Консерватизм и либерализм как политические доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………........ . стр. 2
1.Консерватизм как политическая идеология……………………….......…стр. 4
2.Либерализм как политическое течение……………….….....……..……..стр. 9
3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24
Заключение………………………………………………………………….стр. 28
Список литературы…………………………………………………………стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Политология кр.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Неоконсерваторы считают, что  предоставлять социальные блага  бесплатно следует действительно  тем, кто в них нуждается, и  сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки  зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая  форма, укрепляющая и расширяющая  класс собственников. Оно также  лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается  ими.

В политической сфере неоконсерваторы  верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в  себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с  традиционными ценностями, такими как  религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Органическая концепция  общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума  как целостности, где поведение  индивидов с их страстями и  эгоизмом подчинено сложившимся  структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

 

  1. Либерализм как политическое течение

Становление и развитие социально-политических и философских идей либерализма

2.1 Идеи теории ''общественного договора'' в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, и Ж.-Ж. Руссо

Большинство исследователей либеральной политической доктрины считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным ядром - теорию ''общественного договора''. Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона  Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).

Процессу появления теоретических  разработок идеологического характера  всегда предшествуют определённые изменения  в обществе. В случае с либерализмом эти изменения были кардинальными. Европа вступала в Новое время. Во всех сферах общественной жизни происходили  свои перемены. В области экономики - это переход от феодального к  капиталистическому способу производства; диктат католической церкви в духовной сфере уходил в прошлое, наступала  эра религиозной свободы. В структуре  общества появились новые социальные группы, так называемое ''третье сословие''. Выразителями интересов которого и стали теоретики ''общественного договора'' и ''естественных прав''.

Идеи основоположника  либерализма Джона Локка об ''Естественных правах'' гражданина: на жизнь, свободу, собственность; о разделении ветвей власти пришлись в Англии после Славной  революции 1688 года как нельзя кстати. Его политологические наработки  были активно использованы в конституционном  оформлении Английского государства  конца XVII - начала XVIII века. Это случилось, прежде всего, потому, что Джон Локк стал выразителем интересов широких  слоёв населения, и прежде всего  самого активного - ''третьего сословия''.

В противоположность прежним  представлениям о том, что индивид  обладает политическими, экономическими и иными правами лишь постольку, поскольку он является полноправным гражданином, как считалось в  эпоху античности, или в силу того, что принадлежит к определённому  сословию, как утверждали в средние  века, мыслители Просвещения провозгласили  идею ''естественных прав'', неотчуждаемых  прав человека. Эти права даны каждому  человеку от природы и включают в  себя право на жизнь, свободу и собственность или, как записано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1791 году, право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Традиции свободы, провозглашенные в Декларации, основаны на естественном праве, на здравом смысле, а не на исторических традициях и обычаях. И Декларация, и конституция США опираются на естественное право граждан менять или низлагать свое правительство и устанавливать те формы власти, которые им представляются наилучшими.

''Мы считаем очевидными  следующие истины: все люди сотворены  равными, и все они одарены  своим Создателем некоторыми  неотчуждаемыми правами, к числу  которых принадлежат: жизнь, свобода  и стремление к счастью. Для  обеспечения этих прав учреждены  среди людей правительства, заимствующие  свою справедливую власть из  согласия управляемых. Если же  данная форма правительства становится  гибельной для этой цели, то  народ имеет право изменить  или уничтожить ее и учредить  новое правительство, основанное  на таких принципах и с такой  организацией власти, какие, по  мнению этого народа, всего более  могут способствовать его безопасности  и счастью''.

Идеологи Просвещения  разрушали господствовавшее в феодальном обществе убеждение в том, что  одни люди от рождения предназначены  господствовать, а другие повиноваться и что права ''третьего сословия'' никогда не могут быть равными  правам ''благородного'' сословия.

''Так же решительно  сторонники теории ''естественного  права'' порывали и с взглядами о несовершенстве и ненадёжности человеческого разума, о праве и обязанности церкви, государства опекать индивида, ограничивать, стеснять его свободу''.

По отношению к происхождению  частной собственности у просветителей  различные точки зрения. По Локку  собственность возникает независимо от государственной власти. Монтескье  же считал, что в первобытном обществе отсутствовала частная собственность. Он заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под властью  государственных законов, люди отказались и от естественной общности имущества, чтобы жить под властью государственных  законов. Он рассматривает, таким образом, частную собственность как сравнительно поздний продукт исторического  развития. Частная собственность, по Монтескье, является следствием ''общественного  договора'', т.е. ставится в зависимость  от юридических норм. Частная собственность - высшее проявление цивилизации. Монтескье  полагал, что при частной собственности  всякий человек может достичь  материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея стала одним из основных постулатов либеральной идеологии.

У Руссо по отношению к  частной собственности своеобразная позиция: в своём втором трактате ''Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми'' он объявил частную собственность  причиной всех социальных бед и несчастий. Широко известны его слова: ''От скольких преступлений, войн, убийств, несчастий  и ужасов уберёг бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы себе подобным: ''Остерегитесь слушать этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земли для всех, а сама она - ничья!''

И, однако, в том же 1755 году в статье ''О политической экономии'', написанной для Энциклопедии, Руссо  утверждает: ''Несомненно, что право  собственности - это самое священное  из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода''. Более того, ''собственность - это  истинное основание гражданского общества и истинная наука в обязательствах граждан, ибо если бы имущество не было залогом за людей, то не было бы ничего легче, как уклониться от своих  обязанностей и насмеяться над законом''.

Политическая практика современных  просветителям абсолютистских государств убеждала их в том, что пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом  себе ограничивающих его начал, права  и свободы граждан не могут  быть надёжно гарантированы. К идее о необходимости создания механизмов, позволяющих контролировать процесс  осуществления властных полномочий, мыслителей XVIII века приводило и  питаемое учением о греховности  человека сомнение в том, что люди, находящиеся у власти, всегда будут  ставить на первое место интересы общества, а не заботу о собственном  благополучии. Известен афоризм лорда  Эктона: ''Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно''.

Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом государстве  должно быть последовательно проведённое  разделение властей. Первым эту идею выдвинул Локк. ''Разумное государственное устройство он усматривает в наличии трёх властей: законодательной (парламент), исполнительной (суды, армия) и ''федеративной'', т.е. ведающей отношениями с другими государствами (король, министры) ''. Монтескье развил теорию Локка о разделении властей. По его мысли законодательная, судебная и исполнительная власти должны формироваться самостоятельно и не зависеть друг от друга. ''Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранские законы для того, чтобы также тиранически применять их''.

Принцип формирования и взаимоотношения  органов власти могут быть различны. Однако общим правилом является то, что законодательная власть контролирует исполнительную, и обе они неукоснительно придерживаются рамок закона, за исполнением  которого наблюдает судебная власть, не зависящая ни от законодателей, ни от исполнительной власти. Недопущение  чрезмерного усиления одной ветви  власти за счёт другой, независимость  суда, выборность органов власти создают  реальные механизмы защиты прав человека и политических свобод.

Вступившие в ''общественный договор'' индивиды сохранили за собой  права, ради защиты которых и создавалось  государство. Прежде всего, полагали просветители, участники ''общественного договора'' сохранили за собой право на собственность, на пользование плодами своего труда. ''Великой и главной целью объединения  людей в государство и передачи ими себя под власть правительства  является сохранение ими собственности'' - утверждал Локк. Гарантии права  собственности были основным требованием  третьего сословия. Это требование подразумевало, во-первых, защиту от произвольных поборов, конфискаций со стороны  государств. Во-вторых, оно предполагало равенство всех видов собственности. В феодальном обществе земля была особой, ''привилегированной'' собственностью, право её покупки для третьего сословия было затруднено. А между  тем земельная собственность  обеспечивала её владельцу почётное положение в обществе. Право собственности  предполагает и обеспечение личной безопасности человека. Вступая в ''общественный договор'', люди сохранили за собой  право на жизнь, безопасность и сопротивление  насилию.

Право на жизнь не ограничивается гарантиями физического существования, оно включает право на достойную  жизнь, на моральную автономию личности, что в политико-правовой области  находит выражение в признании  свободы совести. Государство в  соответствии с теорией ''общественного  договора'' не должно принуждать индивида к принятию какой-либо системы взглядов или вторгаться в его частную  жизнь, оно отказывается от роли цензора  и воспитателя. Необходимым шагом  к обеспечению свободы совести  стало отделение церкви от государства.

Отделившись от церкви, государство  тем самым как бы заявило о  своей нейтральности по отношению  к религиозным и иным взглядам своих граждан. Исповедовать любую  веру или быть атеистом, придерживаться консервативных или либеральных  убеждений, принадлежать к партии левой  или правой ориентации - всё это  становится частным делом индивида. Формирование мировоззрения, воспитание нравственности признаются сферой ответственности семьи, школы, церкви, т.е. институтов гражданского общества.

Автономия личности и право  личности будут неполными, недостаточными, негарантированными, если человек не обладает правом участвовать в решении  тех вопросов, которые для него жизненно важны и непосредственно  его затрагивают. Вот почему в  теории ''естественного права'' свобода  утверждается и как право политического  участия. По Руссо ''…образцовым государством является то, которое создаёт реальные возможности для участия в  законодательном творчестве всех граждан  без исключения, ибо народ сам  определяет устраивающие его условия  жизни в едином обществе и едином государстве''.

Современная демократия - это  представительство интересов, а  не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом  государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства  равенство политических и гражданских  прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов  считали других его участников равными  себе, так как только на таком  условии мог быть заключён договор, признаваемый всеми.

Равенство это двоякого рода - равенство перед законом и  равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках  и повязкой на глазах - символами  беспристрастности богини, объективности  правосудия. Независимо от имущественного положения и занимаемого поста  перед законом равны все. Моральная  ответственность тем выше, чем  более видное положение в обществе человек занимает, ибо демонстрируемое им пренебрежение к закону может подорвать веру в законность и правопорядок многих граждан. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. ''Начало верховной власти всегда лежит в народе; никакое учреждение или лицо не может осуществлять власти, не исходящей от народа''. Причём значимость, вес голосов избирателей должны быть одинаковы, на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов, манифестаций и другие права, закрепляемые законом.

Информация о работе Консерватизм и либерализм как политические доктрины