Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ эффективности реализации и использования средств интернет-коммуникации во властно-управленческом процессе на современном этапе развития сетевых технологий в России.
Задачи исследования:
• Раскрыть специфику основных теоретических подходов к изучению политической коммуникации и ее функций и в политическом процессе;
• Раскрыть и проанализировать основные формы, каналы и способы политической коммуникации в сети Интернет на современном этапе их развития;
Создание
системы «электронного
Но для реорганизации системы государственного управления в рамках «электронного правительства» должен присутствовать целый ряд условий, таких как, соответствующий уровень «интернетизации» общества и государственных институтов, разработка определённой концепции «электронного правительства», создание необходимых информационно-технологических разработок, финансовое обеспечение и подготовка кадров в парадигме нового правительства и наконец, рационально-критическое использование накопленного опыта стран Запада.
Среди факторов препятствующих формированию «электронного правительства» рядом авторов выделяются такие как: конкуренция традиционного государственного управления и нового «информационно-общественного», крупные затраты на автоматизацию и информатизацию государственных структур управления, повышение квалификации государственных служащих в рамках развития системы ИКТ, проблемы обеспечения правовой и информационной безопасности на просторах сети Интернет, наличие феномена социально-цифрового неравенства, что особенно актуально для России.
Существует 2 алгоритма политической стратегии в формировании «электронного правительства» : «западная» и «восточная».
«Восточная» модель формирования «электронного правительства» фокусируется на реализации принципов «электронного правительства» на базисе традиционализма, «рациональной бюрократии», в то время как в западных странах уклон совершается в сторону модели электронной демократии, связанной с реорганизацией государственных органов на принципах «нового государственного управления» и создания «открытого и отзывчивого государства». Таким образом, можно говорить о факте существования своих национальных особенностей формирования, развития и реализации системы «электронного правительства» для каждой, отдельной взятой страны. Создание системы «электронного правительства» является процессом достижения целей, аккумулирующих как политическую, так и административную деятельность государства.
2.2. Этапы становления, роль, трансформация и генезис электронного правительства в рамках административной реформы в России.
Подключение России к всемирной паутине относится к 1991 году, а на 2013 год, в России, к числу активных пользователей Интернета относят 60 млн. человек и это цифра увеличивается каждый день, в связи с быстрым распространением электронных форм связи,в частности сети Интернет. В 2012 году Россия заняла первое место в странах Европы по общему количеству пользователей Интернета.
Проводя анализ российской Интернет-аудитории, отмечается, что ее распределение по стране происходит неравномерно, так по уровню интернетизации на первом месте находится Центральный федеральный округ, за ним следует Приволжский федеральный округ, третье место занимает Северо-Западный округ.
Руководящее начало процессу внедрения современных ИКТ в России в процесс деятельности органов государственной власти положило принятие ФЦП «Электронная Россия» в 2002 году, которая была призвана обеспечить становление полноправного информационного общества в России. В соответствии с данной Федеральной целевой программой все федеральные государственные службы должны были открыть свои веб-сайты, предоставляющие необходимую информацию. Так, «Электронная Россия» (www.gov.ru) представляет собой единый сервер органов государственной власти РФ, нацеленный на обеспечение электронного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами. Несмотря на существенные затраты бюджетных средств (бюджет на ФЦП «Электронная Россия» составил 21,2 млрд руб.), результаты внедрения системы «электронная Россия» на момент ее завершения в 2007 году, оставляли желать лучшего. Минкомсвязи РФ, проводя анализ промежуточных результатов реализации Программы в 2008 году, указал на чрезмерно технологический, узкоспециальный характер проведённых мероприятий по внедрению системы, а также было отмечено, что запланированный экономический и социальный эффект не был достигнут. Существенные сдвиги в данной сфере стали происходить в 2007-2008 годах, когда, с одной стороны в России была сформирована правовая основу функционирования «электронного правительства», а с другой «Концепция административной реформы 2006-2008 гг.», предполагающая ряд основных направлений реформирования, в составе которых стояло и широкое, повсеместное внедрение информационных технологий в функционирование органов исполнительной власти на всех уровнях, вступила в фазу активной реализации.
