Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ эффективности реализации и использования средств интернет-коммуникации во властно-управленческом процессе на современном этапе развития сетевых технологий в России.
Задачи исследования:
• Раскрыть специфику основных теоретических подходов к изучению политической коммуникации и ее функций и в политическом процессе;
• Раскрыть и проанализировать основные формы, каналы и способы политической коммуникации в сети Интернет на современном этапе их развития;
В рамках данного исследования мы обратим особое внимание на такой отдельный вид политической интернет-коммуникации, как взаимодействие власти и общества, посредством «электронных правительств».
Условно процесс формирования, становления и использования государствами интернет-технологий подразделяется на ряд этапов. В политической науке выделяется 5 этапов – направлений «электронного правительства»:
Некоторыми учёными политическое взаимодействие через Интернет выделяется в «сетевую политику», отражающую активизацию общественно-политических связей, изменяющая публичное пространство политики посредством:
Таким образом,
значение Интернета как фактора
трансформации системы
Задействование новейших ИКТ существенно трансформирует сам политический процесс. Так, С.Г. Туронок отмечает: «Компьютерные сетевые технологии открыли возможности многосторонней коммуникации, к которым относится Интернет и это открытие имеет уже непосредственное отношение к политическому процессу»20.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно говорить о том, что взаимодействие «власть-общество» в сети Интернет реализуется по пяти направлениям21:
При анализе
превращения в форму
Первый период, начиная с 1994 года и по 2002 год, можно условно назвать периодом протоинституциализации Интернета. Данный этап характеризуется созданием и становлением виртуальной среды политического Интернета, появляются первые политические проекты в Сети, выполняющие функцию информирования общественности для дальнейшего развития политической практики в Интернете и формирования политической Интернет-культуры общества.
Второй период, приходящийся на 2003 год и длящийся по настоящее время, характеризуется институционализацией Интернета ,качественно новым использованием сети Интернет в политической жизни России. На данном этапе, был преодолён 10% рубеж количества интернет-пользователей от общего населения страны, что повлекло за собой дальнейший рост распространения ИКТ в интернет - пространстве и внедрение сети Интернет в большинство сфер жизни. Происходит осознание, что сеть Интернет является особой формой политической коммуникации, образующей широкую информационную платформу для социально - политической жизни. Интернет выступает в роли канала связи в системе «власть-общество», закрепляя свои позиции в сфере политических коммуникаций.
Таким образом,
процесс институционализации
Политическая коммуникация посредством Интернета даёт возможность как синхронного, так и асинхронного личного, межгруппового и массового обмена политической информацией в текстовой и аудиовизуальной формах. Оформившись как политический институт, сеть Интернет добавляет в традиционно структурированную политику, элемент неиерархичности, происходит трансформации структуры подачи информации в публичном секторе и интернет-аудитория уже выступает не просто наблюдателем политического процесса, а приобретает статус полноправного участника, что в свою очередь, в значительной степени легитимизирует данный процесс.
Интерес автора, в рамках данного исследования, сфокусирован на интернет-технологиях, выступающих в качестве властного ресурса государства, что будет проанализировано в следующих разделах.
Глава II.
Электронное правительство как инструмент реализации политических интернет-технологий.
2.1. Электронное правительство как инструмент взаимодействия властно-управленческих структур и общества.
Активное развитие ИКТ накладывалось на кризис классической «веберианской» модели государственного управления, в первую очередь, это проявилось в ряде экономически развитых стран с англо-саксонской моделью государственного управления и странах Западной Европы в 60-х – 70-х годах XX века. Ответом на подобный кризис стало появление моделей и концепций государственного управления, таких как Новое государственное управление (NPM), а позже теория «хорошего управления» или Good Governance.
В рамках теории «нового государственного управления» (NPM) основной задачей стояло «сделать правительство эффективным и дешёвым» и был взят вектор на коммерциализацию, а также: прибавилось рационализма, увеличились сложности в плане согласования интересов, основной же задачей «электронного правительства» считалось предоставление государственных услуг для граждан и бизнеса с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами. Однако, практика показала, что подобный консьюмеристский подход к «электронному правительству» имеет множество недостатков, ровно как и вся теория «нового государственного менеджмента» в целом.
Результаты реформирования, в странах принявших идеологию «нового государственного управления» были неоднозначны и противоречивы, имели негативный оттенок. Критика подобного менеджерального подхода к государственному управлению сопровождалась концептуализацией публичного управления на базисе таких теорий, как теория политических сетей и теории социальной синергетики, результатом которой стала теория «хорошего управления» или «good governance».
Концепция
«хорошего управления»
И если теория NPM делает акцент на внутренние административные преобразования, то концепция «хорошего правления», в свою очередь, исходит из ориентации на большую открытость государства в его взаимодействии с населением и институтами гражданского общества, направленного на достижение более эффективного управления и активного вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений. Административные реформы, синтезирующие оба представленных подхода и совпавшие по времени с бурным развитием и становлением ИКТ, в частности Интернета в общественной жизни явились катализатором для продвижения идеи внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления и как следствие, идеи «электронного правительства», как способа формирования отношений «власть-общество» на новых принципах и подходах, что в последствии получило название «реинжиниринга государственных услуг и функций».
Постиндустриальное общество предлагает свои вызовы и предполагает перестройку (изменение) политических институтов и государственного управления, с учётом этих вызовов и требований информационной эпохи. Все большее распространение получают новые информационные, интегративные технологии, ставшие основой глобализации и имеющие существенное влияние на общественное развитие. С каждым днём растёт и количество лиц и институтов, активно использующих сеть Интернет и в этих условиях, сверх централизованные структуры и институты оказываются в неподготовленном состоянии реагировать с должной скоростью на постоянные изменения и запросы окружающего мира. Следствием этого процесса выступает потребность в большей мобильности государственных институтов и изменение принципов их функционирования на основе гибкости и прозрачности. В то же время происходит расширение возможностей использования политических, социальных ,экономических технологий в государственном управлении и в данных условиях перед правительствами всех стран стоит задача по своевременной реакции на по развивающиеся инфо-технологические тенденции и достижения.
В докладе
исследовательской службы Конгресса
(Джеффри В. Зейферт) «Руководство по
компьютеризации функций
Мы попробуем применить данные понятия в рассмотрении участников политической интернет-коммуникации в России:
• от правительства к правительству /G2G/;
• от правительства к населению /G2C/ ;
• от правительства к бизнесу /G2B/.
Данная схема получила концептуальное развитие в работе Д. Сандора «Проблемы развития информационного общества в Румынии»22, в которой три существующих классических формы взаимодействия были дополнены такими участниками взаимодействия, как некоммерческие организации и научно-исследовательские центры, подобной подход значительно расширил не только число участников системы «электронного правительства», но и способствовал увеличению каналов связи между государством и обществом.
Интернет-технологии, получившие в современной литературе устойчивое определение «электронное правительство»(E-Government), призваны обеспечивать информационное взаимодействие органов власти и населения. «Электронное правительство», рассматривается как единое, социально ответственное и информационно открытое, с постоянно присутствующей обратной связью, учреждение. В целом, «электронное правительство» можно определить как специализированную комплексную систему взаимодействия структур исполнительной власти с населением, институтами гражданского общества и бизнес-структурами через сеть Интернет. Наряду с термином «электронное правительство» стоят такие термины как «электронный бизнес», «электронный гражданин», «электронная демократия», «электронное самоуправление» и др.
Переходя к вопросу реализации концепции электронного правительства стоит отметить, что она находится в прямой взаимосвязи с реформой государственного управления, так как с одной стороны, переход к электронному государственному управлению ставит перед государством задачи по определённой трансформации основ административной системы, а с другой стороны-содействует росту оперативности принимаемых управленческих решений, способствует снижению затрат на содержание государственного аппарата, повышает производительность и эффективность труда, способствует борьбе с коррупцией и др. В ходе трансформации и расширения поля взаимодействия институтов государства и общества, переход от «электронного правительства» к «электронному парламенту», «электронной судебной системе» и др. , может проходит их институциональная трансформация, таким образом, институциональные и технологические признаки и черты «электронного правительства» формируются и видоизменяются в зависимости от политико-экономических институтов и систем конкретных государств и стран, их программ и плана действий и его развитию, привлечению экономических и социальных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и др. Автору представляется адекватным анализ системы «электронного правительство» по следующим направлениям:
Информация о работе Интернет как инструмент формирования политических коммуникаций