Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.

Содержание

Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая политика и международные отношения.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

— организации в области  отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство  по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация  Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и  т. д.;

— политико-экономические  организации, например: Организация  Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация  Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая  Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная  Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области  культуры и спорта: Международный  Олимпийский Комитет (МОК), Организация  Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация  Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных  Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации  в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный  Крест (МКК) — организация, целью  которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф  и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в  системе международных отношений  играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного  взаимодействия различных государств, в целях поддержания мира и  безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной  структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что  она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие  в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций. В  рамках ООН сложился целый ряд  организаций, которые органически  вошли в систему международных  отношений и как структуры  ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация  Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МАГАТЭ (Международная  Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН  по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные  организации имеют больше рычагов  воздействия на международную политику и отдельные государства, чем  общественные организации, которые  воздействуют, в основном, через  формирование международного общественного  мнения.

Огромным влиянием на мировой  арене пользуются международные  монополии или транснациональные  корпорации (ТНК). К ним относятся  предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение  прибыли и которые действуют  через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед  малыми, но даже перед крупными державами.

Но все же роль всех вышеназванных  субъектов остается пока несоизмеримой  с ролью государств, которые имеют  полномочия представлять в мировой  политике общество в целом, а не какую  либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными  задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство  — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Таким образом, названные субъекты составляют политическую структуру современного мира, взаимодействуют, выстраивая систему международных отношений, под которыми подразумеваются совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношении между народами, государствами, объединениями государств.

2. Россия в системе международных отношений.

2.1. Геополитика

При изучении мировой политики и международных отношений в  рамках политической науки важное значение имеет такое ее направление как геополитика. Геополитика имеет предметом своего исследования глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на территориальные и демографические императивы,  также силовые потенциалы различных стран.

Современная геополитика  представляет собой науку, изучающую  внешнюю политику государства посредством  комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических  исследований является географическая среда страны, которая характеризуется  рельефом, размером и расположением  территории в мировом геополитическом  пространстве; типом и формой государственных  границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов. Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как  политическая система, социально-демографическая  структура общества, экономика, военная  мощь.

При изучении географической среды в рассматриваемой науке  делается акцент прежде всего на исследовании фундаментальных качеств пространства. В данной связи важное значение имеет  такое понятие, как территориальность. Территориальность – совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания, чтобы не допустить в него посторонних. Каждая страна имеет свою собственную территорию с четко обозначенными границами и пограничной службой, охраняющей эту территорию.

Величина территории, которую  занимает то или иное государство  на планете, является одним из важнейших  показателей, во многом определяющим место  страны в иерархии международных  отношений, ее политику на мировой арене  и национальные геополитические  интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численность населения  страны. Это сопряжение фиксируется  еще одним важным геополитическим  показателем – плотность населения, то есть числом жителей на 1 км2. В  современном мире есть государства-гиганты  в территориальном плане, имеющие  высокую или относительно высокую  плотность населения. Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и глобальном развитии. К ним относятся: США, Китай, Россия.

Существуют государства  с достаточной большой территорией  и весьма малой плотностью населения, что в определенной степени ограничивает их возможности претендовать на роль мировых лидеров. К таким странам  можно отнести Канаду и Австралию.

Важным элементом государственной  территории являются воды, которые  делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты  и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные. Воды, входящие в состав государственной территории, имеют большое геополитическое значение:

1.    Внутренние водные  пути, такие как реки, каналы, во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;

2.    Территориальные  воды обеспечивают государству  выход к открытому морю и  мировой системе морских коммуникаций.

Воздушное пространство имеет  важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство.

Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические  регионы. Геостратегический регион – образуется вокруг государства  или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике и представляет собой большое пространство, в  которое, помимо территорий регионообразующих  стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

  Существенную роль  в геополитических исследованиях  играет категория «граница». В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе.

Важным элементом геополитического анализа является сила (или мощь) государства. Категория сила отражает чрезвычайно сложное и многофакторное геополитическое явление. С одной  стороны, сила государства – это  способность одной державы достигать  своих целей во внешней политике путем оказания существенного или  определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства  отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.

            Современная геополитическая теория  в наши дни ищет ответ на  вопрос, связанный с адекватной  оценкой силовых соотношений  между государствами современного  мира. Эта проблема тесно связана  с определением баланса сил  в международном сообществе, который  является исторической категорией  и во многом определяет глобальное  развитие всего человечества  и отдельных регионов на нашей  планете.

2.2. Геополитическое положение в современной России

Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной  истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения  сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым  значимым событием стал развал СССР и  социалистического лагеря, что явилось  закономерным фактором исторического  процесса. С распадом СССР произошли  качественные изменения в структуре  международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое  положение правопреемницы СССР - России.

Мировую геополитическую ситуацию России следует  рассматривать в двух аспектах:

- военном (военностратегическом);

- геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически  во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел  мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение  отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это  выглядит сегодня.           НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Проблемой для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной «китаизации» редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн. человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии. Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов. Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.                                            Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ. Известно, что одним из главных стремлений мировых держав- сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния ведется в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, дает ей рычаги влияния на мировые процессы. На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транснационализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения