Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:11, курсовая работа
Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.
Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Введение...........................................................................................................................3
Глава 1.Принципы формирования государственной информационной поддержки.5
1.1. Сущность, задачи государственной информационной поддержки.....................5
1.2. Цели, принципы государственной информационной поддержки.......................7
Глава 2. Информационные технологии управленческих решений............................9
2.1. Информационные технологии в принятии решений.......................................9
2.2. Развитие информационных технологий..............................................................12
2.3. Системы поддержки принятия решений..............................................................15
Глава 3. Выработка управляющих и политических решений на основе информационной поддержки........................................................................................20
3.1 Решение политико-управленческих задач при помощи СППР...........................20
3.2 Ситуационно-аналитические центры как политико-технологический инструментарий ............................................................................................................23
Заключение.....................................................................................................................27
Список литературы......................................................................................................
Термин OLAP неразрывно связан с терминами «Хранилище данных» (Data Warehouse) и интеллектуальный анализ данных (Data Mining). Представление информации в OLAP происходит в виде детальных данных и в виде агрегатов, а их хранение осуществляется как в реляционных, так и в многомерных структурах. В связи с этим применяются следующие термины:
MOLAP (Multidimensional OLAP) – и детальные данные, и агрегаты хранятся в многомерной БД
ROLAP (Relational OLAP) – детальные данные остаются в реляционной БД, агрегаты хранятся в той же БД в специально созданных служебных таблицах.
HOLAP (Hybrid OLAP) – детальные данные хранятся в реляционной БД, а агрегаты хранятся в многомерной БД.
На Западе основными потребителями OLAP являются центральные и местные органы государственного управления, государственные ведомства (армия, полиция, социальное обеспечение, строительные, налоговые и другие службы), средства массовой информации, крупные фирмы, политические партии, исследовательские организации. Компании, связанные с инвестиционной деятельностью и фондовыми операциями, действующие на рынках нескольких регионов, традиционно остаются типичными клиентами фирм-поставщиков OLAP (40-50% рынка). Западная коммерческая компания, внедрившая компьютерную систему поддержки принятия решений, рассчитывает обычно на пятидесятипроцентное сокращение текущих расходов на инфраструктуру, а также на повышение конкурентоспособности благодаря более оперативной реакции на рыночную конъюнктуру и конкретные внешние события.
Современная система поддержки принятия решений крупной компании или государственного ведомства включает в себя следующие основные службы: связи; обеспечения надежности; аналитическая; презентации; обеспечения решений и другие.
Служба обеспечения решений поддерживает два вида: волевые и согласительные решения. Под "волевыми" обычно понимаются решения, принимаемые высшими должностными лицами в соответствии с их полномочиями самостоятельно. Они руководят своими подразделениями или фирмами, используя отдельный компьютер (обычно мобильный) или комплекс оборудования ситуационной комнаты. Хотя считается, что решение принимается индивидуально, его выработке практически всегда предшествует интенсивный процесс совещаний с другими руководителями и ведущими экспертами-аналитиками. Для этого необходимы средства для коллективной работы над документами и таблицами, а также оборудование и программное обеспечение телеконференций. Иногда бывает сложно обеспечить режим передачи видеоинформации на мобильный компьютер. Лица, принимающие решения, имеют право выхода на службу связи для выдачи и контроля распоряжений.
Согласительные решения - это решения, вырабатываемые путем голосования или переговоров (решения совета директоров, собрания акционеров, парламента, группы приглашенных экспертов и т. д.). С одной стороны, лица, принимающие согласительное решение, являются потребителями аналитической и презентационной информации (как печатной, так и оперативной - в ситуационных комнатах). С другой стороны, компетентное принятие решений невозможно без специальной информационной поддержки. Дело в том, что полезность демократического голосования при наличии нескольких групп с прямо противоположными интересами весьма ограничена. Стремление отстоять свою позицию ведет часто к радикализации и отстаиванию из тактических соображений мало реалистичных подходов к основным и второстепенным вопросам. Для этого явления имеется хорошо развитая математическая теория, составляющая раздел теории игр. Чтобы затруднить для сторон, стремящихся к согласию, отход от ранее декларированных (например, избирателям) реалистичных приоритетов, используется ряд методик выработки оптимального и справедливого решения.
Системы поддержки согласительных решений состоят обычно из средств декомпозиции проблемы, сравнения альтернатив, протоколирования переговоров и оценки результатов. Вся эта процедура заменяет в ответственных случаях (и в серьезных компаниях) обычное голосование.
Глава 3. Выработка управляющих и политических решений на основе информационной поддержки
3.1 Решение политико-управленческих задач при помощи СППР
Выработка управляющего решения в
политически-ориентированной
К наиболее характерным особенностям откры
· необходимость ситуационной корректировки
целей, задач, информационных потребностей
в условиях обработки постоянно
обновляемого, большого объема информации,
порой противоречивого
· информационная открытость процесса управления, вариативность и трудность формализации задачи;
· уникальность каждого политико-
· субъективность критериев оценки,
наличие в процессах решения
задач явных элементов
· влияние непредвиденных обстоятельств,
воздействующих на управленческие процессы
и приводящих к модификации намеченных
планов и уже разработанных вариантов
решений, к выходу за рамки стереотипного
видения и необходимости
· определенная непредсказуемость поведения объекта управления, требующая применения нетрадиционных методов обеспечения устойчивости системы управления изменениями.
