Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат
Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.
Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27
самыми разными способами, то на рубеже ХХ и XXI вв. эта грань размывается. Раньше государство, добившись внутренней стабильности, было вполне уверено, что сможет постоять за себя и вовне. В наше время международная сфера может, в принципе, сломать любое, внутренне сколь угодно стабильное государство. С другой стороны, международная сфера может стать мощным фактором внутренней безопасности государства, недостижимой по каким-либо причинам иными средствами. Сейчас Наличие международной безопасности определятся не отсутствием войн и вооруженных конфликтов, не поддержанием военно-стратегического равновесия, а способностью мирового сообщества в целом предвидеть и своевременно осуществлять назревшие перемены.
В последние десятилетия
самую большую угрозу всеобщему миру и
безопасности на глобальном уровне представляло
оружие массового поражения, в первую
очередь ядерное. Хотя с окончанием холодной
войны вероятность крупномасштабного
военного конфликта с применением ядерного
оружия резко снизилась, опасность исходит
из самого факта существования такого
оружия. Одним из механизмов обеспечения
ядерной безопасности является существующий
режим нераспространения ядерного оружия.
Данный международный режим зафиксирован
в Договоре о нераспространении ядерного
оружия (ДНЯО) 1968 г. Все государства
можно разделить на пять групп в зависимости
от обладания ими ядерным оружием, наличия
или отсутствия экономических и технологических
предпосылок для его производства и участия
или неучастия в ДНЯО. В первую группу
входят пять официально признанных ядерными
Государств: США, Российская Федерация,
Китай, Великобритания и Франция. Проблема
заключаются в наличии больших запасов
ядерного оружия у США и РФ. Во вторую группу
входят Израиль, Пакистан и Индия. Опасность,
которую представляют государства второй
группы, заключается в том, что они не участвуют
в ДНЯО, имеют неопределенный статус по
отношению к ядерному оружию, тем самым
расшатывают режим нераспространения
такого вида оружия. Специалисты считают,
что наибольшая опасность в перспективе
может исходить от третьей группы - так
называемых пороговых государств, в которых существуют
предпосылки для создания собственного
ядерного оружия. Если это произойдет,
то будет нарушен баланс сил на региональном,
а возможно и глобальном, уровнях.
В разное время в эту группу включали Алжир,
Ливию, Иран, Ирак, Северную и Южную Корею
и целых ряд других государств. И государства
четвертой группы, и государства пятой
группы, имеющие возможность обладать
ядерным оружием, но обоснованно от нее
отказывающиеся, сегодня участвуют в режиме
нераспространения. Большинство же стран
не входят ни в одну из вышеназванных групп,
они не имеют ни возможности, ни намерений
создавать ядерное оружие. Однако нет
гарантии, что при изменении международной
обстановки в отдельных регионах или в
мире в целом положение в сфере ядерных
вооружений не изменится.
ООН называют универсальной
организацией по обеспечению мира и
безопасности на Земле путем содействия
установлению отношений всестороннего
сотрудничества между странами и
народами на основах равноправия, устранения
силы и угрозы силой как средств
решения международных проблем.
Другим важным полем деятельности
ООН является ее содействие процессу
ликвидации колониальной зависимости
и обретения народами Африки, Азии
и бассейнов Тихого и Атлантического
океанов государственной
Обеспечение международного
мира и безопасности, предотвращение
конфликтов между странами и народами,
достижение фактического равенства
всех государств - членов ООН путем
всестороннего развития экономического,
социального, политического, научного,
культурного сотрудничества - таковы
вкратце главные цели ООН. И как
это ни парадоксально, в достижении
своих главных целей она менее
всего преуспела. Большинство из
многочисленных войн ХХ в., унесших
жизни более 125 млн. человек приходится
на период деятельности ООН. Очень
низка эффективность
После окончания холодной
войны встал вопрос о судьбе ООН
в новых условиях. Россия заинтересована
в сохранении и повышении роли
Организации Объединенных Наций
в системе международных
Предлагается реформировать
и деятельность Генеральной Ассамблеи
ООН. В частности, сократить общее
число принимаемых резолюций, делать
упор на реально выполнимых, исходить
при этом из приоритетности решаемых
задач, их практической значимости. Предлагается
также усовершенствовать
о необходимости упразднения Совета по опеке как органа, утратившего
в современных условиях
смысл своего существования. В то
же время говорится о
Таким образом, краткая попытка обрисовать комплекс главных проблем, с которыми в процессе становления новой модели международных отношений сталкивается мировое сообщество, отнюдь не исчерпывает всего многообразия вопросов, которые возникли перед человечеством. Суммируя все вышеуказанное, приходится констатировать, что обозримое будущее далеко не безоблачно. Развитие цивилизации выносит на повестку дня все новые и все более сложные проблемы. В какой мере их удается решить, какова будет цена снятия противоречий, сейчас сказать трудно, но ясно, что становление новой модели международных отношений будет проходить весьма болезненно и с большими издержками. В то же время накопленный к настоящему моменту опыт решения самых разнообразных и не менее сложных, чем сегодня, проблем позволяет надеяться, что в конечном итоге стремление создать благоприятную внешнюю среду для развития государств, рост их взаимозависимости перевесит все негативные факторы и приведет к формированию более совершенной, по сравнению с предшествовавшими, модели международных отношений.
Список использованной литературы
/ Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
Информация о работе Мировая политика и международные отношения