общества;

• Политической социализации -  содействует  формированию необходимых и важных  норм и принципов политического действия  и политической культуры;

• Манипулятивная - осуществляет формирование общественного мнения  по наиболее важным события в области политики;

• Функция политико-культурного обмена;

Данные функции политической коммуникации на практике создают многообразную структуру,  всячески взаимодействующие друг с другом. 

Реализация  вышеупомянутых функций политической коммуникации  отвечает современным запросам политической сферы,  в частности,  содействует обеспечению гармоничного единства власти и общества во властно-управленческом процессе.

Отдельно  следует отметить, что в политологии  выделяются два типа политической коммуникации :

• Горизонтальная;

• Вертикальная.

Горизонтальный  тип коммуникации характеризуется  взаимодействием  между структурами, группами и/или лицами, находящимися на одном уровне властной иерархии.

Вертикальный  тип коммуникации  предполагает взаимодействие  институтов и структур власти, находящихся на разных уровнях властной иерархии.

Основными способами политической коммуникации можно считать:

  • Коммуникацию с использованием средств массовой информации – печатной и электронной;
  • Коммуникацию  через различные структуры, где связующим  звеном выступают политические партии, группы интересов и т.д.;
  • Коммуникацию посредством неформальных каналов и с непосредственным использованием личных связей.

Обращаясь к типологии политических коммуникаций, представленных в  работе А.И. Соловьёва  «Политические коммуникации», можно  выделить такие типы, как:

• Коммуникации вербальные  и невербальные;

• Личностные и межличностные;

• Групповые и внутригрупповые;

• Локальные и массовые;

• Формальные и неформальные.

Исходя  из приведённых выше типологий политических коммуникаций, можно выделить следующие  формы политической коммуникации:

  • Неформальная межличностная форма получения политической информации на личностном уровне;
  • Общественно-политическая форма получения политической информации;
  • Получение политической информации через средства массовой коммуникации.

Получение политической информации  посредством коммуникации через  глобальную сеть  Интернет, что вызывает особый интерес и требует детального изучения,  выступая  в качестве  новой, особой формы политической коммуникации.

  В условиях   динамичного развития информационного общества  важнейшее значение имеют объем и порядок  передаваемой информации  (программы, мультимедиа и т.п.)  и  одним из инструментов реализации данной  передачи  выступает  глобальная сеть Интернет.

Интернет  возникает как новая форма политической коммуникации, способствующая согласованному взаимодействию информационных потоков  между гражданами, институтами и государством.  Такое согласованное взаимодействие способствует оформлению/  двухсторонней  и многосторонней коммуникации.

Далее, мы постараемся показать зависимость политической коммуникации в  Глобальной сети Интернет  (далее  - Интернет) от политического режима государства,  условий технического развития и оснащения, электронной  грамотности населения, его готовности к коммуникации и иных  факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Интернет как фактор трансформации политической коммуникации.

 

Политическая  коммуникация в  сети Интернет происходит с учётом существующих факторов и принципов, охватывая многообразие общественно-политических взаимодействий  участников.

Отдельно  следует остановиться на определении  понятия глобальной сети Интернет. Интернет (Interconnected Network) – глобальная, телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов15 .

Политическая  энциклопедия под редакцией А.В. Белякова определяет Интернет как «всемирная система компьютеров, локальных сетей, серверов, добровольно объединённых между собой, в распределённую по планете сеть, служащую для обмена информации»16. В свою очередь М.С. Вершинин определяет Интернет как «очередную историческую форму развития электронных СМИ, появившуюся вслед за радио и  телевидением»17 . Обобщая две данные позиции, под Интернетом мы будем понимать информационно-телекоммуникационную сеть, которая предназначена для получения, обмена и передачи информации между компьютерными устройствами. Мы будем рассматривать политическую коммуникацию в Интернете, как средство обращения информации между участниками политической сферы, в рамках информационно - коммуникационного обмена информацией.

Целесообразно выделить особенности Интернета по сравнению с традиционными средствами массовой информации, показывающие трансформацию политической коммуникации через Интернет:

  • Мультимедийность. Возможность сочетания различных типов информации в одной системе – графика, звук, анимация, текст;
  • Интерактивность. Коммуникация может осуществляться с пользователем, с группой пользователей, с ресурсом (двусторонняя, реактивная  и полностью интерактивная);
  • Независимость. Отсутствие посредников, как заинтересованных лиц, при приёме, передачи и обмене информации.

Сеть  Интернет позволяет пользователю в  соответствии с его внутренними  запросами самостоятельно получить актуальную информацию, исключив воздействие властных структур, политических партий, социальных групп.

М.С. Вершинин отмечает, что сеть Интернет объединяет в себе сильные стороны каждого из традиционных средств массовой информации, приобретая очевидные преимущества18 .

 

Таким образом, мы можем утверждать, что сеть Интернет:

 

  • Является уникальной информационно-телекоммуникационной системой, включающей в себя все преимущества различных каналов коммуникации;
  • Удовлетворяет практически любые запросы пользователя, связанные с поиском, передачей и обменом информации.

Политические  институты и структуры находятся  в постоянном стремлении идти в ногу с технологиями политической коммуникации и информационными запросами граждан. Все несомненные плюсы веб-присутствия активно используются государственными структурами, общественно - политическими институтами и др. с целью непосредственной интерактивной коммуникации.

Определяя участников политических интернет-коммуникаций, можно  выделить:

• Органы государственной власти;

• Коммерческие структуры, общественные объединения; 

• Граждане и  иные  социальные группы граждан.

Понятие актора в сети существенно отличается от традиционного понимания, так например, Д.Н. Песков проводит классификация веб-акторов, подразделяя их на:

  • «строго онлайновые, интересы которых ограничиваются политическим внутри Интернета»;
  • «онлайновые, но имеющие конечно целью выход в оффлайн»;
  • «оффлайновые структуры, цели которых связаны с развитием онлайна»;
  • «оффлайновые структуры, использующие онлайн в своей оффлайн – и - онлайн деятельности»19.

Информация о работе Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций