Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.
Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27
В
связи с этим для России актуальна
не только реформа армии для повышения
ее боеспособности, но прежде всего
принятие серьезных решений в
области геоэкономики. России предстоит
решать проблему перевода внешнеэкономических
связей на геоэкономические стратегии,
основным содержанием которых является
транснационализация экономики. У
многих высокоразвитых стран, использующих
геоэкономические стратегии, все больше
стираются грани между
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в государстве демократизация поставили Россию в положение государства, которая обязана заново определить собственный пост в мировой политике, выявить те приоритеты внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и воздействие на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления государства, она в полной мере испытывает на себе воздействие политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Россия входит в состав многих влиятельных международных организаций и институтов, таких как Совет Безопасности ООН, БРИК, Совет Европы, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и т.д.. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене и стать участницей «Большой восьмерки».
Российская Федерация
проводит самостоятельную и
Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. Огромное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы. Во взаимодействии с другими заинтересованными государствами Россия будет прилагать последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны.
Упор будет делаться на
развитии добрососедских отношений
и стратегического партнерства
со всеми государствами - участниками
СНГ. Серьезный акцент будет сделан на
развитии экономического сотрудничества,
включая создание зоны свободной торговли,
реализацию программ совместного рационального
использования природных ресурсов. В частности,
Россия будет добиваться выработки такого
статуса Каспийского моря, который позволил
бы прибрежным государствам развернуть
взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации
ресурсов региона на справедливой основе,
с учетом законных интересов друг друга.
Российская Федерация будет прилагать
усилия для обеспечения выполнения взаимных
обязательств по сохранению и приумножению
в государствах - участниках СНГ общего
культурного наследия.
Одним из ключевых
процессов развития мировой политики
и международных отношений
Когда мы говорим о глобализации, то в широком смысле речь идет о растущей взаимосвязи и взаимозависимости всех сегментов мировой экономики и политики.
Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических культурных связей на основе новейших средств информатики телекоммуникаций.
В системе международных отношений процесс глобализации также
оказывает решающее влияние на ее изменение. Прежде всего, речь
идет о снижении роли национальных государств и возрастании роли
негосударственных акторов, о появлении новых международных институтов.
В целом можно
выделить следующие характеристики
международных отношений
• рост экономического потенциала негосударственных акторов- транснациональных компаний(ТНК) и потребность в его независимой реализации в международной
среде;
• вытеснение негосударственными акторами государств с позиций главных, системообразующих элементов системы международных отношений;
• размывание границ между внутренней и внешней политикой государств;
• экономизация политики и закрепление фактического неравенства государств как акторов международных отношений;
• появление условий, при которых геоэкономическая и геофинансовая власть диктуют миру свои правила игры;
Это новый вид войны - война за глобальное руководство. Конкуренция в мире стала «универсальным кредо», идеологией.
Транснациональные компании (ТНК) рассматривают всю планету как один глобальный рынок. Глобализация создает опасность нарастания разрыва в благосостоянии между государствами - в этих условиях могут утвердиться только те из них, которые имеют в своем распоряжении новейшие технологии и дешевую, но в тоже время, квалифицированную и гибкую рабочую силу.
Таким образом, получив наибольшее развитие в экономической сфере, глобализация в конце ХХ в. вышла за ее рамки и стала перестраивать политическую структуру мира. Поэтому сегодня в центре внимания исследователей находятся противоречия глобализации: между общечеловеческими интересами во взаимозависимом мире, национальными и этническими особенностями; глобализацией и стремлением к идентичности, самоопределению народов, социальных общностей, личностей; гражданским порядком, сохраняющимся внутри государств и естественным состоянием, царящим в рамках международных отношений, и др.
Существует широко
распространенное мнение, что глобализация
ведет к утрате политической власти
и влияния национальными
для маленьких. Гражданство в традиционном его понимании, как гражданство в рамках национального государства, дестабилизировано процессами глобализации, исследователи утверждают, что для современного общества характерно экономическое гражданство, которое
представляет собой концентрацию экономических прав, давая их обладателям определенную власть и возможность требовать отчет о деятельности государства. При этом субъектами этого нового гражданства являются не граждане, а фирмы и рынки, в особенности
глобальные финансовые рынки, соответственно локализуется это гражданство не в индивидуумах, не в гражданах, а в глобальных экономических aктopax.
Возможности нации-государства подрываются такими проявлениями
глобализма, как формирование международных финансовых рынков, интернационализация бизнеса и капитала, появление глобальных открытых информационных сетей,
самоопределение новых
наций, резко увеличившаяся
Сегодня главный враг открытого общества - капиталистическая угроза». В результате глобализация, которую ее приверженцы обычно трактуют как торжество либеральных ценностей на всей планете, на деле ведет нас к необходимости снова решать проблему, как возродить свободу. Национальные границы начинают исчезать под натиском транснациональных компаний и международных финансовых институтов, осуществляющих диктат в отношении стран, не входящих в «золотой миллиард». Власть в разных регионах мира с разной «скоростью», но неуклонно передается на транснациональный уровень, лишая государства все большей части суверенитета. Местные культуры с все возрастающей интенсивностью
подвергаются воздействию унифицирующей моды и инновационных тенденций, источником которых преимущественно является Запад, и прежде всего США. Барьеры, прежде всего географические и временные, разрушаются. Интенсивность культурных и информационных обменов, многократно усиленная новейшими средствами коммуникации, делает малоэффективными попытки автаркии, самоизоляции и сохранения «единой национальной культуры» - одного из главных маркеров национального государства.
Таким образом, основным конфликтом рубежа тысячелетий стало столкновение между дезинтеграцией и снижением эффективности и демократичности национальных государств и растущей экономической, культурной и политической глобализацией.
Сегодня перед мировым
сообществом стоят новые
Информация о работе Мировая политика и международные отношения