Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ эффективности реализации и использования средств интернет-коммуникации во властно-управленческом процессе на современном этапе развития сетевых технологий в России.
Задачи исследования:
• Раскрыть специфику основных теоретических подходов к изучению политической коммуникации и ее функций и в политическом процессе;
• Раскрыть и проанализировать основные формы, каналы и способы политической коммуникации в сети Интернет на современном этапе их развития;

Вложенные файлы: 1 файл

сука.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)
  • этапы развития, стадиальный характер развития системы «электронного правительства»;
  • уровень и характер развития сети Интернет;
  • особенности оснований и принципов функционирования системы «электронного правительства»;
  • общее и особенное в национальной модели «электронного правительства».;
  • когерентность электронного государственного управления и характер административных реформ;
  • характер обратной связи «электронного правительства»;
  • характеристики и качество подготовки персонала в государственных структурах.

 

Создание  системы «электронного правительства»  проистекает в процессе реформирования всей системы государственного управления, так например, «новое государственное управление» характеризуется большей открытостью и «отзывчивостью», внесением конкурентах и договорных начал, созданием обособленных специализированных управленческих структур, повышением требований к управлению, активным взаимодействием в населением и институтами гражданского общества, растущую ориентацию государственных интересов на удовлетворение запросов и потребностей граждан. Выделяя несомненные достоинства «электронного правительства» можно указать несколько самых значительных- заметное упрощение процедур бюрократической деятельности, сокращение сроков оформления документов, прозрачность деятельности государственных органов, внедрение унифицированной системы электронного учёта, сокращение коррупции, снижение ресурсных затрат и как результат- рост доверия граждан к властным институтам. Концепция «электронного правительства» отражает тренды децентрализации, в рамках которых, информация перемещается не строго иерархизированных каналах «по вертикали», но и «горизонтально», способствуя при этом, проявлению инициативы, вне зависимости от уровня возникновения требующих решения проблем.

Но для реорганизации системы  государственного управления в рамках «электронного правительства» должен присутствовать целый ряд условий, таких как, соответствующий уровень «интернетизации» общества и государственных институтов, разработка определённой концепции «электронного правительства», создание необходимых информационно-технологических разработок, финансовое обеспечение и подготовка кадров в парадигме нового правительства и наконец, рационально-критическое использование накопленного опыта стран Запада.

Среди факторов препятствующих формированию «электронного правительства» рядом авторов выделяются такие как: конкуренция традиционного государственного управления и нового «информационно-общественного», крупные затраты на автоматизацию  и информатизацию государственных структур управления, повышение квалификации государственных служащих в рамках развития системы ИКТ, проблемы обеспечения правовой и информационной безопасности на просторах сети Интернет, наличие феномена социально-цифрового неравенства, что особенно актуально для России.

Существует 2 алгоритма политической стратегии в формировании «электронного правительства» : «западная» и «восточная».

«Восточная» модель формирования «электронного  правительства»  фокусируется на реализации принципов «электронного правительства» на  базисе традиционализма, «рациональной бюрократии», в то время как в западных странах уклон совершается в сторону модели электронной демократии, связанной с реорганизацией государственных органов на принципах «нового государственного управления» и создания «открытого и отзывчивого государства». Таким образом, можно говорить о факте существования своих национальных особенностей формирования, развития и реализации системы «электронного правительства» для каждой, отдельной взятой страны. Создание системы «электронного правительства» является процессом достижения целей, аккумулирующих как политическую, так и административную деятельность государства.

 

 

 

2.2. Этапы становления, роль, трансформация  и генезис электронного правительства в рамках административной реформы в России.

 

Подключение России к всемирной паутине относится  к 1991 году,  а на 2013 год, в России, к числу активных пользователей Интернета относят 60 млн. человек и это цифра увеличивается каждый день, в связи с быстрым распространением электронных форм связи,в частности сети Интернет. В 2012 году Россия заняла первое место в странах Европы по общему количеству пользователей Интернета.

Проводя анализ российской Интернет-аудитории, отмечается, что ее распределение  по стране происходит неравномерно, так  по уровню интернетизации на первом месте находится Центральный федеральный округ, за ним следует Приволжский федеральный округ, третье место занимает Северо-Западный округ.

