Консерватизм и либерализм как политические доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:00, контрольная работа

Краткое описание

Основные черты русского консерватизма обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Поэтому русский консерватизм не может не отличаться радикальным образом от консерватизма англосаксонского с его приверженностью индивидуализму и установкой на защиту частной собственности от посягательств на нее со стороны государства. Столь же велико его отличие и от современной европейской версии консерватизма, так называемой идеологии "новых правых", с ее отчетливым тяготением к дохристианской языческой традиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………........ . стр. 2
1.Консерватизм как политическая идеология……………………….......…стр. 4
2.Либерализм как политическое течение……………….….....……..……..стр. 9
3. Неолиберализм…………………………………………………………...стр. 24
Заключение………………………………………………………………….стр. 28
Список литературы…………………………………………………………стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Политология кр.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

В Германии конца 1940-х -1960-х гг. проводником подобных взглядов стал канцлер Л. Эрхард, автор концепции «социального рыночного хозяйства», подразумевавшей сочетание рыночных рычагов, обеспечивающих экономическую эффективность с социально ориентированной деятельностью государства (контроль над формированием заработной платы, занятостью, социальным обеспечением и т. д.).

Преобладание роли государства  в экономике Японии, Тайваня и  др. стран АТР стало одной из причин «экономического чуда», наблюдавшегося в этих странах в 1960–90-х гг. Правительства  этих стран отклонили неолиберальные доктрины американских советников, широко применяя государственное регулирование  экономики, включая и механизм национализации целых отраслей.

Возникновение неолиберализма связывается с именем австрийско-американского экономиста Л. Мизеса (1881–1973), активного критика идей социализма. По его мнению, социализм как система неработоспособен, и применение социалистического принципа к части средств производства ведет к сокращению производительности труда и, соответственно, уменьшению общественного богатства. Напротив, «единственной работающей и эффективной системой человеческого сотрудничества в обществе, основанном на разделении труда, является частная собственность  на средства производства».

Не отрицая необходимости  государства как «аппарата, призванного  защищать частную собственность  на средства производства», Мизес настаивает, что любое плановое регулирование экономики, как в условиях социализма, так и в условиях, исключает возможность рыночных принципов ценообразования. Отсутствие торгов за ресурсы и поиска наилучшей альтернативы приводит к «неэффективному и бездумному» использованию ресурсов. Причину роста неприятия либерализма в середине XX в. среди представителей различных слоев населения Мизес видит в их неудачливости и склонности искать причину своего неудовлетворительного положения не в своей лени и бездарности, а в недостатках политической системы. По Мизесу, это и является питательной средой различных коллективистских и социалистических доктрин.

Идеи Мизеса развивал его ученик и последователь Ф. Хайек (1899– 1992), удостоенный в 1974 г. Нобелевской премии по экономике. По Хайеку, свободный от государственного вмешательства рынок необходим, поскольку он способствует прогрессу (производство неизвестного продукта не может быть внесено в план) и гарантирует устойчивое снижение издержек производства (за счет рыночного механизма цен происходит отбор наиболее эффективного производителя тех или иных продуктов). В своих работах Хайек жестко оппонирует кейнсианцам, считая, что политика дешевых денег и создания рабочих мест за счет бюджета в перспективе грозит новыми экономическими проблемами. Хайек стоял на позициях монетаризма — теории, обретшей влиятельность в 1970-е гг. и опиравшейся на количественную теорию денег.

Умеренные неолибералы выступали за ограничение функций государства монетарным регулированием и протекционизмом, а также за приватизацию образования, здравоохранения и государственной системы пенсионного обеспечения, за перевод науки на самоокупаемость. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация.

Принцип невмешательства  государства в экономику предполагает отстранение от участия в экономической  жизни страны национальных правительств, а стало быть, и населения, поскольку  правительство демократическое. Таким  образом, страны - «реципиенты» либеральных рыночных реформ становятся сырьевыми колониями или трудовыми лагерями, обслуживающими интересы «золотого миллиарда». Об этом свидетельствовал Дж. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике (2001), шеф-экономист Всемирного банка (1997–2000).

Наиболее разрушительные последствия как для экономики, так и для политической системы приход к власти либералов вызвал в СССР. Его результатом стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка», что стало огромной трагедией для сотен миллионов человек.

