Консерватизм и либерализм как политические доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………........ . стр. 2
1.Консерватизм как политическая идеология……………………….......…стр. 4
2.Либерализм как политическое течение……………….….....……..……..стр. 9
3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24
Заключение………………………………………………………………….стр. 28
Список литературы…………………………………………………………стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Политология кр.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Правые интеллектуалы  неоклассического направления обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем необходимо отметить различие между классическим и неоклассическим  либерализмом.

Российский либерализм

Либеральная идеология на протяжении последних II-х веков, и  особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России. И в прошлом, и  в нынешнем столетии российский либерализм представлял собой идеологию  “западничества”, направление общественной мысли, которое, признавая особенности  исторического пути России, настаивало на принципиальной возможности её модернизации, развития в ней присущих западному  обществу институтов. Поэтому либерализм - это своеобразный “цивилизационный выбор”, определенная позиция в споре между сторонниками “евразийцев” и “западников”, возобновляемом на каждом витке модернизации в России.

Следует заметить, что позиция  либералов никогда не заключалась  в слепом копировании западных институтов и не предполагала простого переноса западных идей на отечественную почву - упрёки оппонентов в обратном не имели  под собой оснований.

“Западники”, как и “славянофилы”, напряженно искали пути решения российских проблем, они прекрасно сознавали, сколь многим эти проблемы отличаются от европейских, в особенности если речь касалась соотношения личности и государства в российских условиях, и в либеральных теориях видели скорее предмет для размышлений, чем готовые рецепты

Истоки отечественного либерализма  восходят к событиям XVI-XVIII вв. В идейной  борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные идеи и устремления  в боярской аристократии, направленном на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном  церковным расколом, которые объективно порождало стремление к утверждению  свободы совести.

История сложилась так, что  либеральные тенденции были подавлены  утверждающимся абсолютизмом. Либеральная  идеология проникала в общество по мере разворачивания процессов модернизации. Либеральное сознание появляется в  стране в конце XVIII - начале XIX вв. Его  появление обусловлено включением России в широкий общеевропейский  контекст, приобщением высших слоев  общества к европейской образованности, утверждением идеалов Просвещения, внедрением идеи общественного договора, естественных прав и т.д. В истории  русского либерализма существенна  роль масонства, которое в конце XVIII начале XIX вв. пронизывает собой  достаточно тонкий слой европейски образованных людей. Либеральное мироощущение проникает  в Россию в формах религиозно- нравственной проповеди, вместе с общим идейным климатом масонского движения.

Формирование более или  менее целостного либерального сознания падает на 10-30 гг. XIX столетия. Носителем  либеральных идей в России выступала  в эти годы дворянская интеллигенция  и правительственная бюрократия. Вопрос о перспективах конституционного развития страны был неразрывно связан с вопросом об отмене крепостного  права и распространении просвещения.

В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное  направление. Наряду с этим, влияние  либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России "направления" - западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением. Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства. В развитии русского либерализма особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало полем практической реализации либеральных принципов. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных. Б.Н. Чичерин видел задачу государства не только в “охранении права”, но и в управлении “совокупными интересами народа”. Поэтому государство может, по его мнению, при некоторых обстоятельствах прибегать к стеснению свобод своих граждан, однако “лишь настолько, насколько оно требуется этими совокупными интересами. Вся сфера частных интересов и отношений, - подчёркивал Чичерин, - должна быть предоставлена свободе. Таким образом, Чичерин отводил государству более активную роль: на определенных этапах оно может вмешиваться в те сферы, которые в обществе с развитыми формами “свободной деятельности” являются предметом заботы частных лиц, однако конечная перспектива - минимальное государство в соответствии с описанным выше принципом. Однако была и другая традиция. В. Соловьёв одним из первых в Европе сформулировал идею “права на достойное существование”, дав ему юридическое обоснование в контексте своего понимания права как “минимума нравственности”. Эта идея легла в основу концепций “нового либерализма” П. Новгородцева, Л. Петражицкого, И. Покровского, позднее - Б. Кистяковского и С. Гессена.

Русские либералы обосновывали социальные права как часть естественных прав человека и настаивали на изменении  фабричного законодательства, разрешении деятельности профсоюзов, создании системы  государственного и общественного  призрения нетрудоспособных и т.д. “Новый либерализм” в России возникает  практически одновременно с аналогичными идеями на Западе. Вместе с тем, в  России не было решено большинство  проблем, входивших в число основных требований “классического либерализма” (последний в России, в отличие  от западных стран, был представлен в виде теоретических концепций, но не конкретных политических программ). Однако факторы, способствовавшие популярности радикальных и социалистических идей в России, равно как и необходимость противостоять последним стимулировали и “ускоренное” развитие либеральной теории, воспринимавшей новейшие веяния западной мысли. Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Правительством руководит П.А. Столыпин. Либеральные реформы села, проведённые Петром Столыпиным, на практике подтвердили тезис европейских либералов, о том, что свободный труд, частного собственника - основа всякого процветания. ''Никогда российское сельское хозяйство не развивалось так успешно, как в коротком интервале между общиной и колхозом.

Из аморфного "направления" российский либерализм превратился  в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался  с одной стороны - идейным и  организационным вызреванием русского либерализма, с другой - породил кризис, который разрешился утверждением большевистской идеократии.

Русский либерализм страдал  типичными пороками отечественной  интеллигенции. Либералы не умели говорить на одном языке с широкими массами, во многом идеализировали народ. Отечественный  либерализм страдал барственно-интеллигентским  пренебрежением к проблемам частной  собственности и хозяйственной  свободы. Русский либерализм был  противоречивым, не вполне оформленным  явлением. Социальная база либерального движения была трагически узкой.

Февральская революция задала следующий этап в истории русского либерализма. Представители либеральных  партий вошли во Временное правительство  и разделили с другими политическими  силами ответственность за судьбу страны. Однако развитие событий вскрыло как неспособность либеральных партий овладеть ситуацией, так и неготовность русского общества к либеральной политике. Резкая радикализация политической ситуации и большевистский переворот поставили точку на легальном существовании либерализма в России, после чего последовал пятидесятилетний перерыв в развитии либеральной традиции. В послереволюционные десятилетия либерализм, как идейная традиция сохраняется только в эмиграции, где проживала значительная часть мыслителей и политических деятелей либеральной ориентации. В первые десятилетия советской истории трудно обнаружить какие-либо следы либеральных идей. Возрождение либерального сознания начинается после смерти Сталина.

Либеральное направление  в советской общественной мысли  возникает наряду с другими неофициальными тенденциями - националистическими, религиозно-фундаменталистскими, социал- демократическими. Существуя в условия партийной цензуры, либеральные авторы были вынуждены излагать свои идеи в рамках исторических и аналитических исследований: историко-философских трудов, исследований по истории экономических учений, редких изданий по истории США и Великобритании, исследований по истории буржуазного конституционализма, современной экономической истории и т.д. В ходе этой незаметной работы ценой огромных усилий в обществе нарабатывался определенный потенциал, и формировались поколения, готовые к преобразованиям. Параллельно с "легальными", вписанными в контекст официальной советской жизни складывались и нелегальные формы самореализации либеральной идеи.

Практически в 70-е гг. в  России произошло возрождение либерального сознания. Между отечественными мыслителями  и представителями русского зарубежья  разворачивается диалог. Следующий  этап развития либерализма в России начинается с перестройкой и продолжается до сегодняшнего дня. При всей неоднозначности  оценок реформ начала 90-х годов, большинство  исследователей приходят к мнению, что именно либеральная идеология  оказала максимальное влияние на программные установки реформаторов, и что в результате деятельности либерального правительства во главе  с Е.Т. Гайдаром, Россия кардинально  изменила свой облик. ''Экономические  реформы начала 90-х годов выполнили  в России роль социальной революции, как фактора перехода от одного общественно - экономического строя к другому.

С точки же зрения предпосылок  и движущих сил эти реформы  были реакцией на всеобъемлющий системный  кризис в его самой острой стадии, когда социалистическая система  стала просто распадаться, грозя  похоронить под своими обломками  и экономику, и общество, и самих  людей''. За считанные годы либерализм превращается в фактор духовной и  общественной жизни России. Сегодня  новые российские либералы активно  участвуют в реформировании политической и экономической структуры государства. Внутренняя и внешняя политика России в той или иной мере отражает идеи и принципы либерализма.

Необходимо отметить, что  либерализм в современной России реализует свои идеи в условиях, кардинально отличающихся от тех, что  существовали в Западной Европе и Северной Америке в XVIII - XIX вв.: его задача - обеспечить социальный порядок, совместимый со свободой личности, в обстоятельствах, когда этой свободе угрожает не нелиберальный тип общественных связей, а хаос, образовавшийся на развалинах тоталитарной системы. Российская ситуация заставляет корректировать привычные теоретические представления о либеральных институтах и методах.

Классическая схема предполагает наличие гражданского общества и  государства, деятельность которого ограничена конкретными целями и не должна простираться за установленные рамки. При наличии  сложившегося гражданского общества, усвоившего заданные правила игры, имеющего развитые и осознанные интересы, государство действительно может  ограничить свою деятельность чётким перечнем определившихся с течением времени задач, - и выход за эти  границы воспринимается обществом  как посягательство на права частных  лиц. Однако ломка институтов “реального социализма” по необходимости не только предполагает радикальное изменение  “привычных жизненных условий”, неизбежно  затрагивающее права индивидов, но и порождает сложную и совершенно несвойственную для либерализма  проблему конструирования нового типа социальных связей. Что требует от отечественных либералов гибкого  подхода к российской действительности.

 

  1. Неолиберализм

 

Неолиберализм  — (лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, получившее развитие в середине — конце XX в. и наследующее либерализму. Неолибералы исходят из требования максимальной свободы деятельности индивида в сферах политики, экономики, частной жизни и т. д.

Экономический неолиберализм  опирается на тезис о недопущении  вмешательства государства в  экономику и постулировании неограниченной конкуренции как наиболее эффективного экономического механизма, обеспечивающего через свободное рыночное формирование цен регулирование хозяйственных процессов, рост общественного благосостояния и достижение социальной справедливости.

Неолибералы склонны истолковывать все общественные связи в терминологии рынка: человек как свободный предприниматель организует свою жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие рассматривает как контракт (акт купли-продажи).

Неолиберализм сформировался  как реакция на отход в 1930–50 гг. правительств западных стран, политических институтов и крупных социальных мыслителей от основных постулатов либерализма. Так, в США теория саморегуляции рынка и концепция «государства как ночного сторожа» (формулировка Ф. Лассаля) ярко продемонстрировали свою несостоятельность во время Великой депрессии в США (1930-е гг.).

Крупнейший экономист  Дж. М. Кейнс (1883–1946), выступавший за сочетание конкуренции с государственным регулированием, стал одним из идеологов «государства всеобщего благоденствия» : подразумевалось при активном «вмешательстве» государства в сферу экономики усиление социального сотрудничества и защиты населения от издержек капитализма.

Информация о работе Консерватизм и либерализм как политические доктрины