Руководящее начало процессу внедрения  современных ИКТ в России в  процесс деятельности органов государственной  власти положило  принятие ФЦП «Электронная Россия» в 2002 году, которая была призвана обеспечить становление полноправного информационного общества в России. В соответствии с данной Федеральной целевой программой  все федеральные государственные службы должны были открыть свои веб-сайты, предоставляющие необходимую информацию.  Так, «Электронная Россия» (www.gov.ru) представляет собой единый сервер органов государственной власти РФ, нацеленный на обеспечение  электронного взаимодействия между  органами государственной власти и гражданами.  Несмотря на существенные затраты  бюджетных средств (бюджет на ФЦП «Электронная Россия» составил 21,2 млрд руб.), результаты внедрения системы «электронная Россия» на момент ее завершения в 2007 году, оставляли желать лучшего. Минкомсвязи РФ, проводя анализ промежуточных результатов реализации Программы в 2008 году, указал на чрезмерно технологический, узкоспециальный характер проведённых мероприятий по внедрению системы, а также было отмечено, что запланированный экономический и социальный эффект не был достигнут. Существенные сдвиги в данной сфере стали происходить в 2007-2008 годах, когда, с одной стороны в России была сформирована правовая основу функционирования «электронного правительства», а с другой  «Концепция административной реформы 2006-2008 гг.», предполагающая ряд основных направлений реформирования, в составе которых стояло и широкое, повсеместное внедрение информационных технологий в функционирование органов исполнительной власти на всех уровнях, вступила в фазу активной реализации.

Правовой базой функционирования «электронного правительства» выступало  принятие  нормативного документа  «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 года,  важнейшим направлением которой являлось повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия власти и гражданского общества, качеств аи оперативности предоставления государственных услуг, в том числе и за счёт создания «электронного правительства». В соответствии с данной стратегией, к 2015 году государственные услуги должны оказываться в электронном формате в размере 100%. К 2010 году была закончена работа над ФЦП «Информационное общество 2011-2020», которая явилась логическим продолжением  ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». Параллельно были приняты такие нормативно-правовые документы как  федеральный закон №8 «Об обеспечении доступа к информации  о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года и федеральный закон от 27 июня 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», которые оформили правовой базис предоставления услуг населению в электронной форме. Фактически, к 2011 году была сформирована необходимая нормативно-правовая база для функционирования электронного правительства.  Среди ключевых целей и задач развития «электронного правительства» в РФ выделяются следующие:

  • Обеспечение удалённого доступа гражданам и организациям к информации о функционировании органов власти
  • Предоставление государственных услуг посредством Интернета
  • Создание защищённой системы межведомственного документооборота
  • Введение информационной системы планирования и отчётности для ведомственных структур
  • Формирование единой правовой базы, регламентирующей порядок и процедуру сбора, хранения и предоставления сведений и отчётности 

Также, в 2011 году была создана Система  межведомственного документооборота, с целью обмена сведениями и информацией между ведомствами.  Созданный портал государственных и муниципальных услуг – Государственные услуги (www.gosuslugi.ru) предоставляет услуги для физических и юридических лиц  по 29 свободным направлениям, таким как: гражданство, визы, регистрации, налоги и сборы, ЖКХ, социальная сфера, здравоохранение и др.  Реализация данной концепции оценивается положительно, так, по результатам обзора Департамента социального и экономического развития ООН, в 2012 году Россия  по уровню развития и распространения «электронного правительства» переместилась с 59-го места( по результатам за 2010-й год) на 27 место, а из стран, чьё население превышает 100 млн. человек, Россия занимает третье место, после США и Японии. Подобное ранжирование стран в данном рейтинге происходило на основании индекса развития «электронного правительства», который рассчитывался из трёх составляющих, а именно: уровень развития ИКТ- инфраструктуры, качество предоставляемых онлайн-услуг и человеческий капитал.

Новый этап формирования «электронного правительства» в России приходится на 2012 год, так, с 1 марта 2012 года все субъекты РФ должны были предоставлять и оказывать услуги с использованием межведомственного электронного взаимодействия, взаимодействие ведомств должно происходить не только на федеральном, но и на региональных уровнях. Период с 2012-2014 года экспертами оценивается, как этап, на который придётся основное развитие инфраструктуры для функционирования «электронного правительства» и организация множества ИТ-проектов в государственном секторе. Автору кажется адекватной проведение оценки готовности регионов и городов России к реализации услуг «электронного правительства» по следующим параметрам:

  • Возможность доступа органами власти в ИКТ;
  • Параметр веб-присутствия органов власти;
  • Состояние инфраструктуры в области ИКТ;
  • Состояние электронной коммерции в анализируемом городе/регионе;
  • Оценивание человеческого капитала, а именно, уровень образования, развитость научного потенциала, развитие ИКТ.