Решение политико-управленческих задач
в столь неопределенной среде
в условиях риска невозможно вне систем
поддержки принятия решений (СППР), под которыми в дальнейшем будем
понимать системы, обеспечивающие центр
принятия решений необходимыми для него данными, знаниями,
оценками, выводами и рекомендациями на
базе современных политических техно
Ввиду уникальности политических решений в
каждом конкретном случае необходимо
вести речь о способности СППР генерировать
и реализовывать на практике своего рода
управленческие «ноу-хау» в рамках политико-
В соответствии с Международными стандартами инновация определя
Для инноваций в равной мере важны новизна, применимость и
Инновационный процесс в политической
среде, с одной стороны, напрямую
обусловливается
С этой точки зрения любая инновация,
используемая в плане поддержки
принятия управленческого решения,
представляет интерес не столько
сама по себе, сколько в логической
связке «политико-
В качестве базового инструментария, наиболее полно отвечающего интересам ППА в системе государственного управления, целесообразно рассматривать системный и ситуационный подходы в их органическом единстве.
Использование того или иного типа аналитических исследований обусловливается режимом работы СППР, потребностями ЛПР, типом принимаемых решений, фазой политического процесса, способами факторов артикулировать и агрегировать политические интересы, особенностями складывающейся на данный момент управленческой ситуации и многими другими факторами.
Как показывает практика, эффективность мониторинга в политически ориентированной среде определяется:
· глубиной структуризации проблемы, способностью определить конфигурацию влияющих факторов и характеризующих индикаторов (параметров);
· направленностью на достижение конкретной цели в рамках решения управленческих задач, при этом формулировка цели должна осуществляться с учётом её иерархии и как бы выходить за границы проблемной области;
· способностью выбрать определенный
набор соизмеримых показателей
для слежения за ситуацией в целях
построения формализованной мод
· способностью специалистов применять средства визуализации результатов обработки и анализа информации (например, средств многомерного представления данных);
· неопределенностью временной выборки, что вынуждает в ряде случаев осуществлять объектный мониторинг.
Оперативный режим работы является наиболее характерным и специфичным для СППР. В данном случае предварительная подготовка исходных материалов сведена к минимуму, состав информации необходимой для обсуждения непредвиденно возникшей проблемы определяется уже в процессе обсуждения, а сам процесс принятия решения носит зачастую кумулятивный характер.
Необходимость в оперативном режиме работы может возникнуть и в процессе мониторинга и инициируемых исследований, когда выявляется определенная тенденция, позволяющая управлять процессом.
3.2 Ситуационно-аналитические центры как политико-технологический инструментарий
Эффективность реализации функций
ППА в сложной и динамичной
политической среде во многом определяется
наличием в государстве
Среди всего их многообразия выделяют два основных класса:
· центры для анализа и управления кризисными ситуациями;
· центры мониторинга и принятия стратегических решений.
Основными задачами ситуационных центров принято считать:
· мониторинг состояния объекта управления;
· ситуационное прогнозирование;
· экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
· моделирование последствий
· управление в кризисной ситуации.
Как показывает практика, каждый САЦ по-своему уникален. Эта уникальность определяется, прежде всего, особенностями организационной структуры системы государственного управления в целом и сферы деятельности в частности, а также объёмом решаемых задач, статусом ЛПР, сложившимися традициями, качеством профессионализма и творческого потенциала сотрудников и привлекаемых экспертов, конфигурацией информационных коммуникаций, уровнем технической оснащенности и т. д. Эти и многие другие факторы необходимо учитывать при проектировании САЦ и подборе персонала, который должен быть способен не только эффективно использовать аналитический инструментарий, адаптировать существующие технологии к исследуемой проблемной среде, но и быть способным генерировать идеи, внедрять инновации. Применительно к сфере подготовки политических решений этот политико-технологический инновационный процесс является системообразующим, позволяя сделать САЦ функционально необходимым элементом системы политического и государственного управления, адаптируя политическую систему к изменению внешних и внутренних факторов.
Для того чтобы понять, как данная проблема решается на практике, рассмотрим процесс поддержки принятия политического решения на примере гипотетического САЦ. Решение любой управленческой задачи представляет собой логически связанную и периодически повторяющуюся последовательность стандартных процедур – так называемых информационных циклов (ИЦ).
Последовательность ИЦ образует информационно-аналитический процесс. Суть представленного алгоритма заключается в том, что каждой фазе ИЦ ставится в соответствие вполне определенный результат, а исключение хотя бы одной их них снижает эффективность всего информационно-аналитического процесса. Совершенно очевидно, что нельзя приступать к работе, не составив представления об информационных потоках в контуре управления информационных приоритетах (потребностях) ЛПР. Своевременное и качественное выполнение задачи невозможно без организации эффективной системы сбора информации. В этих целях осуществляется поиск источников наиболее актуальной информации, конфигурация которых оптимизируется в зависимости от типа и сложности решаемой задачи.
Ограниченность во времени на подготовку решения компенсируется за счет систематизации получаемой информации, автоматизации документооборота, владения навыками ППА (оперативного, ситуационного, прогностического и т. д.).
Информация о работе Информационная поддержка принятия политических и административных решений