Сегодня неолиберализм дискредитировал  себя не только в России, но не является серьезным течением и на Западе. Так, США отказались от отвергаемых  американским обществом реформистских  идей неолибералов (приватизация образования, система медицинских накопительных счетов). Во внутренней жизни страны неолиберализм отвергается как доктрина, подрывающая образование и здравоохранение, ведущая к росту неравенства и уменьшающая долю труда в доходах. Однако как фактор влияния на уязвимые общества развивающихся стран неолиберализм остается «экспортным товаром» из США.

Неспособность мировых финансовых институтов, действующих в соответствии с либеральной экономической  доктриной, обеспечить реальные потребности  глобальной экономики, ярко проявилась в 2008 г., с началом глобального  экономического кризиса, во многом ставшего результатом противоречия между  реальной мировой экономикой и устаревшими, мешающими ее развитию финансовыми  институтами, базирующимися на спекулятивной  игре с ценными бумагами на фондовом рынке. Крах американской системы ипотечного кредитования и других инвестиционных институтов — банков и фондов, больно ударивший по экономике всех без исключения стран, означает и окончание эпохи финансового монополизма США и, шире — эры господства либеральной экономической доктрины.

Для спасения своей финансовой системы США пришлось прибегнуть к методам, которые с большим  трудом можно назвать либеральными. Так, 4 октября 2008 г. президент Дж. Буш  подписал т. н. «план Полсона», предусматривающий выделение 700 млрд. долларов на выкуп неликвидных активов у банков страны с тем, чтобы они смогли предоставлять кредиты предприятиям, находящимся на грани банкротства. Таким образом администрация США фактически провела национализацию части американских компаний.

Очевидным итогом финансового  кризиса 2008 г. стало возрастание  роли государства в экономике. Неспособность  традиционных рыночных институтов погасить кризис и предотвратить начавшуюся рецессию, способную привести к массовой безработице и социальным конфликтам, вновь поставила перед экономической  наукой и практикой вопрос о степени  влияния государственных структур в прогнозировании и планировании экономики, ее «социализации».

Понимание активной роли государства  в преодолении финансового кризиса  ярко проявилось и в ходе состоявшегося 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне саммита  «Большой двадцатки» (расширенный формат «Большой восьмерки»), посвященный  выработке мер по преодолению  последствий мирового финансового  кризиса.

 

 

Заключение

Данное исследование выполнено  в форме анализа социально- политической сущности либеральной доктрины. Специалисты, изучающие либерализм, подчёркивают, что правильнее определять его исторически, прослеживая основные линии его  эволюции, нежели логически, через перечисление основных принципов, идей или ценностных приоритетов.

Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу.

Сторонники “классического”  либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и  видят её естественные ограничения  в равных правах других людей. Равенство  формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими  к сумме “основных прав”, в  число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода  совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные  гарантиями частной собственности.

“Новые либералы” предлагают позитивное понимание свободы, дополняющее  свободу равенством возможностей в  качестве гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании - это реальная возможность выбора, не предопределяемого  ни другими людьми, ни обстоятельствами жизни самого индивида.

Но так или иначе, главной  посылкой либерализма является представление  о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать  это представление в меру своих  способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают  права других людей.

За свою долгую историю  либерализм выработал целую систему  институциональных гарантий прав индивидов, в которую входят неприкосновенность частной собственности и принцип  религиозной терпимости, ограничение  вмешательства государства в  сферу частной жизни, подкрепленное  законом, конституционное представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и др.

Сегодня либерализм, как  социально-политическое течение является мощным интеллектуальным движением.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Абдулаев М.И. Учение Канта о праве и государстве // Изв. вузов, Правоведение. 1998. №3.

2. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

3. Бастиа Ф. Закон. www.libertarium.ru/libertarium/lib_law.

4. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы философии. 1991. № 8

5. Введение в политологию. М., 1993.

6.Волков Ю.Т. Идеология в жизни современного российского общества. Социально-гуманитарные знания. 1999

7. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994.

8. Григоров С. Третье дыхание либерализма. Открытая политика. 1996. № 11,12

9. Гусев В. Консервативные идеологии. Социс. 1994. № 11

10. Дворцов А.Т. Жан-Жак  Руссо. М., 1980.

11. Дьюи Дж. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. № 3.

12. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Московского университета, Сер.12, политические науки. 1997. №2.

13. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 - 1914. М., 1995.

14. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М., 1994.

15.Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001 – 432 с.

 

 


Информация о работе Консерватизм и либерализм как политические доктрины