Правовой базой
Также, в 2011 году была создана Система
межведомственного документообо
Новый этап формирования «электронного правительства» в России приходится на 2012 год, так, с 1 марта 2012 года все субъекты РФ должны были предоставлять и оказывать услуги с использованием межведомственного электронного взаимодействия, взаимодействие ведомств должно происходить не только на федеральном, но и на региональных уровнях. Период с 2012-2014 года экспертами оценивается, как этап, на который придётся основное развитие инфраструктуры для функционирования «электронного правительства» и организация множества ИТ-проектов в государственном секторе. Автору кажется адекватной проведение оценки готовности регионов и городов России к реализации услуг «электронного правительства» по следующим параметрам:
Так, общим результатом готовности регион/города к «электронному правительству», можно назвать средний показатель из общего арифметического вышеуказанных параметров и индексов. Анализ регионов России в рамках представленной классификации показывает неоднозначный, существенный разброс по уровню готовности к «электронному правительству».
Среди поставленных целей и задач в рамках реализации программы «электронного правительства» важными являются:
Структуризация и оформление «электронного правительства» неразрывно связано с процессом административных реформ в России, в частности с повышением эффективности государственной службы на базисе современных методов управления. Недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России приводит к феномену «цифрового неравенства»(от англ. digital divide), который в самом общем виде представляет собой ситуацию связанную с наличием или отсутствием доступа к технологиям, которое может быть применимо как к обществу в рамках одной страны, что получило определение «внутреннего цифрового неравенства» так и применительно к нескольким странам.23
Ещё одной острой проблемой выступает вопрос подготовки управленцев нового типа и переквалификацию существующего персонала под новую парадигму государственного управления. Тезис, о необходимости принятия мер для снижения уровня сопротивления персонала органов власти при переходе к электронному правительству, занимает важное место в работах посвящённых переходу от традиционного, парадигмы управления в рамках «веберианской бюрократии» к электронному правительству. Так, при переходе к электронному правительству самые разные типы сопротивления имеют место, но преобладающим является тип, характерный для иерархических систем, подобное сопротивление, как отмечается в статье А.Д. Трахтенберга «не является чем-то исключительным, а нормальным элементом функционирования управленческой системы»24. Возможно его ослабление, но не полное преодоление, сам факт существования подобного сопротивления демонстрирует, что субъектом изменений выступают не только технологии управления, но и сами организации, подобный переход к электронному правительству, как минимум, сможет обеспечить повышение качества управления, что, в свою очередь, не означает автоматической ликвидации негативных черт, присущих современной бюрократии и оставлении исключительно ее положительных черт. Несмотря на составляющую, предполагающую активную возможность общественного участия в сфере государственного управление и принятия решений, доминирующей парадигмой системы электронного правительства остаётся обыкновенная информатизация и автоматизация бюрократических процессов, не включающая в себя масштабный пересмотр базисных принципов организации государственного аппарата. Можно говорить о том, что на сегодняшний день, генезис системы электронного правительства в свете данной парадигмы достиг предела. Для дальнейшего совершенствования механизмов формирующих e-government требуются новые подходы к административным реформам и дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику публичного управления. Несмотря на то, что внедрение таких технологий как e-government в системе государственного управления происходила в рамках административных реформ, построение системы электронного правительства не предполагало в большинстве случаев, существенного выхода за рамки «веберианской» модели администрирования, предполагая лишь усовершенствование стандартных бюрократических процессов и процедур с помощью информационно-коммуникационных технологий, без масштабного изменения основных принципов функционирования бюрократического аппарата, подобная парадигма развития концепции электронного правительства стала доминирующей во многих странах включая и Россию. Такое усовершенствование бюрократических процедур вне всякого сомнения демонстрирует значительное улучшение государственного аппарата, повышая качество предоставляемых публичных услуг государством, одновременно сокращая расходы на их реализацию. Перевод исполнения правительственных функций в рамки технологии электронного правительства заметно активизировало как само общество, так и взаимодействие общества и государства, по средством создания эффективных каналов включения граждан и общественных групп в процессы формирования, реализации политики, что в свою очередь обусловило укрепление механизмов обратной связи, содействующее значительному расширению поля функциональных возможностей государства. Конечно, вне всяких сомнений, можно констатировать позитивные тенденции связанные с интеграцией технологий в практику реализации государственного управления, вследствие чего, все большее количество административных функций и процессов переводятся на технологию e-government, что привело к формированию в странах Запада разветвлённой системы коммуникационного взаимодействия по нескольким основным линиям, а также к значительному росту количества предоставляемых услуг в интернет-пространстве.
Информация о работе Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций