Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:00, контрольная работа
Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.
Введение………………………………………………………………........ . стр. 2
1.Консерватизм как политическая идеология……………………….......…стр. 4
2.Либерализм как политическое течение……………….….....……..……..стр. 9
3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24
Заключение………………………………………………………………….стр. 28
Список литературы…………………………………………………………стр. 29
Правые интеллектуалы неоклассического направления обладали колоссальным успехом в 80-е годы в Британии, Европе, Японии, США. Вместе с тем необходимо отметить различие между классическим и неоклассическим либерализмом.
Российский либерализм
Либеральная идеология на протяжении последних II-х веков, и особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России. И в прошлом, и в нынешнем столетии российский либерализм представлял собой идеологию “западничества”, направление общественной мысли, которое, признавая особенности исторического пути России, настаивало на принципиальной возможности её модернизации, развития в ней присущих западному обществу институтов. Поэтому либерализм - это своеобразный “цивилизационный выбор”, определенная позиция в споре между сторонниками “евразийцев” и “западников”, возобновляемом на каждом витке модернизации в России.
Следует заметить, что позиция либералов никогда не заключалась в слепом копировании западных институтов и не предполагала простого переноса западных идей на отечественную почву - упрёки оппонентов в обратном не имели под собой оснований.
“Западники”, как и “славянофилы”, напряженно искали пути решения российских проблем, они прекрасно сознавали, сколь многим эти проблемы отличаются от европейских, в особенности если речь касалась соотношения личности и государства в российских условиях, и в либеральных теориях видели скорее предмет для размышлений, чем готовые рецепты
Истоки отечественного либерализма восходят к событиям XVI-XVIII вв. В идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные идеи и устремления в боярской аристократии, направленном на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождало стремление к утверждению свободы совести.
История сложилась так, что
либеральные тенденции были подавлены
утверждающимся абсолютизмом. Либеральная
идеология проникала в общество
по мере разворачивания процессов модернизации.
Либеральное сознание появляется в
стране в конце XVIII - начале XIX вв. Его
появление обусловлено
Формирование более или
менее целостного либерального сознания
падает на 10-30 гг. XIX столетия. Носителем
либеральных идей в России выступала
в эти годы дворянская интеллигенция
и правительственная
В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственно либеральное направление. Наряду с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех крупных течениях общественной мысли. Так, классические для России "направления" - западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением. Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новое качество общественной жизни создает поле для практической реализации либеральных идей. Прибежищем либерализма становятся освобожденные от жесткой цензурной опеки печать, относительно свободные университеты и земства. В развитии русского либерализма особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало полем практической реализации либеральных принципов. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского давали теоретическое обоснование для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных. Б.Н. Чичерин видел задачу государства не только в “охранении права”, но и в управлении “совокупными интересами народа”. Поэтому государство может, по его мнению, при некоторых обстоятельствах прибегать к стеснению свобод своих граждан, однако “лишь настолько, насколько оно требуется этими совокупными интересами. Вся сфера частных интересов и отношений, - подчёркивал Чичерин, - должна быть предоставлена свободе. Таким образом, Чичерин отводил государству более активную роль: на определенных этапах оно может вмешиваться в те сферы, которые в обществе с развитыми формами “свободной деятельности” являются предметом заботы частных лиц, однако конечная перспектива - минимальное государство в соответствии с описанным выше принципом. Однако была и другая традиция. В. Соловьёв одним из первых в Европе сформулировал идею “права на достойное существование”, дав ему юридическое обоснование в контексте своего понимания права как “минимума нравственности”. Эта идея легла в основу концепций “нового либерализма” П. Новгородцева, Л. Петражицкого, И. Покровского, позднее - Б. Кистяковского и С. Гессена.
Русские либералы обосновывали социальные права как часть естественных прав человека и настаивали на изменении фабричного законодательства, разрешении деятельности профсоюзов, создании системы государственного и общественного призрения нетрудоспособных и т.д. “Новый либерализм” в России возникает практически одновременно с аналогичными идеями на Западе. Вместе с тем, в России не было решено большинство проблем, входивших в число основных требований “классического либерализма” (последний в России, в отличие от западных стран, был представлен в виде теоретических концепций, но не конкретных политических программ). Однако факторы, способствовавшие популярности радикальных и социалистических идей в России, равно как и необходимость противостоять последним стимулировали и “ускоренное” развитие либеральной теории, воспринимавшей новейшие веяния западной мысли. Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Правительством руководит П.А. Столыпин. Либеральные реформы села, проведённые Петром Столыпиным, на практике подтвердили тезис европейских либералов, о том, что свободный труд, частного собственника - основа всякого процветания. ''Никогда российское сельское хозяйство не развивалось так успешно, как в коротком интервале между общиной и колхозом.
Из аморфного "направления"
российский либерализм превратился
в зрелую политическую силу. Период
между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался
с одной стороны - идейным и
организационным вызреванием
Русский либерализм страдал
типичными пороками отечественной
интеллигенции. Либералы не умели говорить
на одном языке с широкими массами,
во многом идеализировали народ. Отечественный
либерализм страдал барственно-
Февральская революция задала
следующий этап в истории русского
либерализма. Представители либеральных
партий вошли во Временное правительство
и разделили с другими
Либеральное направление
в советской общественной мысли
возникает наряду с другими неофициальными
тенденциями - националистическими, религиозно-
Практически в 70-е гг. в
России произошло возрождение
С точки же зрения предпосылок
и движущих сил эти реформы
были реакцией на всеобъемлющий системный
кризис в его самой острой стадии,
когда социалистическая система
стала просто распадаться, грозя
похоронить под своими обломками
и экономику, и общество, и самих
людей''. За считанные годы либерализм
превращается в фактор духовной и
общественной жизни России. Сегодня
новые российские либералы активно
участвуют в реформировании политической
и экономической структуры
Необходимо отметить, что либерализм в современной России реализует свои идеи в условиях, кардинально отличающихся от тех, что существовали в Западной Европе и Северной Америке в XVIII - XIX вв.: его задача - обеспечить социальный порядок, совместимый со свободой личности, в обстоятельствах, когда этой свободе угрожает не нелиберальный тип общественных связей, а хаос, образовавшийся на развалинах тоталитарной системы. Российская ситуация заставляет корректировать привычные теоретические представления о либеральных институтах и методах.
Классическая схема
Неолиберализм — (лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, получившее развитие в середине — конце XX в. и наследующее либерализму. Неолибералы исходят из требования максимальной свободы деятельности индивида в сферах политики, экономики, частной жизни и т. д.
Экономический неолиберализм опирается на тезис о недопущении вмешательства государства в экономику и постулировании неограниченной конкуренции как наиболее эффективного экономического механизма, обеспечивающего через свободное рыночное формирование цен регулирование хозяйственных процессов, рост общественного благосостояния и достижение социальной справедливости.
Неолибералы склонны истолковывать все общественные связи в терминологии рынка: человек как свободный предприниматель организует свою жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие рассматривает как контракт (акт купли-продажи).
Неолиберализм сформировался как реакция на отход в 1930–50 гг. правительств западных стран, политических институтов и крупных социальных мыслителей от основных постулатов либерализма. Так, в США теория саморегуляции рынка и концепция «государства как ночного сторожа» (формулировка Ф. Лассаля) ярко продемонстрировали свою несостоятельность во время Великой депрессии в США (1930-е гг.).
Крупнейший экономист Дж. М. Кейнс (1883–1946), выступавший за сочетание конкуренции с государственным регулированием, стал одним из идеологов «государства всеобщего благоденствия» : подразумевалось при активном «вмешательстве» государства в сферу экономики усиление социального сотрудничества и защиты населения от издержек капитализма.
Информация о работе Консерватизм и либерализм как политические доктрины