Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.
Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27
— организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;
— политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);
— профессиональные организации:
Международная Организация
— демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
— организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);
— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;
— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
— экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в
системе международных
— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
— МОТ (Международная Ассоциация Труда);
— МВФ (Международный Валютный Фонд);
— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
— Международный суд.
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой
арене пользуются международные
монополии или
Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.
Таким образом, названные субъекты составляют политическую структуру современного мира, взаимодействуют, выстраивая систему международных отношений, под которыми подразумеваются совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношении между народами, государствами, объединениями государств.
При изучении мировой политики и международных отношений в рамках политической науки важное значение имеет такое ее направление как геополитика. Геополитика имеет предметом своего исследования глобальные и национальные интересы, приоритеты и методы внешней политики государств как субъектов международных отношений и мировой политики, опираясь на территориальные и демографические императивы, также силовые потенциалы различных стран.
Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве; типом и формой государственных границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов. Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально-демографическая структура общества, экономика, военная мощь.
При изучении географической
среды в рассматриваемой науке
делается акцент прежде всего на исследовании
фундаментальных качеств
Величина территории, которую
занимает то или иное государство
на планете, является одним из важнейших
показателей, во многом определяющим место
страны в иерархии международных
отношений, ее политику на мировой арене
и национальные геополитические
интересы. Размер сухопутной территории
государства в геополитике
Существуют государства
с достаточной большой
Важным элементом
1. Внутренние водные пути, такие как реки, каналы, во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, в том числе и крупные, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;
2. Территориальные
воды обеспечивают государству
выход к открытому морю и
мировой системе морских
Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны. Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство.
Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические регионы. Геостратегический регион – образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.
Существенную роль
в геополитических
Важным элементом
Современная геополитическая
Геополитика
в России сегодня переживает свой
ренессанс. Этот интерес вполне объясним,
т.к. современный этап всемирной
истории характеризуется
Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:
-
военном (военностратегическом)
- геоэкономическом.
Характерной
чертой сегодняшней России как бывшей
супердержавы стало ее ослабление практически
во всех областях политики, экономики,
социальной сферы и культуры, но,
одновременно, Россия остается второй
в мире, после США, ядерной державой.
Текущая ситуация напоминает передел
мира, хотя, в отличие от предыдущих
его проявлений, нынешнее положение
отличается иной основой взаимодействия
силовых полей. Вот как это
выглядит сегодня.
НАТО продвигается к границам России с
запада и фактически контролирует бывшую
сферу влияния СССР. Руководство НАТО
объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой
своей ответственности. В регионах Закавказья
и Средней Азии геополитическую активность
проявляет также Турция. Утверждение в
этом регионе Турции не приемлемо для
России. Но в то же время Россия должна
развивать отношения с Турцией как с черноморской
державой. Это необходимо также и потому,
что существуют проекты российско-турецких
газопроводов. Проблемой для России, является Китай.
Россия и Китай имеют общую границу длиной
около 4200 км. Ряд экспертов считают, что
прогресс Китая в экономике представляет
угрозу для России в форме постепенной
«китаизации» редко заселенных областей
Сибири и Дальнего Востока, тем более,
что разрыв демографического потенциала
между двумя странами огромен (Россия
- 154 млн. человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым
данным, в этом регионе России нелегально
находится около 200 тысяч китайцев. В связи
с этим одной из насущных задач является
ограничение китайской экспансии. Отношения
России с Японией упираются в проблему
Курильских островов. Япония хочет присоединить
их к своей территории и на этих условиях
согласна подписать мирный договор с Россией.
Россия не отрицает наличие территориальной
проблемы между двумя странами, но возвращение
Южных Курил не расценивается как удовлетворение
законных претензий Токио.
Информация о работе Мировая политика и международные отношения