Так, общим результатом готовности регион/города к «электронному правительству», можно назвать средний показатель из общего арифметического вышеуказанных параметров и индексов. Анализ регионов России в рамках представленной классификации показывает неоднозначный, существенный разброс по уровню готовности к «электронному правительству».

 Среди  поставленных целей и задач в рамках реализации программы «электронного правительства» важными являются:

  • Приобретение навыков компьютерной грамотности, как среди государственных служащих, так и среди населения;
  • Усовершенствование сетевой инфраструктуры;
  • Активное привлечение населения и институтов гражданского общества в процесс принятия государственных решений;
  • Интеграция  административных функций, выполняемых государством в единый формат концепции электронного правительства;
  • Чёткая регламентация и унификация  всего административного функционала, с его последующим объединением в единую систему.

Структуризация  и оформление «электронного правительства» неразрывно связано с  процессом  административных реформ в России, в частности с повышением эффективности государственной службы на базисе современных методов управления. Недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России приводит к феномену «цифрового неравенства»(от англ. digital divide), который в самом общем виде представляет собой ситуацию связанную с наличием или отсутствием доступа к технологиям, которое может быть применимо как к обществу в рамках одной страны, что получило определение «внутреннего цифрового неравенства» так и применительно к нескольким странам.23

Ещё одной  острой проблемой выступает вопрос подготовки управленцев нового типа и переквалификацию существующего персонала под новую парадигму государственного управления. Тезис, о необходимости принятия мер для снижения уровня сопротивления персонала органов власти при переходе к электронному правительству, занимает важное место в работах посвящённых переходу от традиционного, парадигмы управления в рамках «веберианской бюрократии» к  электронному правительству. Так, при переходе к электронному правительству самые разные типы сопротивления имеют место, но преобладающим является тип, характерный для иерархических систем, подобное сопротивление, как отмечается в статье А.Д. Трахтенберга «не является чем-то исключительным, а нормальным элементом функционирования управленческой системы»24. Возможно его ослабление, но не полное преодоление, сам факт существования подобного сопротивления демонстрирует, что субъектом изменений выступают не только технологии управления, но и сами организации, подобный переход к электронному правительству, как минимум, сможет обеспечить повышение качества управления, что, в свою очередь, не означает автоматической ликвидации негативных черт, присущих современной бюрократии и оставлении исключительно ее положительных черт. Несмотря на составляющую, предполагающую активную возможность общественного участия в сфере государственного управление и принятия решений,  доминирующей парадигмой системы электронного правительства остаётся обыкновенная информатизация и автоматизация бюрократических процессов, не включающая в себя масштабный пересмотр базисных принципов организации государственного аппарата.   Можно говорить о том, что на сегодняшний день, генезис системы электронного правительства в свете данной парадигмы достиг предела. Для дальнейшего совершенствования механизмов формирующих e-government требуются новые подходы к административным реформам и дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику публичного управления. Несмотря на то, что внедрение таких технологий как e-government в системе государственного управления происходила в рамках административных реформ, построение системы электронного правительства не предполагало в большинстве случаев, существенного выхода за рамки «веберианской» модели администрирования, предполагая лишь усовершенствование стандартных бюрократических процессов и процедур  с помощью информационно-коммуникационных технологий, без масштабного изменения основных принципов функционирования бюрократического аппарата, подобная парадигма развития концепции электронного правительства стала доминирующей во многих странах включая и Россию. Такое усовершенствование бюрократических процедур вне всякого сомнения демонстрирует значительное улучшение  государственного аппарата, повышая качество предоставляемых публичных услуг государством, одновременно сокращая расходы на их реализацию. Перевод исполнения правительственных функций в рамки технологии электронного правительства заметно активизировало как само общество, так и взаимодействие общества и государства, по средством создания эффективных каналов включения граждан и общественных групп в процессы формирования, реализации политики, что в свою очередь обусловило укрепление механизмов  обратной связи, содействующее значительному расширению поля функциональных возможностей государства. Конечно, вне всяких сомнений, можно констатировать позитивные тенденции связанные с интеграцией технологий в практику реализации государственного управления, вследствие чего, все большее количество административных функций и процессов переводятся на технологию e-government,  что привело к формированию в странах Запада разветвлённой системы коммуникационного взаимодействия по нескольким основным линиям, а также к  значительному росту количества предоставляемых услуг в интернет-пространстве.

Информация о работе Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций